Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса и предложения. Эластичность – это способность одной переменной реагировать на изменение другой с определенной степенью интенсивности





Эластичность – это способность одной переменной реагировать на изменение другой с определенной степенью интенсивности. При анализе закона спроса (и закона предложения) важно выяснить, насколько значительно изменяется величина спроса (и величина предложения) при том или ином изменении цены, то есть какова эластичность спроса (и предложения).

Эластичность спроса – степень реакции потребителей на изменение цены. Рассматривается также влияние на эластичность спроса других факторов - дохода и цен на другие товары.

Для определения эластичности применяются относительные,процентные изменения переменных, а не абсолютные.

Ценовая эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности Ed. Он показывает относительное изменение величины спроса в связи с изменением цены и исчисляется как отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению цены. При этом для исчисления процентных изменений применяется метод центральной точки, когда в качестве основания берется средний уровень цены и количества продукции на данном интервале изменения цены и количества. Определение коэффициента эластичности по формуле центральной точки имеет вид:

Еd = = .

Эту формулу средней точки называют также дуговой эластичностью. Ее рекомендуют применять к небольшим интервалам изменений цены и величины спроса.

Поскольку величина спроса и цена изменяются в противоположных направлениях, эта формула дает значение эластичности со знаком «минус», который принято игнорировать при характеристике эластичности. Коэффициент эластичности может иметь следующие значения:

Еd > 1эластичный спрос. На каждый 1% изменения цены спрос изменяется больше чем на 1%. Например, если снижение цены на 10% вызывает рост величины спроса на 20%, коэффициент эластичности равен 2, спрос является эластичным.

Еd < 1неэластичный спрос. На каждый 1% изменения цены спрос изменяется меньше чем на один 1%. Например, если снижение цены на 10 % вызывает рост величины спроса на 2%, коэффициент эластичности равен 0,2, спрос является неэластичным.

Еd = 1 – на каждый 1% изменения цены спрос изменяется также на 1% – единичная эластичность.

Еd = 0 - абсолютно неэластичный спрос, когда при изменении цены величина спроса не изменяется.

Еd = ¥ - абсолютно эластичный спрос, когда даже небольшое изменение цены ведет к значительному росту или сокращению величины спроса.

Оценка эластичности по показателю общей выручки. Ценовая эластичность спроса используется в практической деятельности, для определения того, как изменится объем продаж при некотором изменении цены и как при этом изменится денежная выручка продавца.

Доход продавцов (общая выручка) ТR (total revenue) определяется как произведение цены на количество продаваемой продукции: TR = P×Q. Следовательно, доход зависит от двух факторов, которые в связи с законом спроса оказывают противоположное действие:

1) P уменьшается, Q увеличивается;

2) P увеличивается, Q уменьшается.

Поэтому неизвестно, возрастет или снизится общий доход при изменении цены. Результат будет зависеть от того, является ли спрос на данный товар эластичным или неэластичным.

1. Эластичный спрос, Еd > 1:

а) снижение цены Р ведет к возрастанию величины спроса Qd в большей степени, чем снизилась цена. Общая выручка ТR = P×Q увеличивается, так как потери выручки от снижения цены полностью возмещаются приростом выручки от увеличения продаж.

Например: цена Р снижается на 10%, Qd увеличивается на 15%, ТR = P×Q увеличивается на 5%;

б) увеличение цены Р ведет к снижению величины спроса Qd в большей степени, чем повысилась цена. Общая выручка ТR = P×Q уменьшается, так как потери от снижения продаж превышают прирост выручки от увеличения цены.

Например: цена Р возрастает на 10%, Qd уменьшается на 15%, ТR = P×Q уменьшается на 5%.

Таким образом, в случае эластичного спроса при снижении цены выручка ТR растет, а при повышении цены выручка ТR снижается, то есть продавцам выгодно снижать цены.

2. Неэластичный спрос, ЕD< 1:

а) снижение цены Р ведет к возрастанию величины спроса Qd в меньшей степени, чем снизилась цена. Отсюда следует, что ТR = P×Q снижается, так как потери выручки от снижения цены больше, чем прирост выручки от увеличения продаж.

Например: цена Р снижается на 10%, Qd увеличивается на 3%, ТR = P×Q снижается на 7%;

б) увеличение цены Р ведет к снижению величины спроса Qd в меньшей степени, чем повысилась цена. Отсюда следует, что ТR возрастает, так как прирост выручки от увеличения цены превышает потери выручки от снижения продаж.


Например, цена Р увеличивается на 10%, Qd уменьшается на 3%, ТR = P×Q увеличивается на 7%

Таким образом, в случае неэластичного спроса при снижении цены выручка ТR снижается, а при повышении цены выручка ТR = P×Q растет, то есть выгодно повышать цены.

3. При единичной эластичности, ЕD= 1 – общая выручка не изменяется при изменении цены, TR = const, так как изменение цены сопровождается таким же изменением величины спроса.

Графически различная ценовая эластичность спроса может быть условно выражена через различный наклон линий спроса. Эластичному спросу в большей степени соответствует достаточно пологая линия, неэластичному спросу – менее пологая линия, единичная эластичность графически имеет вид гиперболы, абсолютно эластичный спрос – горизонтальная линия, абсолютно неэластичный спрос – вертикальная линия (Рис. 2.4 а,б,в,г).

Определить эластичность можно с помощью показателя общей выручки (дохода). Доход TR графически представляет площадь прямоугольника под кривой спроса, где высота – суть цена товара, а ширина – величина спроса. На графике эластичного спроса (а) доход от снижения цены растет, на графике неэластичного спроса (б) доход от снижения цены снижается, на графике единичной эластичности (в) доход не изменяется.

Следует отметить, что наклон графика спроса зависит от масштаба координатных осей. Поэтому для сравнения эластичности спроса необходимо применять сопоставимый масштаб.

 

p p p

 

8 8 8

4 4 4

D D D

2 5 Q 2 3 Q 2 4 Q

Рис. 2.4а. Эластич- Рис. 2.4б. Неэлас- Рис. 2.4в. Единич-

ный спрос тичный спрос ная эластичность

 

p D2 p 5 TR 9

4 8

D1 3

2 5 TR

Q 1 D Q Q

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Рис. 2.4г. Абсолютно Рис. 2.5а График Рис. 2.5б График

эластичный и неэлас- спроса изменения

тичтичный спрос выручки

 

Однако по общему виду графика спроса можно только условно определить эластичность спроса. Эластичность спроса может изменяться по мере снижения цены, то есть спрос из эластичного превращается в неэластичный. В случае линейной функции спроса (прямая наклонная линия) независимо от наклона к осям координат эластичность будет различной на разных участках (Табл.2.1). Самостоятельно посчитайте коэффициент эластичности и заполните таблицу. Рассмотрите вопрос по графику спроса и графику общей выручки (Рис. 2.5а, б).

 

Таблица 2.1. Изменение эластичности спроса при снижении цены

P Q TR ED
       
       
       
       
       

Факторы эластичности спроса:

1. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши – обычно эластичен.

2. Наличие заменителей. Чем больше заменителей, тем больше эластичность спроса. Товары, у которых есть заменители – это товары эластичного спроса; товары, у которых нет заменителей – товары неэластичного спроса.

3. Удельный вес расходов в доходе потребителя:


а) если доля расходов на данный товар значительная, то это товары эластичного спроса. Повышение цен на данный товар приведет к существенному сокращению покупок этого товара;

б) если доля расходов незначительная, то это товар неэластичного спроса. Повышение цен практически не повлияет на объем покупок.

4. Фактор времени. Для многих товаров спрос более эластичен для длительного промежутка времени. Дело в том, что людям требуется время, чтобы изменить свои привычки. Таким образом: а) в краткосрочном периоде спрос неэластичный; б) в долгосрочном периоде спрос эластичный.







Date: 2015-09-24; view: 541; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию