Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый средний класс и информациональные работники в современной экономике России





Как было показано выше, на Западе переход к экономике знаний тесно связан с качественными изменениями в сфере за­нятости. Ключевым актором этой становящейся новой эконо­мики явился так называемый информациональный производи-

Часть 3. Тип общества и характер неравенства в России

тель. На основе детального анализа зарубежной литературы по проблемам информационального производителя нами соизме­рялись реальные параметры работников отечественного И КГ и сопряженных отраслей. Критерии для выделения работни­ков, которых можно отнести к ядру информациональных про­изводителей, а в социально-классовом измерении — к новым социально-профессиональным слоям нового среднего класса, таковы: наличие особенно ценных для экономики и общества знаний и навыков, в частности навыков работы с ИКТ, посто­янное повышение квалификации и обновление багажа зна­ний, способность работника самостоятельно ставить себе за­дачи, переключаться между различными видами деятельности. Сочетание этих критериев дает работнику возможность не толь­ко комбинировать решение проблем на основе известных реше­ний и подходов, но и предлагать что-то радикально новое. Эти способности являются основным отличием информациональ­ного работника от обычного специалиста и делают первого осо­бо ценным для фирмы, страны, международного рынка труда.

Проблема сводится к тому, есть ли шанс, а если есть, то где предположительно мы сможем в России обнаружить этих но­сителей черт информациональных работников в соответствии с теоретической моделью, сконструированной по западным материалам. С учетом проведенного анализа мы осуществили полуформализованные интервью с информациональными ра­ботниками, прежде всего в единственном городе России, впи­санном в сеть мировых мегаполисов и обладающим признака­ми постиндустриального города, — Москве. Для сопоставления были проведены опросы в крупных жизнеспособных городах-метрополисах: Санкт-Петербурге, Перми, Нижнем Новгороде. Как известно, экономика знаний, в отличие от трансформаци­онной, предъявляет совсем другие требования к качеству рабо­чей силы. Смысл наших полуформализованных углубленных интервью сводился к выяснению соответствия качеств занятых критериям принадлежности к информациональным произво­дителям. Необходимо заметить, что наши респонденты обла­дают некоторыми характерологическими особенностями, при­сущими информациональным работникам.

Глава 14. Средние слои: на пути к информациональному среднему классу?

Во-первых, опрошенные профессионалы и менеджеры вынуждены постоянно осваивать новые навыки, технологии, методы в процессе работы. Наши респонденты упоминали в беседах, что постоянное повышение квалификации, приоб­ретение новых навыков является требованием современного рынка труда: «В процессе работы я постоянно учусь, езжу на кон­ференции, постоянно читаю книги» (Алексей, системный архи­тектор); «Повышение квалификации должно быть обязательно. Сама специальность требует постоянного повышения квалифи­кации, дополнительных знаний» (Анна, юрист).

В основном приобретение новых знаний и навыков и освоение новшеств происходит посредством обучения на ра­бочем месте, а не посредством формального образования. Основными каналами приобретения новых знаний и навыков для опрошенных нами профессионалов и менеджеров являют­ся книги, журналы, сайты, семинары, конференции, которые относятся к сфере их профессиональной деятельности.

Если говорить о формальном образовании, то следует от­метить, что лишь небольшая часть опрошенных нами выразила желание продолжить его в ближайшем будущем. Респонденты говорили о том, что в настоящий момент теоретические зна­ния не всегда востребованы. При этом почти все опрошенные менеджеры отметили низкое качество предлагаемых программ управленческой подготовки. «Очень глубокие знания являют­ся плюсом, но они большей частью не востребованы. По крайней мере, современный рынок труда большие и глубокие знания эко­номической теории не требует. Он даже подчас не подозревает, что эти знания существуют» (Евгений, аналитик).

Во-вторых, о принадлежности опрошенных к информа­циональным работникам также говорит тот факт, что инфор­манты высоко оценивают свою профессиональную востребо­ванность, уникальность своих знаний и навыков. С точки зре­ния опрошенных нами профессионалов и менеджеров, уни­кальным специалиста делает его опыт работы: работа в узкой сфере, комбинация различных навыков и компетенций, а не формальное образование: «Я думаю, что я высокоценный спе­циалист именно в опыте. Я себя оцениваю как человека, который


Часть 3. Тип общества и характер неравенства в России

благодаря набору ситуаций, которые приходилось решать, навер­ное, чем-то схож с уровнем МВА в области управления... Опыт, который человек накапливает в решении проблем (но опыт не эникейщика, а человека, который пытается вникнуть в пробле­му), за это и можно ценить специалиста, и я сам себя оцениваю» (Константин, ИТ).

В-третьих, наши респонденты отмечали, что в их деятель­ности приходится иметь дело не только со стандартными зада­чами, которые требуют тривиальных решений, но и с задачами, решение которых приходится разрабатывать с нуля, своими силами. Эти новаторства позволяли повысить эффективность и конкурентоспособность организации, привлечь новых кли­ентов. В частности, часть респондентов из ИКТ и смежных от­раслей выступала разработчиками нового программного обес­печения, создателями новых методик, подходов, концепций, способов реализации, способов организации работы.

В-четвертых, можно отметить, что информанты ориенти­рованы на реализацию собственного креативного потенциала, на достижение результатов, решение комплексных задач, ре­зультат которых, по их ожиданиям, будет востребован: «В целом мне нравится то, что наш проект развивается, и то, что там можно сделать что-то действительно полезное своими руками, и интересные задачи в том числе» (Сергей, руководитель группы разработчиков); «Карьера как таковая меня не волнует с точки зрения денег и должности. А вот что-то предложить новое и на этом сплотить коллектив и начать работать, делать, чтобы люди почувствовали, что кому-то это нужно, вот это для меня» (Федор, ИТ); «Мне интересна моя работа в первую очередь из-за того, что нужно принимать решения, от которых отчасти за­висит судьба, эффективность организации. Всегда хочется при­внести в нее что-то свое» (Александр, наемный менеджер).

В-пятых, многие респонденты легко согласились бы взять на себя больше ответственности и полномочий, если бы им предложили за это более высокую заработную плату. Большая часть из них, однако, отметила, что для осуществления эффек­тивной деятельности на более высоком посту им может не хва­тить имеющейся квалификации и профессиональных навы­ков. Некоторых профессионалов личный опыт подталкивает

Глава 14. Средние слои: на пути к информациональному среднему классу?

к открытию собственных проектов, созданию своего бизнеса: «Со временем планирую открыть свой бизнес проект. Но будет он не в области информационных технологий. Но знания в этой области существенно помогут мне упростить его открытие и сэкономить средства» (Наталья, ИТ, фрилансер).

Эксперты в своих интервью отметили, что квалификации тех специалистов, с которыми им приходится работать, соот­ветствуют задачам, стоящим перед компаниями. Более того, в российских условиях квалификации российских специали­стов оказываются более адекватными, чем квалификации ино­странных специалистов: «Сейчас большой выбор разных программ. Если вы чувствуете недостаток в чем-то, то можете пойти либо сами поучиться, либо найти на рынке человека, который получил МВА, который мало чем будет отличаться от специалиста, на­нятого из-за рубежа. Плюс к этому не будет проблем с языком и не будет проблем с пониманием местной специфики» (Александр, руководитель ИТ-компании).


Однако при этом экспертами был отмечен ряд недостатков российских информациональных работников. По их мнению, российским профессионалам зачастую не хватает профессио­нализма в узкой сфере, поскольку они являются специалиста­ми очень широкого профиля: «То есть мы во всех областях очень хорошо знаем все. Это, с одной стороны, здорово, т.е. легче рабо­тать, а с другой — плохо, так как нет профессионализма в той конкретной области, для которой человек предназначен. Я счи­таю, что в целом это плохо» (Иван, банк).

Для реализации потенциала информациональных работ­ников, по мнению экспертов, есть ряд ограничений. Первая группа таких ограничений — финансовые: уровень инвестиций в отрасль, наличие платежеспособного спроса на продукцию российских компаний. Иностранные компании имеют боль­шие капитальные и финансовые ресурсы, соответственно они могут тратить больше на исследования и разработки, маркетинг своей продукции, платить большую зарплату персоналу. Ко второй группе ограничений можно отнести общее несовершен­ство институциональной системы: пробелы законодательства, отсутствие действующих легальных механизмов принуждения к исполнению обязательств. Кроме того, эксперты отметили,

Часть 3. Тип общества и характер неравенства в России

что российские компании испытывают проблемы с организа­цией инновационного процесса: разработка новых продуктов и технологий не планируется, многое делается спонтанно.

Респондентам задавался вопрос относительно того, ка­кими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать профессионалом. Ответы традиционных профес­сионалов говорят о том, что, с их точки зрения, очень важны нравственные качества специалистов — «любовь к профессии», «любовь к людям», «умение работать с людьми», «моральное удовлетворение от работы». Для опрошенных же нами профес­сионалов из ИТ и деловых услуг такие ответы не были типич­ными. И традиционными профессионалами, и профессиона­лами из ИТ и деловых услуг также назывались такие качества профессионалов, как образование, опыт работы, компетент­ность, постоянное движение вперед и готовность к изменени­ям, инновационность и креативность: «Ну в первую очередь это, конечно, трудолюбие, любовь к своей работе и самое главное — стремление познать новое и не отставать, потому что если ты стоишь на месте, это значит, что ты идешь назад. Я уже не­сколько раз сказал, что все меняется. Движется, и надо держать руку на пульсе, и профессионал, он именно в этом профессионал, что он постоянно в курсе событий, всю эту новизну он знает» (Георгий, врач акушер-гинеколог, канд. мед. наук, Москва).

В качестве гипотезы для последующей проверки мы можем предположить, что профессионалы из ИТ и деловых услуг более уверены в своих силах, более индивидуалистичны по сравнению с традиционным профессионалами. В пользу этого предполо­жения, на наш взгляд, свидетельствует то, что одним из важных факторов мотивации профессионалов в ИТ и деловых услугах является возможность испытать себя, решив сложную задачу, т.е. утвердить себя в глазах коллег, руководства, клиентов как компе­тентного специалиста. В то же время для этих профессионалов не типичны такие факторы мотивации, как польза людям, любовь и преданность профессии, которые назывались традиционны­ми профессионалами. Профессионалы из ИТ и деловых услуг, видимо, руководствуются в профессии и трудовом пути своими личными интересами, меняя род деятельности по мере того, как они утрачивают к нему исследовательский интерес. Большая


Глава 14. Средние слои: на пути к информациональному среднему классу?

часть опрошенных нами традиционных профессионалов остает­ся в профессии, соглашается на получение мизерных зарплат из-за преданности делу, любви к профессии. Представляется, что такая ситуация немыслима для профессионалов из ИТ и дело­вых услуг. Только единицы из них согласились бы даже на очень интересную работу, приносящую низкий доход.

Для традиционных профессионалов не типично отнесение себя к среднему классу. Такая самооценка своего положения де­лается профессионалами на основе мизерности получаемых ими доходов: «Я так не считаю. Я считаю, что учителя не составляют средний класс по одной простой причинеучитель не может позво­лить себе материально очень многое. Поэтому... средний класс начи­нается тогда, когда можно съездить в отпуск туда, куда захочешь. Когда у меня спрашивают, куда вы поедете в отпуск, я отвечаю: "Докуда денег хватит". Какой же это средний класс?» (Нина, учи­тель физики, Заслуженный учитель России, Пермь).

В целом мы можем отметить, что для профессионалов из ИТ и деловых услуг характерен более высокий уровень оптимизма, более позитивная оценка своего социально-экономического положения по сравнению с «периферией». Респонденты из числа работающих в ИТ и деловых услугах отметили, что их заработок достаточен для всего, кроме при­обретения жилья. В основном наши информанты из числа по­тенциальных информациональных работников относили себя к среднему классу, в частности, по критерию заработка.

Учителя, врачи, инженеры в целом сдержанно оценивают влияние ситуации в стране на развитие их профессии: темпы улучшения ситуации недостаточны, стабильность не достигну­та, материальное обеспечение профессионалов неудовлетво­рительно. «Развитию?Если сравнивать, скажем, лет десять на­зад, то, конечно, способствует. Но способствует довольно-таки медленными темпами» (Тарас, научный сотрудник, челюстно-лицевой хирург, Москва). Напомним, что для профессионалов из ИТ и деловых услуг была типична позитивная оценка влия­ния ситуации в стране на развитие их профессий.

Каждый новый этап развития экономики связан с ее пере­структурированием по секторам и отраслям. Новая экономика в этом отношении основывается на секторах: услуги произ-

Часть 3. Тип общества и характер неравенства в России

водителям, сектор производства знания, сектор производства информационных технологий (средств обработки и распро­странения информации), сектор распространения информа­ции и культурных услуг. Основными акторами развития новой экономики являются информациональные производители, занимающие позиции, которые в зрелой индустриальной эко­номике занимают представители традиционных слоев нового среднего класса.

Насколько нам известно, впервые в нашей отечественной исследовательской практике предпринята попытка выявить наличие и специфические черты информациональных работ­ников в России. Проведенные углубленные интервью привели нас к обоснованным предположениям о том, что в Москве как передовом регионе России такая социально-профессиональная группа сложилась, ее черты адекватны модели типического информационального производителя Запада. Степень распро­страненности этого типа работников, определяющего успех страны в инновационном развитии, нам неизвестна и требует специального изучения.

Мы оценили позиции этих новых представителей средних слоев на локальном (московском) рынке труда и установили отсутствие у них ориентации на эмиграцию и, как следствие, индифферентность по отношению к участию на глобальном рынке труда. С учетом международного опыта мы установили их функциональную грамотность и соответствие требовани­ям, предъявляемым к информациональным производителям. В силу недостаточной открытости руководителей соответ­ствующих фирм в процессе интервьюирования нам не удалось определить в достаточной степени характер использования их человеческого капитала.

Таким образом, на протяжении всех постсоветских лет вновь и вновь дебатировался вопрос о наличии и объеме россий­ского среднего класса. К заключительным и добротным оцен­кам можно отнести (из числа последних на момент написания данной книги) исчисления Т.М. Малевой и Л.Н. Овчаровой. Их вывод таков. По материальным критериям в самый канун кри­зиса 2008-2009 гг. к среднему классу можно было отнести чуть более четверти российских домохозяйств (26%). Социально-

Глава 14. Средние слои: на пути к информациональному среднему классу?

профессиональный средний класс образовывали примерно 20%. Субъективный средний класс — 30%. Всеми тремя базо­выми характеристиками среднего класса обладали лишь 5% российских домохозяйств (это «идеальный средний класс»), а не менее чем двумя (любыми) — около 20%. Эти 20%, по мнению авторов, можно считать обобщенным средним клас­сом [Малева, Овчарова, 2009, с. 90]. По расчетам Н.И. Лапина, проведенным по данным шестой волны Всероссийского мо­ниторинга «Ценности и интересы населения России» (2010 г.) доля среднего класса не превышает 24% (Поиск, 2011, № 18— 19, май, с. 8).

Однако к концу 2000-х гг. все чаще стали выказываться со­мнения в применимости термина «средний класс» к срединным элементам социальной иерархии населения России. Характерно в этом отношении итоговое суждение таких компетентных авто­ров, как И. Самсон и М. Красильникова. Они утверждают, что «упорство в поисках, анализе и препарировании среднего клас­са России — не научный подход, а скорее вера в существование этого класса. Другими словами, российский средний класс — это миф» [Самсон, Красильникова, 2010, с. 72].

Нам представляется, что наиболее корректно заключил этот диспут не социолог, но всемирно известный наш отече­ственный интеллектуал А. С. Кончаловский в своей статье 2010 г.: «...почему в России со времени перестройки не появи­лось среднего класса? Средний класс — это не объем потре­бительской корзины, не автомобиль "Мерседес" и не вилла в Монако. Средний класс — это мировоззрение, сформирован­ное экономической независимостью от власти, и, как след­ствие, создание партии для политической независимости» [Кончаловский, 2010, с. 42]. -,

' ' •••••.•• Глава 15







Date: 2015-09-22; view: 404; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию