Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 17 проблемные (спорные) отрасли международного права⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Международное право охраны окружающей среды. Объектами данной отрасли являются: естественная среда (флора, фауна), водные бассейны, воздух, космос, почва и искусственная среда, созданная человеком. Вначале, в 50-е годы XX века, речь шла о мерах, предотвращающих ресурсы Земли от истощения, а в 70-е годы проблему стали рассматривать шире, как меры по защите окружающей человека среды от деятельности людей, ведущей к экологическому загрязнению. Стало формироваться понятие «международное право окружающей среды» (МПОС). Толчком послужила Стокгольмская конференция 1972 г., на которой была принята Декларация по проблемам окружающей среды. Естественно, что это был не юридический, а скорее политический документ. Но в нем содержались те принципы, которые были затем включены в международные договоры. Они предусматривали: — Рациональное планирование и управление возобновляемыми и — Долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением требуемой чистоты. — Оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей юрисдикции или контроля за экономическими системами вне этих пределов. — Поддержание используемых природных ресурсов на оптимальном уровне, допускающем их восстановление и воспроизводство. Это предполагает строгий контроль со стороны государства за деятельностью предпринимателей. — Недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды. Как видим, реализация принципов требует активного вмешательства и участия государств в природоохранительных мероприятиях. Но этому, однако, препятствует частнособственнический характер деятельности компаний, монополий и ТНК. Налицо объективное противоречие: компаниям нужна максимальная прибыль, а мировому сообществу — экологическая чистота. Вот и говорим, что международное право охраны окружающей среды пока еще складывается, хотя и заключено около двухсот двусторонних и многосторонних договоров. Россия подписала двусторонние договоры о принципах деятельности и поведения государств в отношении окружающей среды с Данией, Германией, Канадой, Норвегией (1992 г.) и о пограничных реках с Финляндией и Швецией (1971 г.). В рамках СНГ подписано Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды и Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения (1992 г.). Создан Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосударственный экологический фонд (МЭФ). С Казахстаном и Украиной Россия в 1992 г. подписала соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов. Прошло 10 лет, но нет практических сдвигов по исполнению указанных соглашений; все осталось по-прежнему: все хотят чистой экологии, но... меры для достижения этого дорогостоящи. К тому же, они вступают в противоречие с интересами частного бизнеса, с рыночными отношениями вообще, требуют более высокой общественной нравственности. На региональном уровне принят ряд соглашений. В 1975 г. в Заключительном акте СБСЕ есть положения, относящиеся к защите окружающей среды. В первую очередь это касается воздуха и водной среды. Ряд договоров заключен в рамках Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК). В 1992 г. по линии ОБСЕ принят документ «Вызов времени перемен», содержащий план действий природоохранного характера для Европы. Многие соглашения заключены в правопорядке Европейского Союза (Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природных средств их обитания в Европе, 1979 г.; Соглашение 1987 г. по прогнозированию и предотвращению технологических катастроф; Соглашение о запрещении использования некоторых веществ в моющих и чистящих средствах 1968 г. и др.). Эти соглашения в целом выполняются, но... они относительно международны, так как действуют всецело в рамках евросоюзного правопорядка под контролем наднациональных органов ЕС. Иными словами, здесь случай особый. Имеются конвенции по региональной экологической защите морей: Средиземное море (Барселона, 1976 г.), Балтийское море (Хельсинки, 1974—1992 гг.), Черное море (Бухарест, 1992 г.), Северо-Восточная Атлантика (Париж, 1992 г.), Северное море (1983 г.). В контексте защиты морской среды действуют также универсальные Конвенции: по морскому праву 1982 г.; по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; о предотвращении загрязнения моря с судов 1973 г.; об охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 г. и т.д. Относительно защиты от загрязнения атмосферы мы имеем Венскую конвенцию об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол к ней 1987 г., а также рамочную Конвенцию об изменении климата 1992 г. Целый ряд международных документов защищает водную среду основных рек, флору и фауну разных регионов, в том числе по защите китов, полярных медведей, котиков, мигрирующих видов диких животных и т.п. В части охраны животных можно говорить об определенном прогрессе. А о мерах, связанных с экологией, такого не скажешь. Государства соглашаются на природно-климатические охранные мероприятия по политическим соображениям, зная заранее, что принимаемые обязательства (без сроков и без фиксированной ответственности) им непосильны. Сам принимал участие в Хельсинкских совещаниях 1974 г. по выработке Конвенции о защите морской среды района Балтийского моря и свидетельствую, что СССР (как и Польша) в силу целого ряда причин не мог не только исключить, но даже существенно понизить загрязнение Балтики стоками с берегов. Здесь мы упираемся не в желание или нежелание государств принять надлежащие меры, а в их возможности, в приоритет ценностей, в морально-нравственные мировоззрения руководящей элиты стран. Итак, мы можем констатировать, что в мире создана определенная совокупность принципов и норм, направленных на экологическую защиту среды обитания человека. А значит, мы имеем соответствующую отрасль права. С другой стороны, положение в мире относительно экологии не улучшается. Принятые государственные нормы, как правило, не исполняются. Есть, конечно, исключения. Они относятся к Скандинавии и к Европе. В целом, весь остальной мир — относительно нищий и голодный — пока не может позволить себе дорогие природоохранные мероприятия. Есть и другой аспект этой проблемы: кто-то из ведущих стран, из тех, у кого есть материальные возможности, и те, кто претендует на лидерство, должны подать пример неукоснительного исполнения принятых международных актов. Но пока этого нет. Вот, скажем, в 1992 г. по инициативе ООН в Рио-де-Жанейро была принята Конвенция, которая обязала развитые страны, которые дают 60% выбросов вредных газов, к 2000 г. снизить эти выбросы до уровня 1990 г. К апрелю 1998 г. эту Конвенцию ратифицировали 174 страны. А в 1997 г. страны — участницы этой Конвенции приняли в Киото юридически обя-азтельный Протокол. Он предусматривал обязательства промышлен- но развитых стран снизить совместные выбросы газов, вызывающих парниковый эффект, на 5,2% от уровня 1990 г. Но так не получилось. Буш, став президентом США, в угоду американским монополиям объявил о выходе из Протокола. А дело в том, что на США, где проживает всего 4% населения Земли, приходится 25% всех вредных выбросов в атмосферу, вызывающих парниковый эффект. Снижать выброс газов монополиям невыгодно, вот и подали США антипример. Жаль, конечно, но такова жизнь капиталистического общества: прибыль превыше всего. Международное экономическое право общественно полезно, но оно повернуто как бы в будущее; до него еще дорасти надо! Международная правовая борьба с терроризмом. Она заметно идет в двух уровнях: международно-правовом публичном и, более широко и более успешно, в частноправовом. В первом случае отметим такие акты: Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (1973 г.); Конвенция ООН о борьбе с захватом заложников (1979 г.); Венская конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.); Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988 г.); Конвенция ООН о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.); ряд соглашений по борьбе с терроризмом на воздушном транспорте заключен по линии Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В развитие указанных и иных публично-правовых актов были заключены многочисленные соглашения о правовой помощи, в которых государства определяли пути и методы сотрудничества в борьбе с терроризмом. В целом, эти. правовые акты работают, хоть и с разной степенью эффективности. Много здесь зависит от политических взаимоотношений. В любом случае формальное отношение государств к исполнителям конкретных террористических актов совпадает. Сложнее обстоит дело, когда речь заходит о силах, вдохновляющих и финансирующих этих исполнителей. Террористы сильны не сами по себе, а связями, которые от них идут вверх до государственного уровня. Террор — это средство политической борьбы. С его помощью дестабилизируются противные режимы и общества. И, конечно же, с террором не покончить никогда, пока не будут прерваны все связи террористов с их высокопоставленными патронами. В 70-е — 80-е годы в рамках ООН неоднократно поднималась и остро обсуждалась тема государственного терроризма. В 1984 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 39/159, в которой осуждалась политика терроризма в качестве метода ведения дел с другими государствами и народами. В дискуссиях критика была конкретной, указывались в качестве покровителей терроризма западные страны и особенно США. В ряде других резолюций, также принятых на ГА ООН, осуждалась поддержка со стороны государств действий террористов. Казалось бы, вопрос ясен. Но с распадом СССР мировое сообщество как бы перестало видеть истинную причину международного терроризма. Точнее: СМИ говорят кто стоит за албанскими, чеченскими, талибскими и иными террористами, а государственные деятели, не отрицая этого, предпочитают бороться с терроризмом абстрактно, пытаясь списать все на религиозную нетерпимость. Но религия к этому не имеет отношения. Фанатизм — это внешний фасад, искусственный, общего политического явления. Ни одно вероучение не призывает к террору. Террорист, как любой убийца, вне религии, да и вне политики. Он работает на заказчика. А заказчики международного терроризма известны: это прежде всего правящий клан Соединенных Штатов Америки, превративший весь мир в зону жизненных американских интересов. Борьба с терроризмом начинает приобретать другой — военно-политический — контекст. И об этом предпочитают не объявлять. Но когда в июне 2001 г. в Шанхае собралась «шестерка» (Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Узбекистан и Таджикистан) и договорилась о совместных действиях в борьбе с международным терроризмом, забеспокоились не руководители талибов, чеченцев или албанцев, а именно США. Они понимают, что складывающийся союз объективно направлен против них. На воре загорелась шапка! Получается, таким образом, что право бессильно перед политической реальностью. Можно принять любые нормы антитеррористического характера, но пока мировое сообщество не найдет способа заставить США (а с ним и НАТО) действовать на мировой арене в соответствии с Уставом ООН, все это бесполезно. Странно, но факт: до сих пор, из-за противодействия Запада, не удалось в рамках ООН выработать определение понятия «международный терроризм». И дальше США не позволят этого сделать, как в свое время не одно десятилетие они препятствовали выработке определения понятия «агрессия». Вот и делайте выводы, кто в международных отношениях проводит политику государственного терроризма и кто является агрессором; а в соответствии с выводом стройте свою внешнюю политику. Ответственность за особо тяжкие международные преступления. Эта проблема чревата многими неразрешимыми противоречиями и потенциально опасна для международного права. Казалось бы, вопрос ясен и. прост. После Второй мировой войны в Уставах Международных военных Нюрнбергского и Токийского трибуналов была дана квалификация наиболее опасных преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности. На скамью подсудимых сели немецкие и японские военные преступники. Их осудили и наказали. Наказали победители, на совести которых тоже было немалое число таких же преступлений. Чего стоит атомная бомбардировка США японских городов Хиросима и Нагасаки или уничтожение с воздуха Дрездена! Вообще англо-американцы бомбили территорию Германии жестоко и без разбора. И им все сошло с рук! Затем, в начале 50-х годов, они повторили это против Северной Кореи; в 60-е — 70-е годы — против Вьетнама. Причем во Вьетнаме против мирного населения применялись яды и газы. И тоже без последствий! И последнее: варварские бомбардировки в марте — июне 1999 г. территории Югославии, а в конце 2001 — начале 2002 гг. — территории Афганистана. И все это без объявления войны в обход Совета Безопасности ООН. А уж сколько США вмешивались в дела других государств, посылали войска, покушались на их руководителей — не счесть! В Югославии они применили обедненный уран, подвергли радиационному заражению обширные районы. И опять-таки, США и НАТО все можно! Мы уже не говорим о проводимой ранее колониальной политике, геноциде, политике апартеида и расизма, о захвате и насильственном удержании части территории Кубы (база США — Гуантанамо), что является агрессией. Список преступлений США и их союзников можно продолжать. А теперь посмотрим, что происходит на правовом уровне. Комиссия международного права ООН выработала в 1994 г. проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества и Устав международного уголовного суда. Там мы находим преступления, указанные в Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов, плюс к этому: агрессия, угроза агрессией, вмешательство, колониальное господство, апартеид, наемничество, международный терроризм, геноцид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления, незаконный оборот наркотиков, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде. Кто должен нести ответственность? Государства — политическую и материальную ответственность, физические лица, в том числе государственные деятели, — индивидуальную уголовную ответственность, независимо от срока давности совершенного преступления. В Кодексе говорится и о многом другом, относящемся к конкретным мерам создания международной юстиции и ее деятельности. Нет сомнений, что упомянутый проект Кодекса — дело хорошее, но работа над ним не ведется. Кто мешает? Все те же: США и страны НАТО. Они делают вид, что их беспокоит проблема борьбы с международными преступлениями, но никогда не пойдут на создание независимых объективных органов международной юстиции, приемлемой в равной степени для всех государств. Им нужна карманная юстиция, защищающая только их интересы, нужен инструмент давления на тех, кто пытается поступать на международной арене независимо. Вот и был в 1993 г. Советом Безопасности ООН (не имеющим на это компетенции) создан Международный трибунал по бывшей Югославии. Орган абсолютно незаконный, орган насилия и запугивания государственных должностных лиц, не подчиняющихся диктату США и НАТО. В контексте нашей темы нельзя не затронуть проблему организации Международного уголовного суда (МУС). Соответствующее решение и статут МУС содержатся в Римской конвенции 1997 г. В юрисдикцию Суда входят военные преступления, преступления против человечности и геноцид. К работе Суд приступил формально 1 июля 2002 г. и тут же '«забуксовал»: США, которые подписали Конвенцию, но не ратифицировали, потребовали иммунитета для своих граждан, участвующих в миротворческих операциях. А в настоящее время в мире проводится 15 миротворческих операций. США оплачивают 30% расходов на эти операции, и суммарно в них участвуют десятки тысяч американских военных. Миротворческие операции проводятся прежде всего в интересах США в целях оказания давления на неугодные государства. Требование США об иммунитете вызвало сильное замешательство в мировом сообществе: нельзя было допустить односторонних преимуществ для американцев, не подрывая основных принципов правосудия. За дело принялся Совет Безопасности ООН, который к вечеру 12 июля с.г. принял резолюцию компромиссного характера. Согласно ей, любые обвинения военнослужащих из стран, не ратифицировавших Римский статут МУС и занятых в миротворческих операциях ООН, будут отложены на один год и затем СБ ООН вновь вернется к этому вопросу (Индия, Китай и Россия также не ратифицировали Римскую конвенцию). В связи с этим делом возникает ряд вопросов: —Если СБ ООН решает проблему компетенции МУС, то является ли последний действительно независимым судебным органом? —Действует ли в отношении США международное право, основанное на принципе суверенного равенства всех государств? —Можно ли полагаться на США как на миротворца, если они, —Какова современная роль ООН: это независимый международный орган или проводник американского влияния в мире? —Каким образом собирается работать МУС (судебный орган), не Наиболее верную, на наш взгляд, оценку ситуации вокруг МУС дал глава правозащитной организации «Хьюман райтс уотч» Ричард Дикер: «Я не думаю, что здесь дело в миротворцах... Правительство США, движимое неправильной, односторонней политикой, хотело нанести удар по Международному уголовному суду. К этому новому суду у американцев навязчивая, иррациональная враждебность, Они проводят в жизнь двойные стандарты. То, чему подчиняется весь остальной мир, должно относиться и к американским гражданам». В целом ситуация вокруг МУС лишний раз доказывает, что сфера международного регулирования уголовных преступлений еще далека от единообразного понимания мировым сообществом. Еще рано выводить эту сферу из-под национальной юрисдикции. Любого преступника, в том числе международного, судить должны, как это и было всегда, судебные органы государств. На этот счет, кстати, в национальных уголовных кодексах есть соответствующие нормы. В России в Уголовном кодексе есть статьи 353, 356 и 357, которые за указанные преступления предусматривают наказания до 20 лет, а за геноцид и того больше — пожизненное заключение или смертную казнь. Получается, что благородное дело борьбы с теми, кто совершает международные особо тяжкие преступления, ушло в сугубо политическую сферу. В ней есть политический диктат, но ни грана права. Опасность для международного права состоит в том, что Запад фактически отрицает основополагающий общий принцип суверенного равенства государств. Если субъекты международного правопорядка лишаются суверенного равенства, если легализуется господство в нем определенной группы государств, то о каком праве можно говорить? Или оно всего лишь должно проложить дорогу США к мировому господству? Отсюда вытекает основная задача сегодняшнего дня: не допустить развала и ликвидации традиционного, сложившегося международного права. Давайте сначала исполним это право, а затем, коли все с этим согласятся, займемся его новацией. Date: 2015-09-24; view: 351; Нарушение авторских прав |