Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовительный этап выполнения манипуляции. 2 page





 

АНТРОПОМЕТРИЯ

 

Показания.Оценка естественной прибавки веса, физического развития, определение антропометричес­ких показателей при различных состояниях и заболева­ниях (например, физиологической убыли первоначаль­ной массы тела, потере массы при обезвоживании), для расчета дозы лекарственных средств.

 

ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА

 

Общие сведения.Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать вместе с одеждой, вычитая затем из полученной величины ее вес.

Для оценки физического развития ребенка получен­ные данные сопоставляются с расчетными долженству­ющими величинами. Более точную оценку проводят, используя центильные таблицы (графики).

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или ча­шечных), у детей старше двух лет - на рычажных медицинских весах.

 

 

ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА

НА ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ВЕСАХ

 

Оснащение рабочего места: 1) весы медицинские; 2) пеленка; 3) емкость с дезинфицирующим средством для обеззараживания поверхностей; 4) емкость-дозатор с антисептическим средством для обеззараживания рук (в палате новорожденных); 5) пеленальный стол; 6) ветошь.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение манипуляции.

3. Установить весы на неподвижной поверхности (обычно на тумбочку возле пеленального стола).

4. Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом индикаторе засветится рамка. Через 35—40 с на табло появятся цифры (нули). Оставить ве­сы включенными на 10 мин.

5. Проверить весы: нажать рукой с небольшим уси­лием в центр лотка — на индикаторе высветятся показа­ния, соответствующие усилию руки; отпустить грузо­подъемную платформу — на индикаторе появятся нули.

6. Обработать поверхность весов дезинфицирую­щим раствором. Вымыть и просушить руки.



7. Положить на грузоподъемную платформу пелен­ку — на индикаторе высветится ее вес. Сбросить вес пе­ленки в память машины, нажав кнопку «Т» — на инди­каторе появятся нули.

Основной этап выполнения манипуляции.8. Раздеть ребенка.

9. Осторожно уложить на платформу сначала ягодичками, затем плечиками и головой. Ножки следует придерживать. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка, слева от значения массы значок «О», обозначающий, что взвешивание за­кончено. При перегрузке весов на табло высветится надпись «END». Спустя 5—6 с можно сбросить полу­ченный результат. Значение массы фиксируется 35 — 40 с, затем, если не нажать кнопку «Т», показания весов автоматически сбрасываются на «О».

10. Снять с весов пеленку. Весы автоматически уста­навливаются на «О».

Заключительный этап выполнения манипуляции.11. Дезинфицировать рабочую поверхность весов.

12. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

Возможные осложнения: 1) травмирование ребенка при падении; 2) переохлаждение.

 

ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА

НА ЧАШЕЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ВЕСАХ

 

Оснащение рабочего места— см. Измерение массы тела на электронных медицинских весах.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение манипуляции.

3. Установить весы на неподвижной поверхности.

4. Обработать лоточную часть весов дезинфициру­ющим раствором. Вымыть и просушить руки.

5. Уравновесить весы, предварительно передвинув обе гири на нулевое деление. Уравновешивание дости­гается вращением противовеса. Если стреловидный от­росток коромысла поднят вверх, противовес вращается вправо, если вниз — влево. При уравновешенных весах стреловидный отросток будет находиться на одном уровне с отростком, неподвижно закрепленным на кор­пусе.

6. Закрыть затвор.

7. Постелить на весы сложенную в несколько раз пеленку. Ее меняют после каждого взвешивания и не используют для пеленания.

Основной этап выполнения манипуляции.8. Уло­жить ребенка на весы. Голова и плечи должны распола­гаться на широкой части чашки весов, ноги — на узкой.

9. Открыть затвор, передвинуть гирю на нижней штанге до момента ее падения вниз. После этого смес­тить гирю на одно деление влево. Затем начать плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия. Результат взвешивания определить по шкале слева от края гири.

10. Закрыть затвор и снять ребенка с весов. Обе гири установить на нулевое деление, сместив их максималь­но влево.

11. Взвесить использованную пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу из первоначаль­ной общей массы.

Заключительный этап выполнения манипуляции.12. Дезинфицировать рабочую поверхность весов.

13. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

Возможные осложнения: 1) травмирование ребенка при падении; 2) переохлаждение.

 

ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА



 

Общие сведения.Длина тела у детей до 1 года изме­ряется горизонтальным ростомером, у детей старшего возраста - вертикальным. В возрасте от 1 года до 3 лет вместо нижней площадки используют откид­ную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева. При измерении длины тела обнажать ребенка необязательно, достаточно снять шапочку, пинетки, верхнюю одежду.

Измерение длины тела у детей старшего возраста выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стой­ке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в по­ложении, при котором нижнее веко и верхний край козел­ка уха находятся в горизонтальной плоскости. Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от еенижнего края определяется по шкале длина тела.

Антропометрия новорожденных в родильном зале имеет некото­рые особенности. После обработки кожи новорожденного заворачивают в стерильную пеленку и взвешивают. Из полученных данных вычитают массу пеленки. Длину тела, окружности го­ловы и груди определяют по обычной методике стериль­ной сантиметровой лентой или тесьмой из медицинской клеенки, вложенной в стерильный индивидуальный комплект ново­рожденного. Если для измерений пользовались тесьмой, ее сопоставляют с делениями сантиметровой линейки на бортике пеленального стола или со шкалой электронных весов. Касатьсялентой бортика (шкалы) за­прещается.

 

ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Оснащение рабочего мес­та:1) ростомер горизонталь­ный; 2) пеленка; 3) емкость с дезинфицирующим средством для обеззараживания по­верхностей.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение манипуляции.

3. Установить горизонтальный ростомер на стол шка­лой к себе.

4. Обработать ростомер дезинфицирующим раство­ром. Вымыть и просушить руки. Постелить на росто­мер пеленку.

Основной этап выполнения манипуляции.5. Ребен­ка уложить на ростомер так, чтобы голова плотно при­касалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной верти­кальной плоскости. Ноги ребенка должны быть вы­прямлены легким нажатием на колени и прижаты к до­ске ростомера.

6. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подвижную планку ростомера.

7. Определить по шкале длину тела ребенка. Длина тела равна расстоянию между неподвижной и подвиж­ной планками ростомера.

Заключительный этап выполнения манипуляции.8. Дезинфицировать рабочую поверхность ростомера.

9.Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

Возможные осложнения: 1) переохлаждение; 2) травмирование при неосторожном выполнении измерения.

 

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

 

Общие сведения.Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Ок­ружность грудной клетки у детей раннего возраста оп­ределяют только в состоянии покоя, у старших — в по­кое, при вдохе и выдохе.

У девочекпубертатного возраста с развитыми грудными железами ленту прово­дят спереди на уровне верхнего края 4-го ребра над молочными железами. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

Оснащение рабочего места:1) сантиметровая лента; 2) мыло; 3) емкость с дезинфицирующим средством для обеззараживания ленты.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1. Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.

2. Получить согласие на выполнение манипуляции.

3. Уложить (усадить) ребенка.

Основной этап измерения окружности головы.4. Провести сантиметровую ленту через затылочный бугор сзади и по надбровным дугам спереди.

5. Определить по ленте величину окружности го­ловы.

Основной этап измерения окружности грудной клетки.6. Наложить сантиметровую ленту сзади под нижним углом лопаток, спереди - по нижнему краю околососковых кружков.

7.Определить по ленте величину окружности груд­ной клетки. При этом рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани.

Заключительный этап измерения окружности голо­вы и грудной клетки.8. Дезинфицировать сантиметровую ленту, промыть под проточной водой с мылом, просу­шить.

Возможные осложнения: 1) переохлаждение; 2) травмирование при неосторожном выполнении измерения.

 

Приложение 3

к Инструкции по технике выполнения

лечебных и диагностических процедур

и манипуляций по дисциплинам «Сестринское дело в педиатрии», «Педиатрия» по специальностям 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело»

 

3. ЛЕЧЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И МАНИПУЛЯЦИИ

 

САНАЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

 

Показания: 1) неспособность больного к самостоятельному удалению патологического содержимого из дыхательных путей.

Общие сведения.Санация проводится из носа, ротоглотки, трахеи и бронхов. Для выполнения процедуры используют ин­дивидуальные отсасыватели, резиновый баллон с мяг­ким наконечником, аспираторы. Наиболее эффектив­но отсасывание аспираторами с помощью катетеров. В зависимости от назначения катетеры имеют различную длину, формы изгиба, диаметр и число отверстий. Удобны катетеры с вакуум контролем.

Для уменьшения вязкости секрета дыхательных путей применяют щелочные, соле-щелочные и др. ингаляции. С целью улучшения отхождения секрета проводят перкуссионный массаж, постуральный дренаж (ротацию ребенка), трахеобронхиальный лаваж.

 


САНАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРООТСОСА

 

Оснащение рабочего места:1) электроотсос и соеди­нительные трубки; 2) система обеспечения подачи кис­лорода; 3) стерильный аспирационный катетер; 4) стерильный раствор для увлажнения катетера (раствор натрия хлорида 0,9% или вода дистиллирован­ная, раствор фурацилина водный в разведении 1:5000); 5) стериль­ный материал (марлевые салфетки) в упаковке или бик­се; 6) стерильный пинцет; 7) пинцет для работы с ис­пользованным инструментарием; 8) лоток для оснаще­ния; 9) лоток для использованного материала; 10) меди­цинские перчатки, маска; 11) манипуляционный столик; 12) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук; 13) емкости с дезин­фицирующим средством для обеззараживания рук, фартука, поверх­ностей и использованного оснащения.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1. Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности манипуляции.

2. Вымыть руки под проточной водой, дважды намыли­вая, просушить разовой салфеткой (индивидуальным полотенцем). Надеть перчатки.

3. Обработать дезинфицирующим раствором лоток для оснащения, инструментальный столик. Вымыть ру­ки в перчатках проточной водой с мылом, просушить, обработать антисептическим средством.

4. Поставить на инструментальный столик необхо­димое оснащение. Вскрыть упаковку со стерильными салфетками, предварительно проверив ее целостность и срок годности.

5. Заполнить банку-сборник электроотсоса дезин­фицирующим раствором, проверить готовность элект­роотсоса к работе (давление в системе 0,2—0,4 атм, гер­метичность крепления).

6. Уложить ребенка.

Основной этап выполнения манипуляции. Санация верхних дыхательных путей.7. Распечатать упаковку с катетером, предварительно проверив герметичность и срок ее годности.

8. Присоединить катетер к отсасывающей соедини­тельной трубке электроотсоса. Для этого пинцетом из­влечь катетер из упаковки, проверить его целостность; вводимый конец катетера вложить в руку на салфетку, другой его конец присоединить к электроотсосу.

9. Переложить катетер с марлевой салфеткой в пра­вую руку и взять его как писчее перо на расстоянии 3 — 5 см от вводимого конца.

10. Увлажнить катетер.

11. Для санации через рот: ввести катетер в полость рта, не касаясь задней стенки глотки. Перед санацией полости рта и ротоглотки у маловесных новорожден­ных в носовые ходы вводят по 0,5 мл раствора натрия хлорида 0,9%.

Для санации через нос: ввести катетер, осторожно продвигая его вперед и вниз на 4—6 см через нижний но­совой ход с помощью вращательных движений в местах сопротивления. Аспирационный катетер может быть без вакуумной ловушки. Новорожденным с массой менее 1200 г аспирационный катетер в полость носа не вводят.

12. Подключить электроотсос и произвести преры­вистую аспирацию в течение 5 —15 с в зависимости от возраста больного. Санация повторяется до полного удаления содержимого.

13. Быстро удалить катетер. Больным в тяжелом со­стоянии подать увлажненный кислород.

Санация эндотрахеальной трубки. Подготови­тельный этап выполнения манипуляции.П. 1—6— см. Санация с помощью электроотсоса.

7. Обработать руки в перчатках антисептическим средством.

8. За 2—3 мин до начала аспирации увеличить кон­центрацию кислорода в дыхательной смеси до 100% под контролем показателей насыщения крови кислоро­дом (SaO2). По показаниям предварительно производят премедикацию для предотвращения рефлекса блужда­ющего нерва.

9. Распечатать упаковку с катетером, проверив ее герметичность и срок годности.

10. Присоединить катетер к отсасывающей соедини­тельной трубке электроотсоса.

11. Переложить катетер с марлевой салфеткой в правую руку и взять его как писчее перо на расстоянии 3—5 см от вводимого конца.

12. Ввести катетер и произвести прерывистую аспи­рацию в течение 5 —15 с. Аспирационный ка­тетер должен свободно проходить в эндотрахеальную трубку. Глубина введения катетера у новорожденного составляет 7 — 14 см.

13. Быстро удалить катетер.

14. Сохранить повышенную концентрацию кисло­рода до нормализации пара

метров насыщения крови кислородом.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 15. Оценить характер и обьем аспирированного содержимого. По назначению врача отправить материал в микробиологическую лабораторию на посев.

16. Использованный катетер промыть и обеззаразить в емкости с дезинфицирующим раствором. Провести дезинфекцию сосуда-сборника, деталей из пластмассы и резины, контактировавших с отсасывающей жидкостью. Снимать крышку с заполненного сосуда-сборника и опорожнять содержимое разрешается только в специально отведенном для этого помещении.

17. Обработать антисептическим средством руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

18. Отметить в истории болезни время и частоту санации, характер содержимого, реакцию ребенка.

Возможные осложнения: 1) гипоксемия; 2) ателектазы; 3) травмирование тканей; 3) инфицирование; 4) выпадение интубационной трубки из просвета трахеи; 5) аритмии сердца.

 


САНАЦИЯ РОТОГЛОТКИ (НОСА)

С ПОМОЩЬЮ РЕЗИНОВОГО БАЛЛОНА

 

Оснащение рабочего места:1) резиновый баллон; 2) стерильный аспирационный катетер; 3) стерильный раствор для увлажнения наконечника резинового бал­лона (катетера) (раствор натрия хлори­да 0,9% или вода дистиллированная, раствор фурацилина водный в разведении 1:5000); 4) стерильный материал (марлевые салфетки) в упаковке или биксе; 5) стерильный пинцет; 6) лоток для оснащения; 7) лоток для использованного материала; 8) медицинские перчатки, маска; 9) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук; 10) манипуляционный столик; 11) две емкости с дезинфицирующим средством для промывания резино­вого баллона (фурацилин в разведении 1:5000); 12) ем­кости с дезинфицирующим средством для обеззаражи­вания поверхностей, использованного медицинского инструментария и оснащения.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1. Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности манипуляции.

2. Вымыть руки под проточной водой, дважды намыли­вая, просушить разовой салфеткой (индивидуальным полотенцем). Надеть перчатки.

3. Обработать дезинфицирующим раствором лоток для оснащения, инструментальный столик. Вымыть ру­ки в перчатках проточной водой с мылом, просушить, обработать руки антисептическим средством.

4. Постелить пеленку на матрац пеленального стола.

5. Поставить на инструментальный столик необхо­димое оснащение. Вскрыть упаковку со стерильными салфетками, предварительно проверив ее целостность и срок годности.

Основной этап выполнения манипуляции.6. Уло­жить ребенка.

7. Распечатать упаковку с катетером, предваритель­но проверив герметичность и срок ее годности.

8. Присоединить катетер к резиновому баллону. Для этого захватить пинцетом марлевую салфетку и поло­жить ее на пальцы левой руки; вводимый конец катете­ра вложить в руку на салфетку, другой конец катетера подсоединить к резиновому баллону.

9. Сжать резиновый баллон и ввести наконечник (катетер) в полость ротоглотки (носа).

10. Разжать баллон и извлечь наконечник.

11. Опорожнить баллон. Для этого его необходимо опустить в емкость с дезинфицирующим раствором (раствор фурацилина водный в разведении 1:5000) и, сжав, удалить содер­жимое. Не разжимая поместить в другую емкость с дез­инфицирующим раствором и набрать жидкость. Содер­жимое баллона выпустить в первую емкость.

12. При необходимости продолжают санацию, каж­дый раз освобождая и промывая баллон по вышеизло­женной методике.

Заключительный этап выполнения манипуляции.13. Использованный резиновый баллон, катетер про­мыть и обеззаразить в емкости с дезинфицирующим раствором.

14. Обработать антисептическим средством руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

Возможные осложнения: 1) травмирование тканей; 2) инфицирование.

 


ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ

Показания: гипоксия различного происхождения.

Общие сведения.Различают ингаляционные, неингаляционные (внелегочные) и гипербарические методы подачи кислоро­да. Режим оксигенотерапии может быть непрерывным или сеансами по 30-60 мин.

При проведении процедуры необходимо соблюдать требования: обеспечивать проходимость дыхательных путей, соблюдать назначенную врачом концентрацию кислорода, обеспечивать увлажнение, при необходимости и обогрев кислорода, контролировать назначенное врачом время подачи кислорода, по монитору - частоту дыхания и сердечных сокращений, напряжение кислорода в крови, соблюдать технику безопасности в работе с кислородом.

 

 


ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ

С ПОМОЩЬЮ НОСОГЛОТОЧНОГО КАТЕТЕРА

 

Оснащение рабочего места:1) источник кислорода; 2) увлажнитель кислорода (аппарат Боброва или его модификации); 3) стерильный носоглоточный катетер; 4) стерильный раствор для увлажнения катетера (раствор натрия хлорида 0,9% или вода дистиллиро­ванная, раствор фурацилина водный в разведении 1:5000); 5) сте­рильный материал (марлевые салфетки) в биксе или в упаковке; 6) пинцет, шпатель в упаковках; 7) пинцет для работы с использованным инструментарием; 8) ло­ток для оснащения; 9) лоток для использованного мате­риала; 10) лейкопластырь, ножницы; 11) медицинские перчатки; 12) емкость-дозатор с антисептическим средством для обеззараживания рук; 13) емкости с дезин­фицирующим средством для обеззараживания поверхностей, использованного медицинского инструментария и оснащения.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности манипуляции.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение манипуляции.

3. Вымыть руки проточной водой, дважды намыливая. Просушить их разовой салфеткой (индивидуальным полотенцем), надеть перчатки.

4. Обработать дезинфицирующим раствором лоток для оснащения, инструментальный столик. Вымыть ру­ки в перчатках проточной водой с мылом, просушить.

5. Приподнять изголовье пеленального матраца, по­стелить на него пеленку.

6. Поставить на инструментальный столик необхо­димое оснащение. Вскрыть упаковку с марлевыми сал­фетками, предварительно проверив целостность упа­ковки, срок ее годности.

7. Заполнить жидкостью аппарат Боброва. Длин­ную трубку аппарата погрузить в жидкость и подсоеди­нить к источнику кислорода. Проверить проходимость устройства.

Основной этап выполнения манипуляции.8. При­дать ребенку возвышенное положение. Для этого уложить его так, чтобы голова и верхняя часть туловища находились на приподнятом изголовье матраца.

9. Убедиться в проходимости дыхательных путей, при необходимости очистить носовые ходы.

10. Обработать руки в перчатках антисептическим средством. Распечатать упаковку с катетером, предваритель­но проверив герметичность и срок ее годности.

11. Измерить глубину введения катетера. Она определяется расстоянием между крылом носа и козелком уха. Касаться лица ребенка при измерении недопустимо. В случае отсутствия стандартной метки, выполнить ее полоской стерильного лейкопластыря.

12. Переложить катетер с марлевой салфеткой в правую руку и взять его как писчее перо на расстоянии 3 — 5 см от вводимого конца.

13. Увлажнить катетер.

14. Ввести катетер по нижнему носовому ходу до метки. При введении катетер держат перпендикулярно к поверхности лица в руке.

15. Проконтролировать положение катетера с по­мощью шпателя. Катетер введен правильно, если его кончик виден в зеве и находится на 1 см ниже малого язычка. Более высокое его расположение ве­дет к снижению напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе, аболее низкое — к аэрофагии (попадание воз­душной смеси в желудок).

16. Закрепить наружную часть катетера к щеке больного полосками лейкопластыря.

17. Подсоединить катетер через резиновую трубку (длиной не более 60 см) к короткой трубке увлажните­ля, расположенной над жидкостью.

18. Отрегулировать скорость подачи кислорода. Она контролируется ротаметром или по быстроте про­хождения пузырьков газа через увлажнитель.

19. Через 30—60 мин с целью предупреждения про­лежней и высушивания слизистой оболочки носовых ходов следует поменять положение катетера в другой носовой ход. Предварительно следует отключить пода­чу кислорода.

20. После завершения сеанса оксигенотерапии от­ключить подачу кислорода.

21. Извлечь катетер.

Заключительный этап выполнения манипуляции.22. Ввести в носовой ход 2—3 капли раствора с сосудо­суживающим, дезинфицирующим действием.

23. Продезинфицировать рабочие поверхности, катетер (в двух емкостях с дезинфицирующим раствором: в 1-ой промыть, во 2-ой – замочить), перчатки. Снять перчатки.

24. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

Возможные осложнения оксигенотерапии: 1) травмирование слизистых оболочек; 2) кислородная интоксикация; 3) остановка дыхания; 4) снижение объема вентиляции, гиперкапния.


КОРМЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЖЕЛУДОЧНЫЙ КАТЕТЕР (ЗОНД)

 

Показания.Отсутствие сосательного и глотатель­ного рефлексов.

Общие сведения.Кормление через катетер прово­дится недоношенным детям или при некоторых заболеваниях, когда естественное питание через рот бывает невозможным. В зависимости от возраста ребенка ис­пользуются желудочные катетеры с различным диаме­тром. Катетер вводится в желудок через рот или носо­вой ход. Кратность кормлений через зонд обычно составля­ет 7—8 раз в сутки. При пролонгированном зондовом кормлении с помощью шприцевого дозатора время введения молока не должно превышать 3 ч.

Оснащение рабочего места:1) флакон с молоком; 2) емкость с теплой водой для подогрева молока, вод­ный термометр; 3) стерильный желудочный катетер; 4) шприц объемом 20 мл; 5) кислородная маска с систе­мой обеспечения подачи кислорода; 6) стерильный ма­териал (марлевые салфетки) в биксе или крафт-пакете; 7) лоток для оснащения; 8) лоток для использованного оснащения; 9) пинцет в крафт-пакете; 10) пеленки; 11) перчатки; 12) водонепроницаемый обеззараженный фартук; 13) инструментальный столик; 14) пеленаль-ный стол с матрацем; 15) емкость-дозатор с антисептическим средством для обеззараживания рук; 16) емкости с дезинфицирующим средством для обеззараживания поверхностей и ис­пользованного оснащения.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1. Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности манипуляции.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение манипуляции.

3. Вымыть и просушить руки.

4. Надеть фартук, перчатки.

5. Дать в кроватке ребенку кислород на 3—5 мин для предупреждения приступа асфиксии.

6. Обработать дезинфицирующим раствором лотки, инструментальный столик, пеленальный матрац. Вы­мыть и просушить руки.

7. Поставить на инструментальный столик необхо­димое оснащение.

8. Поставить флакон с молоком в воду, подогретую до 40—45 °С. Осуществлять контроль температуры с помощью водного термометра.

9. Приподнять изголовье пеленального матраца и постелить на него пеленку. Взять фланелевую пеленку и свернуть ее в виде валика.

Основной этап выполнения манипуляции.10. Уло­жить ребенка на пеленальный стол с приподнятой голо­вой и верхней частью туловища. Повернуть его на бок и зафиксировать такое положение с помощью валика.

11. Провести при необходимости санацию носовых ходов и полости рта. Обработать руки в перчатках антисептическим средством.

12. Положить на грудь стерильную пеленку, чтобы избежать контакта катетера с нестерильным бельем ребенка.

13. Распечатать упаковку с катетером, предвари­тельно проверив герметичность упаковки и срок годно­сти катетера.

14. Измерить глубину введения катетера. У ново­рожденных и детей первого года жизни она равна рас­стоянию от переносицы до уха и от уха до мечевидного отростка, в более старшем возрасте - от резцов до пупка. Для выполнения измерений необходимо захва­тить пинцетом марлевую салфетку и положить ее на пальцы левой руки. Пинцетом извлечь катетер, прове­рить его целостность. Вводимый конец катетера поло­жить в руку на марлевую салфетку.

15. Переложить катетер с марлевой салфеткой в правую руку.

16. Смочить вводимый конец катетера в молоке.

17. Приоткрыть рот ребенку. Для этого большим и 3-м пальцами левой руки слегка надавить на щеки, ука­зательным пальцем привести подбородок к груди.

18. Ввести катетер в ротовую полость, не прилагая усилий провести его в желудок по спинке языка. Во время введения обратить внимание на состояние ребенка (отсутствие кашля, цианоза).

19. Проконтролировать нахождение катетера в желудке. Для этого присоединить шприц к катетеру, проверить фиксацию и попытаться отсосать содержимое. При отсутствии патологических примесей содержимое желудка возвращают для сохранения электролитов и ферментов.

20. Отсоединить шприц от катетера.

21. Извлечь из шприца поршень.

22. Соединить катетер с канюлей шприца.

23. Опустить шприц ниже уровня желудка, слегка наклонить его и влить молоко по стенке.

24. Плавным движением поднять шприц, чтобы молоко медленно слилось в желудок.

25. Отсоединить шприц, перекрыть катетер и оста­вить его на 3—4 мин в желудке, чтобы успокоилась пе­ристальтика и не произошло срыгивания вслед за из­влечением катетера.






Date: 2015-09-24; view: 124; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию