Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи
Речь выступает для ребенка прежде всего и раньше всего как средство общения. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни тех закономерностей, которым подчиняется речь, ни своих операций в ней. О неосознанности своих речевых действий свидетельствует, например, тенденция дошкольников относиться к слову как к неотъемлемому, естественному свойству предмета. Названия предметов дошкольники объясняют свойствами этих предметов. Ребенок испытывает значительные затруднения, если перед ним ставится задача сделать слово и словесные отношения предметом своего сознания.[2] Пересчитывание отдельных слов-существительных не представляет для дошкольников трудностей — здесь слова совпадают с предметами, обозначаемыми этими существительными. Если же в ряд называемых слов входят прилагательные или глаголы, то младшие дошкольники их вообще опускают и только дети старшего дошкольного возраста справляются с этой задачей. Но если перед ребенком 3—7 лет ставится задача, требующая от него действия со словом как элементом речевой деятельности, например задача вычленения слов из предложения, то, как показало исследование С. Н. Карповой, у ребенка обнаруживается тенденция устойчиво ориентироваться на ситуацию, обозначенную названным ему предложением. В ответ на вопрос, сколько слов в предложении, дети целиком повторяют это предложение. Вследствие того, что предметом действий ребенка является именно ситуация, выраженная в предложении, в ответ на вопросы о порядке слов в предложениях он не только называет эту ситуацию, но в некоторых случаях излагает своими словами, уточняя и развивая ее дальше. Однако элементарное осознание языковой действительности, элементов языка в известной мере происходит и стихийно. С. Н. Карпова в процессе эксперимента выявила, что если в беседе с каждым ребенком вводить элементы обучения (повторные и наводящие вопросы, образец правильного вычленения слов, одобрение или порицание полученных результатов), некоторые дети переходят на следующую ступень анализа предложения. Одни дошкольники (главным образом дети 5 лет) переходят к анализу предметного содержания ситуации, обозначенной в предложении. Дети другой группы (младшего, среднего и старшего возраста) начинают вычленять интонационно-смысловые группы подлежащего и сказуемого. Наконец, третью группу составляют дети, вычленяющие в предложении все категории слов, кроме союзов и предлогов. Это значит, что они переключаются на речевую действительность и слова как элементы речи. Однако представления ребенка о речевой действительности неустойчивы и неосознанны. Дети то и дело соскальзывают на выделение предметных компонентов предложения. Таким образом, если перед ребенком ставится задача вычленения слов из предложения, но не организуется ориентировка на существенные признаки слова, действительность речи осознается им очень смутно и слабо дифференцируется.[3] При обучении детей-дошкольников элементарному членению речи на слова можно не давать понятийных критериев речи, а использовать только остенсивное определение, т. е. определение путем наглядной демонстрации слова, примеров его использования и т. п. В старшем дошкольном возрасте в результате стихийного усвоения словообразования у детей возникают и элементарные формы словообразовательного анализа. Э.А. Федеравичене выявила три способа решения словообразовательных задач детьми разного возраста: нормативный, слововотворческий и ситуативный (ассоциативный). [8]
Date: 2015-09-24; view: 924; Нарушение авторских прав |