Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Ранний возраст является периодом, особенно благо­приятным для освоения речи





Ранний возраст является периодом, особенно благо­приятным для освоения речи. Бурное развитие речи в преддошкольном периоде свя­зано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ре­бенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, от­дельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть по­нятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения — активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи — важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсив­ным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к двум годам — свыше 300 слов). Исследование, проведенное белорусским психологом Р.И.Водейко показывает, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов. Слов предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов отношений больше, чем слов-признаков.

В словаре детей третьего года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозна­чающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2— 1,3 раза.

На протяжении раннего возраста словарь, ребенка усложняется — многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесен­ность слова.

Кроме быстро растущего словаря конец второго года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А.Н.Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до трех лет. Первый — это период предложений, состоящих из аморфных слов

—корней, которые всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1г. 3 мес. — 1 г. 8 мес.) и стадия – двух -трехсловных предложений.

А. Н. Гвоздев отмечал, что слова-предложения по своему значений представляют законченное целое, вы­ражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно от­нести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.

Появление двухсложного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания.

Второй период в овладении грамматикой — это период усвоения грамматической структуры предложения, связан­ный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвое­нием служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого об­щения имеет чрезвычайно большое значение, так как спо­собствует развитию социальных отношений у детей. По­средством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают между собой контакт.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ре­бенка. Появление ее связано с расширением круга обще­ния преддошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, на­пример, ребенок хочет рассказать воспитателю о собы­тиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия. Жесты, мимика, так широко исполь­зуемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограничен­ностью имеющихся средств для этого ведет к возникно­вению описательной, развернутой речи.

Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка е примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

На третьем году понимание речи возрастает и по объ­ему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь – инструкцию, но и речь-рассказ.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности, общения. Изменение содер­жания и формы детских высказываний зависит от измене­ния формы общения. Переход от ситуативно-деловой фор­мы, характерной для преддошкольника, к внеситуатив­но - познавательной, а затем к внеситуативно - личностной предъявляет определенные требования к речи детей и стимулирует их к овладению такими ее сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком коммуникативных задач. Речь дошкольника при­обретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников яв­ляется превращение ее в орудие мышления.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 686; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию