Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1.Развитие словаря и грамматического строя речи





 

В процессе овладения словарным запасом можно выде­лить две взаимосвязанные стороны — качественную и ко­личественную.

Количественный рост словаря, указывает Д. Б. Эльконин, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания детей, индивидуальные различия здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. По данным В. Логиновой, к 3 годам в словаре ребенка насчитывается 1200 слов (против 400 — 600, которыми вла­дел ребенок этого возраста полвека назад), а активный словарь шестилетнего ребенка достигает 3000 — 3500 слов (против 2500—3000).

Качественная сторона овладения словарем касается процесса усвоения детьми семантики слов, развития их значения. Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. В первую очередь дети дошкольного возраста овла­девают названиями наглядно представленных или доступ­ных их деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Это объясняется наглядно-действен­ным и наглядно-образным характером мышления до­школьников. По этой же причине в словаре дошкольни­ка почти отсутствуют абстрактные понятия.

Смысловым содержанием слова дошкольник овладе­вает постепенно, по мере развития познавательных воз­можностей. Этапы этого усвоения раскрыты М. М. Коль­цовой.

Для ребенка конца первого- начала второго года жизни слово обозначает только один определенный пред­мет. Здесь слово эквивалентно чувственному образу пред­мета.

К концу второго года жизни слово для детей обоз­начает группу однородных предметов. Значение слова здесь шире, вместе с тем оно менее конкретно.

К 3—3,5 годам ребенок усваивает основные граммати­ческие закономерности: изменяет слова по падежам, числам, лицам, употребляет все времена глагола, строит простые и сложные (союзные и бессоюзные) предложения. [1]

В дошкольном возрасте грамматический строй речи совершенствуется. Дети овладевают системой морфологи­ческих средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и сло­вообразования, учатся строить более сложные предложе­ния. Однако поскольку русский язык имеет сложную систе­му грамматических правил и множество исключений из них, многочисленные случаи переноса ударения, в течение всего дошкольного детства, когда идет активный процесс усвоения грамматических средств, речь детей изобилует грамматическими ошибками.

На определенном этапе развития детской речи слово­творчество представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грам­матических форм родного языка. К 5 годам, словотвор­чество начинает угасать, так как ребенок уже прочно усваивает грамматические формы и свободно их исполь­зует. На протяжении дошкольного детства развивается и совершенствуется синтаксическая сторона речи детей.

В речи младших дошкольников преобладают простые предложения. Характерным для этого возраста является употребление в начале предложений частиц а, и, вот. Употребляются в младшем дошкольном возрасте союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения, но глав­ным образом при дословном пересказе сказок. В речи детей этого возраста встречаются и сложноподчиненные предложения простой конструкции. Союзная связь в них зачастую заменяется интонацией. Наиболее широко употребляются предложения времени и дополнительные.

В среднем дошкольном возрасте в речи детей по-преж­нему преобладают простые предложения, но структура их усложняется, появляются предложения с однородными членами.

Изменяется структура сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В сложносочиненных предложениях начинают встречаться вводные слова, появ­ляется союз который в речи детей младшего возрас­та не употребляется. В сложноподчиненных предложени­ях появляются придаточные предложения причины, срав­нительные, условные, правда, последние употребляются крайне редко. Впервые в среднем дошкольном возрасте дети используют в речи обобщающие слова и однородные дополнения.

В речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений.

К концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Однако даже у детей, поступающих в I класс, основной массив текста (55 %) составляют простые предложения.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших, дошкольников от­влеченного мышления.

 

Date: 2015-09-24; view: 1424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию