Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Небо без Тимура





 

Его забрало небо, на этот раз навсегда. Героя, выдающегося летчика российской морской авиации. Он погиб на истребителе, который поставил на крыло, ввел в боевой строй.

Свое имя в историю отечественного Военно-Морского Флота и морской авиации генерал-майор Тимур Апакидзе навечно вписал 26 сентября 1991 г. В тот день он первым из российских морских летчиков совершил посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33.

Очевидцы с восхищением наблюдали точный заход истребителя, касание, зацеп специальным гаком за третий трос, натянутый поперек палубы. Российская палубная авиация повела свой отсчет в истории. До этого на палубу корабля на истребителях классической схемы садились только летчики-испытатели.

Полеты с палубы авианосца отличаются большой сложностью. Трамплинный взлет (угол схода 14 градусов), точность захода по заданной глиссаде и расчет с безупречной посадкой на аэрофинишер — все это требует от пилотов отменной летной и психологической подготовки, высокого летного мастерства.

И Тимур Апакидзе, кому историей было предначертано первым освоить новый авиационный комплекс и его работу с борта корабля, полет за полетом приобретал крупицы мастерства на специальном наземном комплексе в г. Саки. Выбор руководства морской авиации пал на него. Потом будут сотни взлетов с палубы «Адмирала Кузнецова» и сотни посадок. В Черном и Средиземном морях, в Атлантике, на Севере. Всего на счету Апакидзе более 300 посадок на палубу крейсера. Такого результата нет ни у кого другого из российских летчиков.

Таким достижением гордятся и летчики морских держав — Великобритании и США, а их имена заносятся в когорту национальных героев. Но Тимур Автандилович еще и мастер высшего {166} пилотажа. Он входит в пятерку пилотов, освоивших известную на весь мир «кобру» Пугачева. И в своем последнем полете он демонстрировал фигуры высшего пилотажа, доступные только настоящим мастерам. Тимур Апакидзе... Он душа, сердце, мотор ливерной группы летчиков ВВС Северного флота, освоивших полеты с палубы «Адмирала Кузнецова» и приемы применения авиационного комплекса Су-33 в бою. Иван Вохонко, Ярослав Чибир, Игорь Кожин. Виктор Дубовой, Константин Кочкарев, Геннадий Рыжов, Павел Подгузов, Андрей Абрамов, Евгений Кузнецов. Эти мужественные летчики постигали науку применения палубной авиации под началом Тимура Апакидзе. За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой техники, российский летчик Тимур Апакидзе 17 августа 1995 г. удостаивается звания Героя России. Свою и боевую работу сослуживцев он образно охарактеризовал так: «Если сердце в висках не стучало, ты еще не настоящий корабельный летчик».

Мужество и мастерство Тимура Апакидзе, его сослуживцев позволили поставить на боевую вахту корабельные Су-33 по мировым меркам почти сразу, после того как на новейшем отечественном авианесущем корабле «Адмирал Кузнецов» был поднят Военно-морской флаг. Команда Апакидзе находилась на борту крейсера и в его первом дальнем походе, состоявшемся в 1995—1996 гг. Тогда «Кузнецов» совершил переход из Североморска через Атлантический океан в Средиземное море. Там флотские летчики на Су-33, Су-25УТГ, вертолетах Ка-27 отрабатывали учебно-боевые задачи, приобретали навыки патрулирования воздушного пространства в непосредственной близости от мест развертывания палубной авиации 6-го флота США.

Биография Тимура Апакидзе — биография влюбленного в небо человека, которого вырастила и воспитала Великая Держава. Герой России родился 4 марта 1954 г. в Тбилиси, вырос в Ленинграде и в 1969 г. поступил учиться в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. В 1971 г. он оканчивает его и просится в авиационное училище, что было не по правилам. Требовалось разрешение главнокомандующего ВМФ. Юноша обращается к адмиралу Флота Советского Союза Сергею Горшкову. В письме заверяет военачальника, что после выпуска обязательно вернется в Военно-Морской Флот. И получает «добро». Позади годы учебы в Ейском высшем военном авиационном {167} училище летчиков им. В. М. Комарова. Молодой офицер в совершенстве осваивает истребитель-бомбардировщик Су-17, пройдя должности до заместителя командира полка по летной подготовке. Именно здесь он получает свою первую боевую награду — медаль «За боевые заслуги». На «спарке» Су-17М в полете возникли неполадки. Однако Тимур, несмотря ни на что, все же сумел посадить самолет. Когда садился, в кабине появился запах гари — самолет вот-вот взорвется. Но все обошлось. Су-17М был спасен.


В 1983—1986 гг. Тимур учится в Военно-морской академии им. А. А. Гречко в Ленинграде. По окончании он назначается командиром полка Центра корабельной авиации ВМФ, а позже — начальником воздушно-огневой и тактической подготовки этого центра, командиром авиационной дивизии Северного флота. В 1998—2000 гг. учится в Военной академии Генерального штаба, по окончании которой назначается заместителем командующего морской авиацией ВМФ. На всех должностях много летает.

Тимур Апакидзе погиб позавчера в районе Пскова, в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава авиации ВМФ, во время проведения авиационного шоу, посвященного 85-летию российской морской авиации, на палубном истребителе Су-33, который принес ему мировую славу. Он на глазах изумленной публики выполнял фигуры высшего пилотажа. Приблизительно в 11.43, отработав программу, истребитель стал снижаться и готовиться к заходу на посадку. В тот момент машина стала вести себя неустойчиво, о чем пилот доложил в Центр управления полетом. С земли дали команду «Катапультироваться». Однако Апакидзе продолжал удерживать самолет, пытаясь дотянуть до аэродрома и спасти его, как отмечают сослуживцы.

На месте падения сейчас работает специальная комиссия, найдены бортовые самописцы. Результаты катастрофы будут обнародованы. Но уже сегодня можно сказать, что летчика забрало небо, куда он стремился с юношеских лет. Он ушел от нас в самом расцвете сил, в 47 лет, подчеркнув своим последним полетом, что всего себя отдал России, Вооруженным Силам, морской авиации.

 







Date: 2015-09-24; view: 626; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию