Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Октября 1991 г





«Саламандра» дает посадку

 

На палубу ТАВКР «Кузнецов» впервые сели флотские летчики. На наземном аэродроме волновались, поглядывали на часы. Контрольное время истекло, а Су-27К, который пилотировал летчик-снайпер Тимур Апакидзе, все не возвращался. Ожидавшие слишком хорошо знали, сколь трудное испытание выпало на долю летчика, к тому же каждый из них прекрасно помнил, как всего два месяца назад Т. Апакидзе пришлось катапультироваться при полном отказе органов управления самолетом. Тогда все обошлось благополучно, а что с ним сейчас?

В это время Тимур, смертельно уставший и донельзя счастливый от сознания свершившегося, находился на палубе «Саламандры» — так звучал в эфире рабочий повседневный позывной авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»...

«В начале прошлого года, — рассказывает заместитель начальника Центра по подготовке корабельных летчиков по летной {76} подготовке полковник Г. Бакулин, — согласно решению командования авиации ВМФ была отобрана первая группа летчиков-истребителей, которой предстояло пройти подготовку по корабельной программе: они должны были освоить МиГ-29, Су-25 и Су-27 корабельного базирования.

Непосредственное обучение четырех летчиков-офицеров, Т. Апакидзе, Яковлева, Едуша и Артемьева, началось в конце мая нынешнего года. Они прошли общую подготовку на земле, отработали взлет с трамплина и посадку на аэрофинишер с зацепом. Все это делалось на специальном устройстве — береговой копии полетной палубы авианесущего крейсера — под руководством летчиков-испытателей Конструкторского бюро имени Сухого, Героя Советского Союза Виктора Пугачева и Вячеслава Аверьянова»...

Первым военным летчиком, совершившим посадку на палубу нового крейсера, стал подполковник Т. Апакидзе. Я встретился с ним после возвращения с корабля в авиационный городок.

— Может, это и прозвучит банально, — рассказывал мне Тимур, — но с детства я в равной мере мечтал о море и о небе. Потому-то после Ленинградского Нахимовского училища пошел в Ейское летное. Служил на Балтике, окончил Военно-морскую академию. Ныне начальник воздушной и огневой подготовки Центра, летчик-снайпер. Освоил 13 типов самолетов. Две с половиной тысячи часов налета...

В тот день был обычный тренировочный полет. Но, стартуя в небо, Т. Апакидзе не знал, что сядет на палубу движущегося корабля. В начале совершил проходы над палубой корабля без касания, потом с касанием.

— «Вишня», я девять семьдесят два, работу закончил, — доложил Т. Апакидзе и приготовился уходить на береговой аэродром. Но тут последовала команда садиться на палубу крейсера. Для Т. Апакидзе она была внезапной и в то же время ожидаемой — как пилот он уже был готов выполнить посадки на ТАВКР.

— Вообще же я шел к этому 23 года, — скажет мне потом Т. Апакидзе.

На следующий день, 27 сентября, аналогичную посадку и тоже без предварительного предупреждения совершил начальник летно-методического отдела Андрей Яковлев. Следом за Апакидзе и Яковлевым пойдут Н. Едуш и О. Артемьев. {77}

Со временем это станет самым обычным делом, но первых будут помнить всегда.

Тимур зацепил гаком 3-й трос (их всего 4), Андрей — второй. В момент касания палубы летчик испытывает как минимум тройную перегрузку. А на торможении она близка к пределу человеческих возможностей. Эта посадка открыла новую страницу в летописи отечественной корабельной авиации.

 

Капитан 2 ранга В.Пасякин,
корр. «Красной звезды»

 


Я каждый год ездила в г. Саки Крымской области, когда мой Тимур летал туда на полеты, так как НИТКА (искусственная палуба) была построена еще в Советском Союзе, а в настоящее время она принадлежит Украине. За эксплуатацию НИТКИ необходимо платить большие деньги.

Сыночек мой приходил домой — лица на нем не было. Вместо лица как будто вздутая, мятая маска надета. Я часто плакала, переживала постоянно. Говорила: «Сыночек, так нельзя». Он отвечал: «Надо, мама».

Вместо 3-4 полетов в день он делал по 14 полетов, об этом мне по секрету рассказывали его любимые палубные летчики. Сам возил молодых и уже опытных летчиков. Это тяжелый труд — посадка на авианосец, как говорил Тимурик. Один сантиметр не долетел или перелетел — смерть.

Однажды я прочитала поздравительную открытку своего внука. Он поздравлял отца и желал всего хорошего, самого доброго и чтобы давали керосин. Даже ребенок знал, что папе нужен керосин, так как летать без него невозможно.

 


Газета «Известия» 26 октября 1991 г.


 

«МиГом» — на палубу

 

Пока политики спорят, какой быть новой армии, пока парламенты республик и их руководители создают свои вооруженные силы и разрабатывают военные доктрины, жизнь продолжается.

На Черноморском флоте заканчиваются государственные испытания тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». На его палубу совершено более 250 {78} посадок на истребителях МиГ-29 и Су-27К. Аналога подобной работы еще не знала отечественная практика морской авиации. Специалисты знают: сесть на сумасшедшей скорости на палубу движущегося в море корабля, «попасть» в прямоугольное пятно шириной 12 и длиной 36 метров — задача, равная первому выходу человека в космос. Она по плечу далеко не каждому летчику, а только самому умелому и одаренному, интеллектуалу.

— Нужны ли нашей стране с ее проблемами и бедностью такие корабли и такие летчики? — мы говорили об этом с первым строевым летчиком, который посадил свой Су-27К на палубу «Кузнецова», подполковником Тимуром Апакидзе.

— Я не задаю себе таких вопросов, — сказал мне Тимур. — Моя профессиональная задача — научить самолеты и летчиков садиться на палубу и взлетать с нее. Что я и делаю. Американцы учились этому более тридцати лет. У нас такого времени нет... Первые авианесущие корабли появились в США в 1922 г. Сейчас их у страны более 10. Есть такие корабли у Франции. Индии и даже Австралии, у других стран. Главное их предназначение — охрана морских стратегических районов, районов действия атомных подводных ракетоносцев, а для наших — еще и береговых экономических зон. В СССР — всего два таких корабля, как «Кузнецов». И хотя у нашей страны нет сегодня вероятных противников и врагов, верхом самонадеянности было бы делать в этом репортаже выводы — нужны нам такие корабли или нет.







Date: 2015-09-24; view: 622; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию