Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первопроходец





 

Это было в конце апреля минувшего года. В Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова проходила военно-историческая конференция «Морская авиация в истории Российского флота», посвященная 300-летию отечественного флота и 80-летию морской авиации. Собравшиеся тепло встретили Героя Российской Федерации, заслуженного военного летчика РФ генерал-майора Апакидзе Тимура Автандиловича. Ему, командиру смешанной корабельной авиадивизии ВВС Северного флота, было что рассказать о зарождении и становлении отечественной корабельной истребительной авиации, о первых полетах и опыте использования современных корабельных истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки Су-27К с палубы первого отечественного авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов».

О нем, летчике и командире — первопроходце, о его летной жизни, ратном подвиге и пойдет наш рассказ.

Путь в небо из Ленинградского Нахимовского училища Тимура Апакидзе оказался не простым. Юноша с малолетства мечтал о самолетах, перечитал много книг о подвигах фронтовых летчиков — истребителей. Но чтобы после окончания Нахимовского поступить в летное училище, потребовалось разрешение Главнокомандующего ВМФ. Как боевую реликвию хранит бывалый летчик письмо, написанное Главкому весной 1971 г. с заверением, что он обязательно вернется на флот и будет летать с первого советского авианосца. На письме резолюция: «Отправить в Ейское училище. Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков».

Что касается обещания юного нахимовца, то оно сбылось спустя двадцать лет.

Годы учебы в Ейске сформировали Тимура как летчика. Тепло вспоминает он о первом инструкторе В. Абрамовском, которого считает своим летным отцом.

Успешно окончив авиаучилище, молодой человек получил назначение на Балтику, в штурмовой полк. Он быстро вошел в боевой строй на истребителе-бомбардировщике Су-17. {85}

Летом 1982 г. Тимуру довелось выдержать первое серьезное испытание. После взлета на самолете-спарке Су-17 при наборе высоты в двигателе послышался глухой удар, началась тряска, но летчику удалось дотянуть до четвертого разворота. На посадочной прямой тряска приняла угрожающий характер, в кабине появился запах гари, двигатель мог взорваться в любую секунду. Летчик вынужден был выключить двигатель. Только благодаря большому самообладанию, грамотным действиям и отличной технике пилотирования капитан Апакидзе сумел благополучно произвести посадку и спасти самолет. Об этом случае в полете ему напоминает медаль «За боевые заслуги».

В дальнейшем, после окончания Военно-морской академии в 1986 г., командир полка Центра корабельной авиации ВМФ, а позже начальник воздушно-огневой и тактической подготовки этого Центра подполковник Апакидзе внес весомый вклад в подготовку летчиков корабельной истребительной авиации. Он по-прежнему много летает, в совершенстве владеет современными истребителями, передает свой большой опыт летному составу, учит личным примером. В феврале 1988 г. за успехи в освоении сложной боевой техники Т. Апакидзе наградили орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.

Но вскоре судьба устраивает ему новый тяжелый экзамен.

— Стоял жаркий июльский день девяносто первого, — вспоминает Тимур Автандилович. — В одном из первых полетов в зону на корабельном истребителе мне предстояло выполнить простой пилотаж. В процессе виража с креном в 45° у самолета появилось непонятное скольжение, его начало тащить в сторону. Спустя считанные секунды самолет бросило на спину и он вошел в перевернутый штопор. Мне стало ясно: отказ управления, что с запозданием подтвердил и речевой информатор. Я решил покинуть неуправляемую машину и привел катапульту в действие. Когда над головой рванул купол парашюта, мимо меня пролетел падающий самолет. Подтянув лямки парашюта, я едва перескочил через взметнувшейся над землей столб пламени. Все обошлось благополучно, — выделяя каждое слово говорит мой собеседник. — Но я сильно переживал в ожидании результатов дешифрования средств объективного контроля (черного ящика). На третий день поступило сообщение, подтверждающее полный {86} отказ управления самолетом и абсолютно правильные действия летчика. И уже потом за находчивость и решительные действия в аварийной ситуации мне вручили Почетный диплом Международного фонда авиационной безопасности.

В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга принадлежит одному из ведущих летчиков-испытателей Герою Советского Союза В. Пугачеву. В ноябре 1989 г. он совершил первую посадку самолета Су-27К на палубу тяжелого авианесущего крейсера, носившего тогда название «Тбилиси». После полета ему подарили тельняшку в знак приобщения к морской стихии.

Освоение этого корабельного истребителя морскими летчиками началось в 1991 г. в ходе его летно-конструкторских испытаний. Здесь первопроходцем стал полковник Апакидзе. Спустя два месяца после пережитого им происшествия он пошел на новый риск, и 26 сентября 1991 г. первым из летчиков морской авиации совершил посадку на палубу авианесущего крейсера на корабельном истребителе без провозного полета на спарке. Очевидцы с восхищением наблюдали точный заход и расчет, касание, зацеп, третий трос. Общая оценка — «отлично». Со временем такие полеты станут обыденным делом, но подвиг первопроходца будут помнить всегда.

Полеты с палубы авианосца отличались большой сложностью. Трамплинный взлет (угол схода 14°), точность захода по заданной глиссаде и расчета с безупречной посадкой на аэрофинишер требовали от летчика серьезной летной и психологической подготовки, высокого летного мастерства. Полетам с палубы предшествовала интенсивная тренировка на специальном наземном комплексе в г. Саки (в Крыму), получившем наименование НИТКА. Комплекс включал трамплин, являющийся полной копией корабельного, и блок с четырьмя аэрофинишерами.

Много сил и души вложил Тимур Автандилович в подготовку первой лидерной группы летчиков ВВС Северного флота к полетам и «боевым действиям» с палубы «Адмирала Кузнецова». За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники полковник Т. А. Апакидзе 17 августа 1995 г. удостоен звания Героя Российской Федерации. Это высокое звание присвоено и командиру полка корабельных истребителей полковнику И. И. Бохонко; восемь других летчиков из первой лидерной группы удостоены ордена Мужества. {87}

Беседую с генералом Т. Апакидзе в скромном люксе военного санатория на Каменном острове. Прошу его рассказать о первом походе «Адмирала Кузнецова» на боевую службу в Средиземное море.

Отряд боевых кораблей во главе с флагманом «Адмирал Кузнецов» под флагом первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Касатонова, — вспоминает Тимур Автандилович, — вышел из Баренцева моря 23 декабря 1995 г. Спустя десять суток мы вошли с Средиземное море.

Летчики-истребители и вертолетчики авиационного крыла продолжали совершенствовать свою выучку при полетах с палубы корабля, летали практически ежедневно, участвовали в тактических учениях, отрабатывали совместные действия с кораблями при решении задач ПВО и ПЛО авианосной группы. Ими было совершено свыше 800 полетов, из них более 300 — на истребителях. При этом обнаружена одна иностранная подводная лодка, контакт с которой поддерживался несколько часов, и осуществлено свыше пятидесяти перехватов воздушных целей.

На завершающем этапе похода в районе Исландско-Фарерских островов наша авианосная группа участвовала в командно-штабных учениях Северного флота. При отражении массированного удара авиации «восточных» корабельные истребители перехватили воздушные цели до рубежа пуска ими противокорабельных ракет.

Руководство нашей авиационной многоцелевой группы, — продолжал Тимур Автандилович, — вело работу по развитию и углублению партнерских связей с ВМС разных стран и, в частности, деловых контактов с командованием 6-го флота США, авианосцем «Америка». Имел место обмен делегациями. Мне, в частности, довелось летать в качестве правого летчика на американском противолодочном самолете С-3 «Викинг».

Большую практическую помощь в организации полетов в походе нам оказал первый заместитель командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенант И. Рогов, много сделавший для становления корабельной истребительной авиации.

Данный поход, длившийся без малого три месяца, полностью восстановил боеготовность авиакрыла «Адмирала Кузнецова». Мы получили большой опыт, который положен в основу уточнения имеющихся и разработки новых руководящих документов. {88}

В заключение мой собеседник поведал о сегодняшнем дне строевых частей. Морская авиация переживает сейчас трудное время, ее состав за последние годы сокращен более чем вдвое. Летчики имеют мизерный налет, летают с большими перерывами из-за отсутствия топлива, запасных и комплектующих частей, в результате теряют профессиональные навыки, следовательно, снижается и боеготовность. Но благодаря приоритету в полетах корабельных истребителей в минувшем году удалось подготовить большую группу летчиков на комплексе НИТКА. Летный состав ждет перемен к лучшему, когда будет восстановлено нормальное финансовое и материально-техническое обеспечение, полностью исчезнет летная дистрофия и авиаторы будут выполнять в полном объеме все задачи.

Надеемся в нынешнем году совершить новый дальний поход на «Адмирале Кузнецове», что позволит корабельной авиации выйти на качественно новый рубеж и усилить боевую мощь флота.

 

Date: 2015-09-24; view: 525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию