Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим средств индивидуализации





 

Среди средств индивидуализации традиционно выделяются средства, индивидуализирующие участников гражданского оборота (фирменные наименования), и средства индивидуализации производимой ими продукции (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения). Дадим краткую характеристику правовых режимов указанных средств индивидуализации.

Фирменное наименование представляет собой образованное по специальным правилам наименование коммерческой организации, под которым она участвует в гражданском обороте и которое способствует индивидуализации указанной организации среди иных организаций - участниц гражданского оборота.

Из приведенного определения следует, что главное назначение фирменного наименования - индивидуализация коммерческой организации среди подобных ей субъектов. Способность к индивидуализации базируется на некоторых общих положениях, касающихся требований, обязательных к предъявлению по отношению к любому фирменному наименованию. Заслуга в формулировке этих положений принадлежит В.В. Розенбергу, который выделял три основополагающих принципа фирмы - истинность, исключительность и постоянство*(299).

Принцип истинности состоит в том, что фирменное наименование, выступая средством индивидуализации субъекта предпринимательской деятельности, должно являться правдивой характеристикой этой деятельности и не служить средством введения в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции.

Принцип исключительности состоит в требовании о том, чтобы фирменное наименование было в состоянии предупреждать смешение различных организаций, т.е. не быть тождественным или схожим до степени смешения с другими фирменными наименованиями.

Принцип постоянства фирмы состоит в неизменности фирменного наименования в течение всего времени пользования им в рамках одной организационно-правовой формы предпринимательства и при переходе предприятия от одного собственника к другому*(300).

Правовой режим фирменного наименования установлен правилами, содержащимися в гл. 76 ГК РФ. Согласно ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Таким образом, в настоящее время не требуется регистрация самого фирменного наименования, как того требовали правила прежней редакции п. 4 ст. 54 ГК РФ.

По отношению к фирменным наименованиям установлен режим исключительного права, которое возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Содержанием исключительного права на фирменное наименование является правомочие юридического лица по использованию своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования, не допускается. Ранее действовавшее законодательство допускало предоставление исключительного права на фирменное наименование в составе комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Специальные требования к структуре фирменных наименований установлены в законодательстве, определяющем правовое положение отдельных видов коммерческих организаций, в частности ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации"*(301), ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах"*(302), ст. 5 Федерального закона от 8 мая 1986 г. "О производственных кооперативах"*(303), ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью"*(304), ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"*(305).


Согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

- полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

- полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

- полные или сокращенные наименования общественных объединений;

- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Действующее законодательство налагает запрет на использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).

Товарный знак (знак обслуживания) представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Как объект правовой охраны товарный знак должен обладать рядом обязательных признаков, что позволяет отграничить обозначения, пользующиеся правовой охраной, от множества иных символов, которые могут быть помещены на выпускаемой продукции. К указанным признакам обычно относят инструментальный и служебный характер знака.

Инструментальный характер товарного знака проявляется в том, что он представляет собой некое средство, инструмент, с помощью которого можно вызвать представление об обозначаемом им объекте.

Служебный характер знака проявляется в том, что он как условное обозначение может использоваться для индивидуализации поименованных в законе объектов - товаров (товарный знак), работ или услуг (знак обслуживания).

Классификация товаров и услуг для регистрации знаков установлена Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков*(306). Классификации работ для целей регистрации знаков обслуживания не существует.

Для того чтобы стать объектом правовой охраны, товарный знак, помимо объективных признаков, должен отвечать условиям регистрации. Действующее российское законодательство о товарных знаках (§ 2 гл. 76 ГК РФ) не раскрывает таких условий, но применяет юридический прием фиксации этих признаков в негативной форме (ст. 1483 ГК РФ). Так, согласно п. 1 указанной статьи не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;


- являющихся общепринятыми символами и терминами;

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Товарные знаки занимают особое положение среди иных объектов промышленной собственности. Это положение обусловлено главным образом выполняемыми товарными знаками функциями, что накладывает отпечаток на характер правового регулирования отношений, складывающихся в связи с их охраной и использованием.

Выделяют три основные функции товарных знаков: идентификационную, информационную и рекламную*(307).

Идентификационная функция обеспечивает отделение товара (услуги) одного производителя от аналогичного товара (услуги) другого производителя, являющегося конкурентом первого.

Информационная функция обеспечивает донесение до потребителя товара (услуги) сведений о качестве последних, позволяя тем самым делать потребителю осознанный выбор.

Рекламная функция придает товару наряду с информационной функцией качество известности, делая товар (услугу) популярным среди потребителей.

Товарные знаки как средства, индивидуализирующие производимую продукцию, могут быть классифицированы по различным основаниям.

По форме выражения различают словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые, световые, обонятельные знаки.

В зависимости от используемых знаковых систем товарные знаки делятся на языковые, неязыковые и комбинированные.

По числу субъектов права на использование выделяют индивидуальные и коллективные товарные знаки.

В зависимости от степени известности среди потребителей товаров и услуг знаки подразделяются на обычные, общеизвестные и мировые*(308).

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, принадлежит исключительное право использования товарного знака. Исключительное право может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках, ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;


- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. При этом продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

Правовая охрана товарного знака может быть досрочно прекращена в отношении всех товаров или их части, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации.

Действующее законодательство (ст. 1487 ГК РФ) распространяет на режим юридической монополии в отношении использования товарного знака принцип исчерпания прав. Согласно указанному принципу не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Наименование места происхождения товара представляет собой обозначение, которое состоит либо содержит современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Так же как и товарный знак, наименование места происхождения товара по своей природе является идеальным обозначением, средством индивидуализации товара, призванным не только отличать его, но и указывать на специфические свойства последнего, обусловленные местом его происхождения и традициями изготовления.

Действующее законодательство не содержит указаний на разновидности мест происхождения товара. Между тем в литературных источниках наименования мест происхождения товара чаще всего классифицируют по территориальному признаку*(309). В соответствии с указанным признаком различают национальные и интернациональные наименования.

Национальными считаются наименования мест происхождения товара, если их особые свойства обусловлены географической средой, характерной для территории одной страны. Соответственно правовая охрана национальных наименований регламентируется нормами национального законодательства.

Интернациональные (международные) наименования мест происхождения товара могут считаться таковыми, когда обозначают товары, особые свойства которых определяются географической средой, характерной для территории двух и более стран. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием интернациональных наименований, осуществляется на основании международных соглашений.

Наименование места происхождения товара как объект промышленной собственности выполняет сходные функции по индивидуализации производимой продукции с товарными знаками, знаками обслуживания и указаниями происхождения товаров. Однако между ними существует ряд принципиальных различий.

В отличие от товарных знаков и знаков обслуживания наименование места происхождения индивидуализирует не любые товары одного производителя, отличая их от товаров других производителей, а только уникальные товары, производимые в определенном месте и обладающие особыми свойствами. Кроме того, наименование места происхождения связано в большей степени не с фигурой производителя товара, а с особенностями места и традициями производства.

В отличие от указаний происхождения товаров наименования мест происхождения идентифицируют не только страну, населенный пункт или местность, откуда ведет свое происхождение товар, но и уникальный характер последнего, обусловленный его особыми свойствами.

Согласно п. 2 ст. 1516 ГК РФ не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства. В данном случае законодатель имеет в виду обозначения, ставшие видовыми в результате неконтролируемого применения названия географического объекта для целей индивидуализации товаров, например "Колбаса краковская".

В отличие от ранее действовавшего законодательства (п. 3 ст. 31 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров") правила § 3 гл. 76 ГК РФ устанавливают режим исключительного права на использование наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации. Такое решение законодателя не является оптимальным, поскольку право на наименование места происхождения не может быть исключительным по своей природе. Не называется оно таковым и в международных актах. Российский законодатель не фиксирует юридическую монополию одного лица или нескольких лиц (абз. 2 п. 2 ст. 1518 ГК РФ) на применение обозначения, представляющего собой наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта.

По смыслу п. 2 ст. 1519 ГК РФ использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности:

- на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в граждански оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Наименование места происхождения товара подлежит правовой охране в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. При этом срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара равняется 10 годам считая от дня подачи заявки на наименование места происхождения в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Особенностью правового режима наименования места происхождения товара является правило п. 4 ст. 1519 ГК РФ, согласно которому налагается запрет на распоряжение исключительным правом на указанное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования.

Коммерческое обозначение представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческим организациям, которым право на осуществление предпринимательской деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальным предпринимателям торговых, промышленных и других предприятий, не являющееся фирменным наименованием.

Коммерческое обозначение одновременно и новое, и старое средство индивидуализации. Ранее коммерческие обозначения просто упоминались в качестве таковых, в частности, в ст. 1027, 1032, 1037, 1039, 1040 ГК РФ, посвященных коммерческой концессии. Закон не содержал определения коммерческого обозначения, не раскрывал ни его содержания, ни круга участников гражданского оборота, имеющих возможность применять это средство индивидуализации.

В настоящее время отношения, складывающиеся в связи с правовой охраной и использованием коммерческих обозначений, регулируются нормами, содержащимися в § 4 гл. 76 ГК РФ.

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ), может применяться для индивидуализации как одного, так и нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

В отношении коммерческого обозначения устанавливается режим исключительного права, которое, однако, ограничено в обороте и может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого оно используется (п. 4 ст. 1539 ГК РФ). Однако правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) или договором коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).

Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Согласно ст. 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, включая его указание на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Таким образом, требования к наличию различительной способности и степени известности коммерческого обозначения формулируются законодателем в самом общем виде.

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого исключительное право на соответствующее обозначение возникло ранее.

Коммерческие обозначения в отличие от фирменных наименований не подлежат обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц.

Срок действия исключительного права на коммерческое обозначение не устанавливается. Указанное право действует в течение жизненного цикла существования юридического лица или индивидуального предпринимателя, использующих индивидуализированный имущественный комплекс в качестве источника получения прибыли.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.

 







Date: 2015-09-24; view: 2764; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию