Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы публичной организации предпринимательства





 

Публичная организация предпринимательства - это властная деятельность. Наличие власти означает, что субъект власти может односторонне определять поведение других лиц, добиваться выполнения заранее определенной цели усилиями других людей, которые подчиняют свою деятельность воле наделенного властью субъекта. В демократическом обществе властная воля воплощается в законе. Реализация же правовых предписаний в жизнь проводится государственными и муниципальными органами, их должностными лицами.

Подчинение властной воле достигается различными методами, сочетание которых является одним из важнейших качественных показателей управления обществом. В то же время не следует забывать о том, что в целом способы и средства воздействия на общество, включая экономику, детерминированы объективными условиями жизни общества: состоянием производительных сил, характером производственных отношений, политической обстановкой, конкретными историческими условиями, традициями, культурой.

Классификация методов публичной организации общества может быть проведена по различным критериям. Большое практическое значение имеет выделение методов прямого и косвенного воздействия на общество, разновидностями которых являются административные и экономические методы воздействия на экономические процессы в обществе*(164).

Методы административного (прямого) воздействия необходимы в случаях разрешения кризисных ситуаций, когда требуется обеспечить быструю и точную реализацию властной воли (например, в военное время, в армии, в органах внутренних дел и т.п.). Широкое применение этих методов в мирное время пагубно влияет на развитие общества. Достаточно вспомнить практику тотального директивного планирования экономики советского периода.

Методы экономического (косвенного) воздействия выражаются в создании ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении через потребности исполнителей. Использование таких методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны. Такое взаимодействие управляющей и управляемой систем со временем обеспечивает устойчивость и развитие системы в целом, достижение стратегических успехов.

В свободном демократическом обществе методы экономического воздействия являются преобладающими, а методы административного воздействия - исключительными. Так, Законом о внешнеторговой деятельности*(165) определены методы государственного регулирования указанной деятельности (ст. 12). Исходя из принципа либерализации внешнеторговой деятельности основным методом ее государственного регулирования является таможенно-тарифное регулирование (применение ввозных и вывозных таможенных пошлин), в сущности являющееся методом экономического воздействия. В виде исключения применяются методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, которые выражаются в количественных ограничениях (квотировании и лицензировании) или даже запретах экспорта и импорта (ст. 21-24, 26, 27).

Государственное регулирование предпринимательской деятельности, как уже отмечалось, осуществляется в целях обеспечения общих (публичных) интересов: обеспечения безопасности общества от возможных неблагоприятных последствий ведения предпринимательской деятельности; обеспечения стабильных макроэкономических процессов; обеспечения конкуренции и защиты прав потребителей и т.п.

Для реализации этих целей государство, в частности, использует следующие средства регулирования*(166):

- государственную регистрацию в сфере предпринимательства;

- лицензирование предпринимательской деятельности;

- обеспечение конкуренции на различных рынках;

- государственную поддержку малого предпринимательства;

- государственное регулирование цен на товары;

- государственное регулирование качества товаров;

- организацию бухгалтерского учета и отчетности;

- налоговое и таможенное регулирование;

- приватизацию и национализацию;

- государственное регулирование внешнеторговой деятельности;

- валютное регулирование.

Наряду с государственным регулированием формой воздействия является государственный контроль за предпринимательской деятельностью. В зависимости от того или иного избранного критерия различают виды государственного контроля.

Так, с точки зрения содержания (сферы применения) различают государственный контроль:

- за состоянием рынка. Например, ведется реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, в целях предотвращения злоупотребления таким положением и обеспечения конкуренции;


- за безопасностью и качеством производимых товаров;

- за соблюдением регулируемых государством цен на товары;

- за обеспечением защиты государственных интересов при осуществлении внешнеторговой деятельности (экспортный контроль, валютный контроль);

- другие виды государственного контроля.

С точки зрения формы различают следующие виды государственного контроля:

- предварительный контроль (например, государственный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности в процессе их государственной регистрации);

- текущий государственный контроль (например, государственный контроль за соблюдением требований в процессе осуществления лицензируемого вида предпринимательской деятельности);

- последующий государственный контроль (например, государственный контроль за правильным исчислением и перечислением обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды)*(167).

Большинство членов общества, включая предпринимателей, добровольно подчиняются юридическим нормам, если признают справедливыми цели и задачи правового регулирования. Иначе говоря, с помощью мер убеждения государство добилось желаемого воздействия на сознание и волю людей, сформировало необходимое понимание целесообразности юридических предписаний.

В определенных случаях государство вынуждено прибегать к мерам принуждения. Это происходит, когда лицо нарушает юридическую норму или законную волю властвующего субъекта. В таком случае государство воздействует на волю правонарушителя, применяя меры принуждения, влекущие для правонарушителя неблагоприятные организационные (например, отказывает в государственной регистрации предпринимателя) или экономические (например, налагает штраф за неуплату налога) последствия.

Законодательство закрепляет широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления экономикой. Так, меры административного принуждения в сфере предпринимательства определены в КоАП РФ (например, гл. 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности"); меры уголовной ответственности предпринимателей содержатся в УК РФ (например, гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности")*(168).

 







Date: 2015-09-24; view: 804; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию