Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение качества товаров





Одним из важнейших для реализационных договоров является условие о качестве продаваемых товаров. Под качеством принято понимать совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять ус­тановленные или предполагаемые потребности.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техни­ческом регулировании», принятый с учетом требований ВТО, кардинально изменил ранее существовавшую систе­му правового регулирования качества. Закон ввел ряд но­вых инструментов регламентации качества, а именно: техническое регулирование, технический регламент, между­народный стандарт, национальный стандарт, оценка соот­ветствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Они требуют быстрейшего освоения и внедре­ния в коммерческую практику.

Закон предусматривает издание общих и специальных технических регламентов. Они принимаются международ­ным договором России, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Общие регламенты устанавливают обязательные для ис­полнения требования к объектам технического регулирова­ния (продукции, в том числе зданиям, строениям, сооруже­ниям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Специальные техни­ческие регламенты устанавливают требования к отдель­ным видам продукции и процессам, в отношении которых недостаточно предписаний общих технических регламен­тов. Всего до 2007 г. предусматривается издать 350—400 тех­нических регламентов.

Предусмотрен отказ от централизованного определения качества товаров через множество (22 тыс.) ГОСТов и иных документов, детально регламентировавших требования к изделиям вплоть до их цвета и формы. Важнейшими прин­ципами стандартизации названы добровольность примене­ния стандартов и недопустимость их противоречия требо­ваниям технических регламентов. Требования стандартов в отношении качества рассматриваются как минимальные. Они могут без ограничений дополняться в договорах более высокими показателями.

Видами стандартов, согласно ст. 13 Закона, являются национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и стан­дарты организаций. Закон допускает также возможность применения международных стандартов. Имеется более 12 тыс. таких стандартов, принятых Международной орга­низацией по стандартизации (ИСО).

Проекты национальных стандартов могут разрабаты­ваться любыми субъектами, которые вносят их на утвержде­ние Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются самой организацией, заинтересованной в этом. Организация, разработавшая проект такого стандар­та, может направить его на экспертизу в названную Феде­ральную службу, которая дает свое заключение по проекту.

Национальные стандарты и стандарты организаций применяются независимо от страны или места происхож­дения товара. Поэтому стандарты могут быть установлены на товары, приобретенные у других лиц либо закупленные по импорту и реализуемые в России. Данное правило озна­чает также возможность применения одной организаци­ей стандарта, разработанного и утвержденного другим субъектом. При этом лицо, применяющее стандарт, обязано указать, какой организацией утвержден стандарт, его на­звание, номер и дату утверждения.

Другим инструментом регулирования качества, подлежа­щим применению в торговом обороте, является сертифика­ция или, что одно и то же, — подтверждение соответствия качества заявленным требованиям. Изготовитель или про­давец подтверждают путем сертификации соответствие своих товаров требованиям применяемых стандартов или условиям заключенных договоров. Итак, сертификация служит инстру­ментом обеспечения соблюдения применяемых стандартов или показателей качества, указываемых продавцом в договоре.

Подтверждение соответствия качества заявленным тре­бованиям бывает обязательным или добровольным. Сама процедура подтверждения может основываться: а) на про­верке качества товара органом по сертификации или б) на подаваемой заявителем декларации о соответствии.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертифи­кации, установленный постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013, предусматривал необходимость сер­тификации до 80% товаров потребительского назначения. Сейчас он значительно сокращен согласно постановлению Правительства РФ от 10.02.2004 № 72. Обязательная сер­тификация проводится органом по сертификации с провер­кой самих товаров, а в необходимых случаях — даже нали­чия у изготовителей возможности обеспечить устойчивый уровень качества. При прохождении сертификации лицу выдается сертификат соответствия.


Наряду с этим обязательное подтверждение соответ­ствия товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 766, осуществляется путем подачи заявителем декларации в орган по сертифи­кации. К декларации прилагаются техническая документа­ция, результаты исследований (испытаний) и измерений и другие доказательственные материалы. Оформленная по установленным правилам декларация подлежит регистра­ции Федеральной службой по техническому регулирова­нию и метрологии. Зарегистрированная декларация слу­жит документом, подтверждающим соответствие товара положениям стандартов или условиям договоров.

Добровольное сертифицирование производится по инициативе заявителя на основании договора с органом по сертификации. Коммерческая организация или объедине­ние организаций могут создавать системы добровольной сертификации на целые группы товаров. Для подтверждения их соответствия организация или объединение направляют в орган по сертификации комплект необходимых докумен­тов. Эти документы подтверждают соответствие товара требованиям стандарта или условиям заключаемых догово­ров, а также наличие у заявителя возможности устойчивого обеспечения надлежащего качества товаров.

Орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия на товар, прошедший добровольную сертифи­кацию; предоставляет заявителю право на применение зна­ка соответствия, если это предусмотрено системой добро­вольной сертификации, в которую входит заявитель.

Товары, сертифицированные на соответствие нацио­нальному стандарту, могут маркироваться знаком соответ­ствия национальному стандарту. Вид знака соответствия, предусматриваемого системой добровольной сертифика­ции, определяется самой системой добровольной сертифи­кации. Остальные товары, соответствие которых заявлен­ным требованиям подтверждено в порядке, установленном Федеральным законом «О технической регулировании», маркируются знаком обращения на рынке. Указанный знак наносится в информационных целях, а его изображе­ние устанавливается Правительством РФ.

Закупаемые по импорту товары, подлежащие обязатель­ной сертификации, должны быть предварительно сертифи­цированы в России в общеустановленном порядке. Сейчас контроль за соответствием импортных товаров целям стан­дартизации крайне слаб. По данным печати, российский продовольственный рынок стал сегодня всемирной помой­кой. В Россию нередко бесконтрольно ввозятся продукты, запрещенные к употреблению в развитых странах. Причем ввозятся по бросовым ценам, из-за чего их охотно скупают недобросовестные торговцы, наживающие на этом огром­ные прибыли.

Как распределяются обязанности по обеспечению каче­ства между субъектами торгового оборота? По смыслу зако­на, изготовитель и оптовая организация-продавец несут ответственность за соответствие товара принятому стан­дарту или условиям договора, а также правильное исполь­зование сертификата соответствия, декларации о соответ­ствии и знака соответствия или знака обращения на рынке. Оптовые и розничные торговые организации при продаже приобретенного товара отвечают за само наличие сертифи­ката соответствия или декларации о соответствии и знака соответствия (знака обращения на рынке) на реализуемом то­варе, когда сертификация обязательна либо когда ее доб­ровольное проведение предусмотрено договором с продавцом.


Требования стандартов и способы подтверждения соот­ветствия должны учитываться при заключении и исполнении торговых договоров. ГК вообще не упоминает о стандартах и не предусматривает механизмы привязки стандартов к условиям договоров. В результате деятельность по стандар­тизации и договорная работа оказались оторваны друг от друга. В немалой степени по этой причине в последние годы контролирующими органами отмечается ухудшение каче­ства российских товаров.

Для привязки в договорах показателей качества това­ров к требованиям стандартов могут использоваться сле­дующие приемы:

1) если на товар имеется стандарт и стороны условились им руководствоваться, то в договоре должны быть указаны наименование, номер и дата утверждения этого стандарта, а также наименование организации, утвердившей стандарт;

2) при отсутствии у покупателя текста стандарта следу­ет предусматривать обязанность его высылки вместе с дого­вором или в иной установленный срок, например в десяти­дневный. Когда в договоре назван стандарт, а работники фирмы-покупателя его не имеют и не знают, что в нем пре­дусмотрено, они не могут проверить товар по всему переч­ню установленных в нем требований;

3) при согласии руководствоваться стандартом в догово­ре необходимо конкретно указывать марки, сортность, дру­гие изменяющиеся характеристики, определение которых отнесено стандартом к усмотрению сторон. Для покупателя важно настаивать на поставке изделий лучших сортов и марок или с отдельными более высокими показателями ка­чества;

4) в случае разработки стандарта в виде ступенчатого (порогового), предусматривающего несколько последова­тельно улучшающихся уровней качества, надлежит уста­навливать в договоре сроки начала поставки изделий улуч­шенных модификаций;

5) должен быть конкретно определен порядок удостове­рения продавцом соответствия товара установленным тре­бованиям. Это может быть условие о высылке продавцом сертификата соответствия (декларации о соответствии), заверенного сертифицирующим органом, нотариусом или продавцом, а также об обязанности проставлять на каждом изделии знак соответствия или знак обращения на рынке.

ГК не только не содержит упоминаний о стандарте, но даже не требует обязательного определения в договорах ус­ловия о качестве. Статья 469 ГК устанавливает, что при от­сутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать товар, пригодный для целей обычного использова­ния такого товара. Подобный способ определения качества приемлем для стран с общей высокой культурой производ­ства. Он непригоден для России, где пока низок уровень качества большинства товаров. Поэтому в каждом реализа­ционном договоре следует определять качественные харак­теристики товара. Это может делаться путем отсылки к по­казателям соответствующего стандарта, а когда стандарт отсутствует — путем непосредственного определения тре­бований к качеству в договоре.


Улучшение качества — одна из важнейших общегосудар­ственных задач, определяющих положение нации в мире. Государство, которое не смогло наладить изготовление пер­восортных товаров, будет обречено на экономическую зави­симость. По уровню качества большинства товаров мы значительно отстаем от развитых стран, однако основная проблема в том, что сохраняющееся низкое качество насла­ивается на правовую и организационную необеспеченность работы по его улучшению, на отсутствие конкуренции меж­ду товаропроизводителями.

В деле улучшения качества важно учитывать и исполь­зовать правовые возможности, регулятивный потенциал договора. Современной России требуется не просто поддер­жание качества на уровне стандартов, поскольку отече­ственные стандарты в основном закрепляют низкие показа­тели качества, тогда как необходимо последовательное улучшение качества большинства производимых товаров. Именно договору, а не системе стандартизации, которая в отрыве от договоров малопригодна для этого, принадлежит ведущая роль в решении данной задачи.

Как же использовать договор для содействия улучше­нию качества?

Важно прежде всего определять в договоре конкретные показатели качества, не оставлять их неурегулированными, на что совершенно неосновательно ориентирует ГК. Как свидетельствует практика, целесообразно выделять условие о качестве товара в виде самостоятельного раздела договора.

При необходимости детального определения качествен­ных показателей товара они могут излагаться в техничес­ком описании или ином документе, прилагаемом к договору в виде его обязательной части.

Одним из способов регулирования качества товаров в коммерческой практике является поставка по согласованным образцам. Такой порядок удобен при реализации срав­нительно недорогих товаров. Продавцом изготавливается образец в одном или двух экземплярах. Образец снабжается этикеткой за подписями сторон, упаковывается и опломби­руется. В договоре указываются важнейшие качественные характеристики образца, а также порядок его хранения. В случае возникновения спора о качестве экспертная органи­зация проводит проверку полученных покупателем изде­лий на соответствие образцу.

Для поставщиков всегда положительные результаты дает разработка стандартов на изготавливаемые (а для оптовых организаций — на регулярно поставляемые) товары. Покупа­тели обычно отдают предпочтение товарам, качественные ха­рактеристики которых конкретно указаны в установленной документации. Разработка стандартов и сертифицирование соответствия реализуемых товаров должны составлять необ­ходимую часть конкурентной стратегии фирмы.

При отсутствии стандартов в договоре должны опреде­ляться основные показатели качества товаров. Покупа­телям следует до закупки выяснять, какие недостатки наи­более часто встречаются в соответствующих товарах, и включать в договоры условие о недопустимости таких де­фектов. Нужно консультироваться у своих специалистов (мастеров, товароведов), проводить опросы потребителей о том, какие пожелания у них имеются к улучшению качества товара, а затем включать их в договоры в виде требований к продавцам о качестве.

Договор надлежит использовать для последовательного, поэтапного улучшения качественных показателей. Наибо­лее пригодны для этого долгосрочные договоры, в которых по годам могут наращиваться уровни качества, предусматри­ваться более высокие пороги качества. Вместе с тем даже в го­довых договорах при систематических связях можно каждый раз вводить дополнительные требования к качеству товара, предусматривать улучшение тех или иных характеристик. Позитивные перемены с качеством начнутся тогда, когда в массе договоров появятся подобные условия.

Закон предусматривает, что поставщик удостоверяет качество товара соответствующим документом. Докумен­ты о качестве высылаются вместе с товаром, если иное не установлено договором. Вид документа и его содержание определяются стандартом на конкретный товар. Если в стандарте эти вопросы не решены, то вид и содержание документа, а также порядок его предоставления определяются договором.

Документы о качестве могут быть различными: практи­ка выработала множество их видов. Таковы удостоверение о качестве, паспорт, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, комплектовочный талон, ярлык качества и др. Сертификата соответствия или декларации о соответ­ствии обычно совершенно недостаточно для удостоверения качества товара, в связи с чем и требуются указанные до­кументы. Роль этих документов возросла. Статья 464 ГК установила, что если документы, относящиеся к товару, не переданы в установленный срок, то покупатель вправе от­казаться от товара. Поэтому в договоре должны опреде­ляться содержание и порядок высылки такого документа, т.е. какие сведения о товаре в нем указывать, в каком количе­стве предоставлять: один экземпляр на партию товара или на каждое изделие, высылать ли его вместе с товаром или отдельно от него.

Высылка документа, с необходимой полнотой удостоверя­ющего качество товара, крайне важна для проверки товара покупателем, определения надлежащей цены, оперативной передачи в производство или в розничную продажу.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потре­бителей» установил, что документация к товару должна представляться на русском языке. Постановлением Пра­вительства РФ от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспече­нию наличия на ввозимых на территорию Российской Фе­дерации непродовольственных товаров информации на русском языке» запрещена продажа товаров, не имеющих информации на русском языке. Однако это важное правило повсеместно нарушается. Организациям-покупателям сле­дует дополнительно закреплять в договоре данное требова­ние в отношении импортных товаров.

В договорах предусматриваются также требования к маркировке товаров и тары. Если маркировка тары пред­назначена для покупателя и транспортной организации, перевозящей груз, то маркировка товара содержит сведе­ния, необходимые пользователю.

Товарная маркировка наносится на само изделие, на его упаковку либо на прилагаемые ярлык, этикетку, вкладыш. Содержание маркировки определяется правовыми актами, стандартами, в том числе на конкретные виды товаров, а также договором.

На товары потребительского назначения должны на­носиться сведения, предназначенные для граждан-покупа­телей. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8-12) информация должна содержать адрес и фирмен­ное наименование изготовителя (продавца), цену, гаран­тийный срок, если он установлен, и другие данные. Состав информации и требования к содержанию информации по группам товаров определены стандартами ГОСТ Р 51121—97 «Товары непродовольственные. Информация для потреби­телей. Общие требования» и ГОСТ Р 51074—97 «Продук­ты пищевые. Информация для потребителей. Общие тре­бования».

Статья 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предус­матривает необходимость указания на этикетках, ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых про­дуктов более широкого круга необходимых сведений для по­требителей по данным видам товаров.

Статья 458 ГК установила важное правило: товар не признается готовым к передаче, если он не маркирован или иным образом не идентифицирован для целей дого­вора. Это означает, что при отсутствии маркировки и иной необходимой информации товар не признается поставлен­ным, а обязательство не считается исполненным. Установ­ление такого порядка резко повышает значимость мар­кировки, четкого определения в договоре содержания мар­кировки и иной информации и способа ее нанесения.

В 1977 г. международной организацией EAN был разра­ботан Европейский стандарт символьной маркировки — штриховая маркировка. Она представляет собой сочетание определенного количества штрихов и пробелов разной тол­щины. Штриховой код наносится на изделие типографским способом или приклеиваемой этикеткой. В соответствии с законодательством Европейского союза товары без штри­ховой маркировки не допускаются к продаже.

В России общее руководство работой по штриховому ко­дированию товаров осуществляет Внешнеэкономическая ас­социация автоматической идентификации — ЮНИСКАН. По запросам организаций ЮНИСКАН выдает им коды для маркировки производимых товаров, ведет соответствую­щий банк данных.

Линии штриховой маркировки состоят из 4 групп. Ли­нии первой группы обозначают код страны — изготовителя товара. Линии второй группы присваиваются ЮНИСКАН конкретной организации — изготовителю или продавцу то­вара. Последующая группа знаков кода разрабатывается изготовителем (продавцом) товара и отражает информа­цию о товаре, необходимую для самого изготовителя и для покупателей товара. Последний разряд кода является конт­рольным числом алгоритма.

Штриховая маркировка обычно используется одновремен­но с наносимым ниже ее «бар-кодом» — цифровой кодирован­ной маркировкой. Штриховая и цифровая маркировка считы­ваются сканирующим устройством. Символьная маркировка дает возможность программного регулирования многих тор­говых операций, таких, как учет количества произведенных товаров в развернутом ассортименте, контроль за поступле­нием и реализацией товаров, оперативное пополнение запа­сов товара на складе и в торговом зале и др.

С качеством связано также установление гарантийных сроков и сроков годности либо сроков службы изделий.

Под гарантийным понимается срок, в течение которого проданный товар должен соответствовать требованиям к его качеству, заявленным продавцом. Сроки гарантии уста­навливаются стандартом на соответствующий товар либо предусматриваются в договоре. В договоре могут быть со­гласованы более длительные сроки гарантии против ука­занных в стандарте. По ст. 471 ГК гарантийный срок начи­нает исчисляться с момента передачи товара покупателю; если иное не предусмотрено договором.

Срок годности — это период, в пределах которого изде­лие обнаруживает свои потребительские свойства либо до­пустимо к употреблению. Для машин, приборов и других товаров длительного пользования могут устанавливаться сроки службы. В соответствии со ст. 473 ГК срок годности исчисляется от даты изготовления товара. Срок службы ис­числяется со дня передачи товара потребителю. Перечень товаров длительного пользования, на которые изготови­тель обязан установить срок службы, утвержден постанов­лением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720. В этом же постановлении содержится перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для ис­пользования по назначению.

При закупках товаров со сроками годности важно пре­дусматривать в договоре условие об остаточном сроке год­ности, конкретно определяя его. Например, при покупке партии цемента с годичным сроком годности в договоре может быть предусмотрено, что остаточный срок годности на момент поступления цемента к покупателю должен со­ставлять не менее 2/3 общего срока годности. Одновремен­но должны предусматриваться последствия несоблюдения этого условия в виде права отказаться от принятия и опла­ты товара, а также обязанности продавца самому вывезти этот товар от покупателя. Оставление несогласованными указанных условий ведет к значительным потерям для по­купателей и экономики страны в целом.

Наряду с качеством в договоре решаются вопросы комп­лектности. Под комплектностью понимается набор из изде­лия и отдельных вспомогательных или запасных частей к нему, его принадлежностей. Таким образом, комплект — это установленный перечень из основного и вспомогательных изделий, принадлежностей. Все единицы комплекта долж­ны отгружаться покупателю одновременно, если иное не предусмотрено сторонами.

Комплектность устанавливается стандартом на соответ­ствующее изделие или договором. В договорах может пре­дусматриваться поставка товаров с дополнительными час­тями комплекта за специальную плату либо без отдельных единиц комплекта. Изменение комплектности производит­ся по требованию покупателя.







Date: 2015-09-23; view: 498; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию