Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Порядок определения условий договоров
С отказом от планово-административного регулирования экономики договор превратился в главное, ведущее правовое средство организации хозяйственной жизни. Рыночная экономика есть экономика договорная. Договор служит локомотивом, который тянет весь рынок. В зарубежной юридической литературе подчеркивается, что договор способствует росту общественного богатства. В качестве инструмента экономического обмена договор служит созданию и умножению богатства, а также рациональному управлению им. Вместе с тем указанные возможности проявляются лишь при надлежащем ведении договорной работы. Особо значимый вопрос коммерческой деятельности – квалифицированная выработка контрагентами условий договоров. В отечественной юридической литературе превалируют комментарии к положениям закона, относящимся к договорам, различные классификации договорных условий. Подобный подход представляется ущербным. Следует учитывать, что условия договоров определяются по усмотрению сторон (п. 4 ст. 421 ГК), кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано правовыми актами. Таким образом, основная нагрузка в определении содержания договоров ложится на сами договаривающиеся стороны. Поэтому сегодня требуются не комментарии к закону, а знания более высокого уровня. Необходимы методики, указывающие основания и порядок выработки содержания договоров в конкретных обстоятельствах. Речь идет о том, как в зависимости от возможностей, условий деятельности и интересов сторон должны строиться основные пункты договора. Для ведения такой работы требуются новые подходы к праву, а также специальная подготовка, овладение техникой договорной работы, умением проектирования договоров, что гораздо сложнее, чем традиционное толкование норм. Российские ученые-юристы одними из первых стали осваивать эти важные для хозяйственной жизни направления. Первые публикации по технике договорной работы, методике формирования условий договоров появились уже 25—30 лет назад. Здесь можно назвать труды Д.Н. Сафиуллина, С.А. Хохлова и других авторов. Для ведения договорной работы следует, прежде всего, установить соотношение нормативных актов и усмотрения сторон в определении содержания договоров. В любом договоре можно выделить два вида условий: прямые (вырабатываемые самими сторонами) и подразумеваемые. Подразумеваемые условия входят в договор из закона, иных правовых актов и обычаев делового оборота. Подразумеваемые условия не записываются в текст договора, ибо они и так обязательны для сторон. Они становятся обязательными для участников договора в силу самого факта заключения договора. Обязательными всегда являются относящиеся к данному виду договора императивные положения закона и иных правовых актов. Такими являются и диспозитивные правила, если стороны намеренно или по недосмотру не выработали собственную формулировку соответствующего условия. Однако более важна вторая группа условий — прямые, которые вырабатываются самими сторонами. Закон оказывает влияние на их формирование, но это влияние уже совсем иного рода. Можно назвать следующие способы воздействия закона на усмотрение договорных контрагентов при выработке таких условий. Во-первых, закон содержит общедозволительные положения. Они позволяют сторонам заключать договоры, вообще не предусмотренные законом; разрешают включать в договоры по своему усмотрению любые условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия определено законом или иными правовыми актами. Методом регулирования коммерческого права, как и гражданского, является дозволительность. Во-вторых, закон может предписывать сторонам выработать определенные условия, не касаясь их содержания. Это может выглядеть как требование о наличии в договоре условия о предмете, сроках и других существенных условий. Имеется немало указаний правовых актов о необходимости решения соответствующих вопросов в договоре. Подобные нормы уполномочивают субъектов на самостоятельную выработку содержания договорных пунктов. Такие нормы можно назвать управомочивающими. Закон нередко (и это специфика частного права) предусматривает договорные условия в диспозитивном виде. Стороны могут выработать любую формулировку такого условия, но если они этого не сделали, то будет действовать условие, содержащееся в диспозитивной норме. Наконец, многие правовые нормы рассчитаны на конкретизацию их содержания. В правовых актах даются предельно общие правила, которые зачастую должны «развертываться», подгоняться сторонами под конкретные условия их деятельности. Имеются и другие способы воздействия законодательства на определение субъектами содержания заключаемых договоров. Нельзя обойти такой вопрос, как соотношение стандартизированных (типовых) текстов и индивидуально вырабатываемых договоров. Порой высказываются утверждения, что на Западе работают в основном по стандартизированным проформам договоров; существует множество таких проформ договоров, разработанных промышленными и торговыми ассоциациями. Конечно, когда купля-продажа осуществляется в типовом режиме, например, при биржевых операциях или при регулярной продаже производителем или крупной оптовой организацией своих товаров, то приходится использовать стандартизированные тексты. Применение шаблонных проформ договоров вполне допустимо, когда речь идет о продаже незначительных количеств товара и в отношениях сторон нет существенных особенностей. Однако в нашей договорной практике, к сожалению, дело обстоит совершенно иначе. Если на Западе используются сотни договорных проформ, которые разработаны для реализации конкретных видов товаров, то российские фирмы нередко по имеющемуся у них общему образцу договора реализуют любые товары. Точно так же в издаваемых брошюрах с образцами договоров предлагается один общий текст для каждого вида договоров. Если составлять договор, руководствуясь текстом закона, комментариями к нему либо взяв за основу общий образец, то в таком договоре всегда будет отсутствовать главное: согласованность содержания договора с конкретными условиями деятельности субъектов, их реальными возможностями и хозяйственными интересами. Исполнение подобного договора всегда будет сопряжено с трудностями, излишними затратами. Поэтому необходимо использовать другой способ работы. Каждое включаемое в договор условие должно вырабатываться индивидуальным образом, с тем чтобы максимально учитывать конкретные возможности и интересы контрагентов, обеспечивать достижение необходимого им результата. В этом состоит основной смысл техники договорной работы, в этом же заключается важное правило коммерческого права. Оптимальное определение условий договоров предполагает привлечение к их выработке наиболее квалифицированных специалистов фирмы по соответствующим вопросам. Согласование с другой стороной приемлемых формулировок производится в ходе преддоговорных контактов. Когда проведение переговоров представляется неоправданным из-за значительных затрат, стороны могут достичь необходимого результата путем переписки, излагая возможные формулировки соответствующих пунктов и указывая основания, по которым не могут быть приняты требования контрагента. Date: 2015-09-23; view: 427; Нарушение авторских прав |