Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки





Для торговых договоров, как и любых других, сущест­венным является условие о предмете. В российском законо­дательстве содержание предмета купли-продажи впервые предусмотрено ст. 455 ГК. Условие о предмете считается со­гласованным, если из него можно определить наименова­ние и количество товара. Итак, предмет реализационных договоров выражается через наименование товара и через его количество.

На практике приходится сталкиваться с затруднениями, когда указанное в договоре наименование нечетко или неполно обозначает предмет сделки. Так, стороны нередко ис­пользуют обобщенные, видовые понятия, например, «неф­тепродукты», «кондитерские изделия». Это серьезный де­фект договора, поскольку такого наименования явно недостаточно для исполнений обязательства. В подобных случаях возникает необходимость дополнительно учиты­вать сведения об ассортименте или о качестве товара. Они позволяют уточнить, конкретизировать предмет.

В отношении количества коммерческая практика при­знает допустимым как конкретное указание числа единиц, метров или массы товара, так и установление в договоре не собственно количества, а порядка определения количества товара. Например, стороны предусматривают, что прода­вец обязуется передать количество сахара, которое удастся закупить на полученные от покупателя деньги по цене, ко­торая сложится на момент закупки. Возможность подобно­го косвенного определения количества закреплена в ст. 465 ГК, а для внешнеторговых контактов — в п. 14 Венской кон­венции 1980 г.

В торговых отношениях часто встречается примерное определение количества товара путем указания минималь­ного и максимального пределов. Разновидностью установ­ления верхнего и нижнего пределов являются предусматри­ваемые допустимые отклонения. Они устанавливаются при массовых поставках товаров и предполагают, что договор выполнен надлежащим образом, если отступление не пре­вышает допустимого процента. Согласно обычаям между­народной торговли, если количество товара указано со сло­вами «около» или «приблизительно», то допустимая разница при поставке может составлять плюс-минус десять процентов.

Вместе с тем нельзя определять один, только высший или только низший, предел либо указывать количество со словами «до» или «не более такого-то размера». Такие фор­мулировки могут быть истолкованы как любое количество не свыше или не ниже указанного в договоре.

В зарубежной коммерческой практике допускается опре­деление в среднесрочных и долгосрочных договорах коли­чества товара «по усмотрению», когда стороны предусмат­ривают минимальный объем продажи с предоставлением покупателю права запросить у продавца дополнительное количества товара. Продавец освобождается от обязаннос­ти удовлетворить требование покупателя, лишь если представит доказательства отсутствия возможности поставить дополнительно запрошенное количество товара.

Количество продаваемого товара может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки (сроки для отгрузки частей от общего количества). Коммерческий тер­мин «партия» выражает указание на способ исполнения до­говора. Когда в договоре определены партии, то они также рассматриваются как предмет, но уже для соответствую­щего периода. Понятие партии товара как количества, под­лежащего поставке в частный срок, появилось в российском законодательстве лишь в последние годы. Ранее отсутствие такого термина создавало известные затруднения. Это так­же свидетельствует о значительном отставании в разработ­ке повседневно необходимых понятий отечественного тор­гового права.

Размеры отдельных партий могут быть одинаковыми, однако могут определяться в несовпадающих количествах. Необходимость различного размера партий может дикто­ваться неодинаковым спросом на товар в разных сезонах, колебаниями объемов производства в течение года в связи с остановкой оборудования на профилактический ремонт или массовыми летними отпусками работников. Указанные обстоятельства надлежит учитывать на стадии заключения договора.

При реализации товаров с ограниченными сроками год­ности, прежде всего скоропортящихся товаров, приходится использовать сложные конструкции условия о количестве. В договоре согласовывается минимальный объем поставок на год с распределением по месяцам. При этом предусмат­ривается, что отгрузка производится в соответствии с заяв­ками покупателя (получателей): суточными, пятидневными или иными. Общее количество поставленного товара под­считывается по окончании месяца. Такой порядок позволя­ет планировать необходимый минимум производства и продаж и вместе с тем оперативно изменять количество с учетом колебаний спроса. Так определяется количество отгружаемых организациям розничной торговли молоч­ных, хлебобулочных, мясных, рыбных и иных подобных то­варов.

Непосредственно с предметом связан такой показатель, как ассортимент (или, что одно и то же, — номенклатура) товаров. Принято различать групповой и развернутый ас­сортимент. Групповой ассортимент обозначает в укрупненных показателях виды товара: обувь мужская, автомобили легковые. Под развернутым ассортиментом понимаются конкретные марки, модели, рецепты, фасоны, размеры то­вара. Изделие может переводиться в самостоятельную ас­сортиментную позицию в результате указания сторонами в договоре любого признака, выделяющего товар из товаров данного вида. Это может быть показатель, касающийся цве­та, рисунка, порядка упаковки, расфасовки и т.п. При боль­шом числе ассортиментных позиций они указываются в спецификации, оформляемой как часть договора.

Если изделие выделено в отдельную ассортиментную позицию, то покупатель заинтересован в передаче ему именно такого товара. Статья 512 ГК предусматривает, что в поста­вочных отношениях замена изделий одного ассортимента дру­гими допускается с предварительного письменного согласия покупателя, даваемого до отгрузки заменяющего товара. При несоблюдении этого правила поставщик несет ответствен­ность за неисполнение обязательства, даже если покупатель принял и оплатил товар другого ассортимента.. Для договора купли-продажи статья 468 ГК решает воп­росы изменения ассортимента иначе. (Это одно из много­численных и ничем не обусловленных расхождений общих положений о купле-продаже и норм о поставке, создающих «специфику» договора поставки). Согласно названной нор­ме покупатель вправе отказаться от принятия доставлен­ных продавцом товаров незаказанного ассортимента и по­требовать их замены. Однако если покупатель в разумный срок не сообщит об отказе от товаров ненадлежащего ассор­тимента, то он не может требовать их замены и договор признается выполненным. Такой порядок сопряжен с боль­шим риском для продавца, поэтому целесообразно по аналогии предусматривать в договорах процедуру измене­ния ассортимента, установленную для отношений по по­ставкам.

При колебаниях спроса и сложности установления ас­сортимента на длительные сроки возможно определение ассортимента лишь на ближайшие периоды: квартал или полугодие. В таких случаях, в особенности при заключении договоров на несколько лет, в них следует определять поря­док согласования ассортимента на каждый отдельный пе­риод. Важно конкретно указывать, кто и в какие сроки вы­сылает проект спецификации на следующие периоды, в какой срок могут заявляться разногласия и как они урегулируются. Когда договор определяет ассортимент на год или на ряд лет, то в нем может предусматриваться противопо­ложное условие, а именно право покупателя уточнять согла­сованный ассортимент, например, внося предложение об этом за 30 дней до начала каждого квартала.

В торговых договорах могут и должны предусматри­ваться обязанности продавцов по расширению ассорти­мента, освоению выпуска новых видов товаров, более при­влекательных по своим свойствам. Договор - единственное правовое средство решения задачи удовлетворения ассор­тиментных запросов потребителей. Ведущая роль договора в удовлетворении ассортиментных запросов общества пока слабо осознана нашими управленцами и правовой наукой. В законодательных актах, цивилистических трудах не най­ти рекомендаций об использовании возможностей договора для расширения и обновления ассортимента приобретае­мых товаров.

В обстановке приниженной роли договора в советский период происходило свертывание, оскудение ассортимента товаров. В настоящее время процесс расширения ассорти­мента российских товаров идет крайне медленно. Сохраня­ется дефицит, нехватка многих видов изделий, хотя, по дан­ным статистики, производственные мощности загружены лишь наполовину.

Движущей силой в данном деле должны стать требова­ния оптовых и розничных торговых организаций, других потребителей к производителям при заключении догово­ров. Промышленность, в условиях монополизма и слабой конкуренции, сама улучшать ассортимент не начнет. Это подтверждает зарубежная и отечественная практика. Лишь когда в массе договоров появятся условия о последователь­ном расширении и обновлении ассортимента, только тогда дело изменится к лучшему.

Включение в договор условий об изменении ассортимен­та нередко требует от производителей инвестиций, финан­совых затрат на закупку оборудования и материалов, раз­работку и освоение новых технологий. Для того чтобы быть уверенным в возмещении ему таких расходов, поставщик должен добиваться точного определения в договоре, какие конкретно новые изделия, в каких количествах и начиная с какого периода должны будут поставляться покупателю.

С предметом договора тесно связано условие о сроках. Следует, прежде всего, различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия раз­личают краткосрочные, среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (пять и более лет) договоры.

В отношении сроков передачи (отгрузки) товара зако­нодательство о купле-продаже не требует их указания в до­говоре. Такой подход совершенно неприемлем для торго­вых отношений.

Срок передачи или отгрузки, которая приравнивается к передаче, может определяться конкретной датой или указа­нием периода, в котором должен быть отгружен товар. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком по­ставки в договоре устанавливаются частные сроки, т.е. пе­риоды для отгрузок отдельными частями (партиями). Если договор предусматривает поставку отдельными партиями, но сами периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК товары должны поставляться равными партия­ми помесячно.

Установление частных сроков актуально для любых ви­дов реализационных договоров: поставки, оптовой купли-продажи, поставки для государственных нужд, контракта­ции. ГК урегулировал эти вопросы только для отношений по поставкам. Поэтому при заключении других видов реа­лизационных договоров самим сторонам следует предус­матривать в них частные сроки отгрузок и размеры отдель­ных партий. Установление в договорах частных сроков оказывает серьезное упорядочивающее воздействие на про­изводственную и торговую деятельность субъектов.

При выработке условий о сроках следует учитывать та­кие факторы, как длительность цикла производства изде­лий, продолжительность транспортировки, наличие у про­давца и покупателя складских площадей для хранения готового товара и др. Исходя из них в договорах указыва­ются соответствующие по продолжительности частные сроки (7-, 10-дневные и иные), причем такая периодичность должна быть обоснованной в экономическом и других отно­шениях, базироваться на тщательных расчетах.

Условие о частных сроках требует его увязки с ас­сортиментом и количеством. Изготовление изделий в ши­роком ассортименте связано с частыми переналадками обо­рудования. Остановки для переналадки уменьшают выход готовой продукции. Поэтому для совмещения ассортимент­ных запросов потребителей с задачей сохранения объемов производства используются сложные конструкции условий о сроках. Так, применяются двойные сроки: по общим объе­мам поставки (они более короткие) и по развернутому ас­сортименту — более продолжительные.

Для этого в договорах предусматривается, например, что поставщик обязан отгружать товар в 5-дневные сроки в ко­личествах, составляющих 1/6 стоимости месячной партии товара. Одновременно устанавливается, что в пределах ме­сячного срока поставщик обязан поставить товар всего со­гласованного ассортимента. Подобный порядок позволяет производителю значительно сократить число переналадок и потери от остановок оборудования.

На определение сроков влияет и продолжительность транспортировки. По закону обязательство считается ис­полненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Однако тре­буется ещё время на транспортировку, которое может быть достаточно продолжительным. Поэтому если покупатель предусмотрел поставку товаров в январе, то поставщик мо­жет отгрузить товар 31 января, и его действия будут право­мерными, хотя товар поступит к получателю через полме­сяца или месяц.

Для обеспечения заблаговременного получения товара сто­роны нередко предусматривают дискретные сроки, напри­мер месячные, но с обязанностью отгрузки товара до 10-го или 15-го числа каждого месяца. Такой режим не ухудшает поло­жения продавца. Он располагает тем же месячным объемом времени для изготовления и отправки каждой партии, изме­няется лишь порядок исчисления месяца. Зато покупатель приобретает возможность в пределах соответствующего меся­ца получить товар и использовать его в хозяйственных целях.

Досрочная отгрузка товара согласно ст. 457 и 508 ГК до­пускается лишь с согласия покупателя. Поставщики стре­мятся включать в договоры условие о праве досрочной отгрузки, поскольку это расширяет возможности для опера­ций с товарами. Покупателям целесообразно ограничивать право досрочной отгрузки определенными объемами, на­пример полумесячными или до полной загрузки транспорт­ного средства. В обмен на возможность досрочной отгрузки покупателю следует добиваться ответных льгот для себя в определении других условий договора. Определение усло­вий договоров в коммерческой практике обычно является результатом выторговывания взаимных льгот и преиму­ществ.

В договорах применяются и иные конструкции условий о сроках. Предпосылками их выработки служат не нормы закона, поскольку закон не регулирует всего многообразия возможных решений. Субъекты сами осуществляют юриди­ко-конструктивную работу, основываясь на анализе усло­вий деятельности, своих возможностей и интересов.

В качестве самостоятельного условия, определяющего частоту передачи товара, помимо сроков могут устанав­ливаться графики отгрузки или завоза товара. Графики представляют собой календарное расписание с указанием дней отгрузки (завоза). Они могут предусматриваться как часовые и даже минутные, в частности при завозе полуфаб­рикатов в магазины, товаров по торговым точкам, продук­тов в школьные столовые.

Установление графиков резко упорядочивает процесс дос­тавки товаров, сокращает простои транспортных средств под выгрузкой, дает значительную экономию средств как для каждой отдельной организации, так и для общества в целом. Однако их выполнение требует высокой дисциплины и со­гласованности действий исполнителей. Широкое овладение навыками выработки в договорах и соблюдения графиков — это общехозяйственная, национальная задача.

Сроки поставки и графики отгрузки — это разные усло­вия договора. Так, частные сроки могут быть соблюдены, а все графики сорваны. Поэтому за нарушение графиков должна предусматриваться отдельная ответственность. По­скольку доказать убытки от таких нарушений весьма слож­но, целесообразно установление в договоре штрафов, при­чем достаточно высоких, за несоблюдение графиков.

Важно определять в договоре порядок действий в случа­ях нарушения продавцом сроков передачи товара. Закон урегулировал эти вопросы лишь в отношении договоров поставки. Согласно ст. 511 ГК количество товара, недопос­тавленное в одном частном периоде, подлежит восполне­нию в следующем периоде в пределах срока действия дого­вора. Восполнение должно производиться в согласованном ассортименте, а если он не определен, то в том ассортимен­те, который не был поставлен в срок. Следует по аналогии определять эти условия также в других видах реализацион­ных договоров.

Покупатель вправе отказаться от товара, поставка которого просрочена. Статья 511 ГК устанавливает, что об отказе покупатель обязан известить поставщика. Товар, который отгружен до получения поставщиком отказа, должен быть принят и оплачен покупателем. Во избежание затруд­нений с использованием несвоевременно отгружаемого товара важно контролировать выполнение договоров и оперативно заявлять отказ от товара, поставка которого просрочена и в котором отпала потребность. Это акту­альные вопросы, особенно в отношении сезонных и иных товаров, спрос на которые колеблется.

По договорам купли-продажи ст. 457 ГК устанавливает более практичный порядок. Продавец вправе отгружать, товар, передача которого просрочена, только получив на это согласие покупателя. Подобное условие целесообразно предусматривать также в договорах поставки и в других реализационных договорах, особенно по сезонным и скоро­портящимся товарам. В этом случае поставщиком сначала должно быть получено согласие покупателя и лишь в соот­ветствии с ним производиться восполнение недопоставки.

Для реализационных договоров важно определение по­рядка доставки и места сдачи товара. В силу ст. 458 ГК то­вар по договору купли-продажи может быть передан, т.е. вручен покупателю, в месте нахождения покупателя либо в месте нахождения товара. Когда договором купли-продажи не предусмотрена передача товара, то обязательство счита­ется исполненным с момента сдачи товара органу транс­порта для доставки покупателю.

Что касается договоров поставки, то ст. 510 ГК возлагает на поставщика обязанность доставки товара покупателю, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Право выбора вида транспорта принадлежит поставщику, если его вид не определен договором. Отсюда возникает необхо­димость согласовывать в договорах более экономичный для покупателя способ транспортировки.

Для контрагентов значимы вопросы распределения расходов по транспортировке. Действуют следующие тра­диции торгового оборота. Погрузка товара на транспорт­ное средство производится продавцом и за его счет, если иное не установлено договором. Выгрузка поступившего товара осуществляется средствами и за счет получателя.

Сами транспортные расходы всегда ложатся на покупа­теля.

Проблема доставки товаров является одной из наиболее острых для изготовителей и оптовых организаций, которые стремятся выйти на широкий рынок, — причем основные сложности связаны не со стоимостью перевозки, а с обеспече­нием сохранности товара в пути. Оптимальный вариант — перевозка товара автотранспортом по схеме «от двери до двери», т.е. доставка непосредственно на склад покупателя. Здесь используется несколько решений. Перед покупателем выдвигается требование, чтобы купленная партия была равна полному контейнеру или норме загрузки крытого ав­томобиля, поскольку в этом случае шоферу легче обеспе­чить сохранность груза.

При перевозках по железной дороге снижен контроль за целостностью груза, и потому нередки случаи недостачи и порчи товара. Попытки страховать груз позволяют ком­пенсировать его стоимость по цене покупки, но не возмеща­ют покупателю неполученные доходы. Поэтому, хотя пере­возки автотранспортом обходятся дороже, покупатели идут на эти издержки.

При выработке условий о порядке доставки необходимо предусматривать меры, направленные на обеспечение со­хранности товара. Таково включение требований об ис­пользовании отправителем средств пакетирования, крепле­ния, укрытия груза. Средства пакетирования — это ткане­вые и проволочные сетки, грузовые пакеты, специализиро­ванные контейнеры, поддоны и др. Они не только затруд­няют хищения, но и значительно ускоряют и удешевляют погрузку и выгрузку. Имеется множество других приемов, позволяющих повысить сохранность товара при перевозке. Все эти вопросы могут решаться исключительно на основе договоров и должны предусматриваться в них.

При массовых отправках товара следует определять в договоре частоту отгрузок, например, не более одного-двух вагонов или автомобилей в день, неделю, декаду. Необходи­мо устанавливать предельные размеры, т.е. количество одновременно отгружаемых партий товара, чтобы не столк­нуться с проблемой выгрузки целых эшелонов. Предельные размеры одновременно отгружаемых партии могут указы­ваться и при доставке автомобильным транспортом, что крайне актуально в отношении скоропортящихся товаров (полуфабрикаты, фрукты, зелень и т.п.).

Важно предусматривать обязанность продавца теле­граммой или по телефону заблаговременно уведомлять по­лучателей об отправке им товара. Подача уведомлений по­зволяет заранее подготовиться к приему товара, ускорить выгрузку, уменьшить потери. Этому же способствует установление графиков доставки. Если предусмотренная дого­вором обязанность уведомления не выполнена продавцом, то на него можно отнести понесенные убытки. Однако удоб­нее устанавливать в договорах ответственность в виде штрафа за такие нарушения.

По соглашению между сторонами обязанность вывоза товара может возлагаться на покупателя: такой порядок называется самовывозом. Вывоз осуществляется собствен­ным транспортом покупателя или заказанным транспор­том. Самовывоз иногда дополняется условием о выборке товара, т.е. праве отбора покупателем на складе продавца товаров в желаемом ассортименте.

Условие о самовывозе требует дополнительных органи­зационных мер. Так, в договорах должны предусматривать­ся конкретные дни прибытия за товаром. Может устанав­ливаться обязанность продавца извещать покупателя в определенный срок (за 2—3 дня) о готовности товара для вывоза. Одновременно должна вводиться ответственность продавца за непредставление товара к сдаче либо за невы­борку его покупателем. Это самостоятельные нарушения договора, требующие установления отдельной штрафной ответственности.

Одновременно с определением порядка доставки в дого­воре могут решаться вопросы перехода права собственно­сти на товар. Факт сдачи товара перевозчику для доставки его покупателю по общему правилу влечет переход права собственности от продавца к покупателю. Вместе с тем в договоре момент перехода права собственности может быть определен по-иному. Во внешнеторговой и зарубежной практике широко используется резервирование продавцом права собственности до момента оплаты покупателем сто­имости товара. В этом случае продавец сохраняет возмож­ность распорядиться находящимся в пути или у покупателя товаром, поскольку покупатель ещё не приобрел на него права собственности.

Статья 491 ГК предусматривает возможность включения в договор условия о сохранении за продавцом права соб­ственности на товар до оплаты покупателем его стоимости. В соответствии с названной нормой покупатель не вправе до перехода к нему права собственности распоряжаться то­варом, если иное не вытекает из назначения и свойств това­ра либо из договора.

Одновременно стороны определяют следующее. Соглас­но ст. 459 ГК риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента исполнения продавцом обязательства по передаче товара, а по товарам, проданным во время нахождения в пути, — с момента за­ключения договора. Эта норма детализирует общее правило ст. 213 ГК об отнесении риска на собственника. Вместе с тем в договоре могут предусматриваться иные решения. Так, например, в интересах добросовестного покупателя, опла­тившего в порядке предоплаты стоимость товара, целесооб­разно устанавливать, что продавец, получивший деньги за товар, несет риск его случайной утраты или порчи до мо­мента фактического поступления товара к покупателю.

Date: 2015-09-23; view: 769; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию