Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополизм в экономике и его последствия. Монополия. Сравнительное преимущество. Антимонопольная политика. Финансово-промышленные группы





Монополизм противостоит рынку, так как ограничивает конкуренцию, тормозит научно-технический прогресс, удерживает высокие цены, сокращая при этом объем выпускаемой продукции.

Таблица 7-1

монополизм В ЭКОНОМИКЕ

Негативные проявления Позитивные проявления
Неэффективность распределения ресурсов из-за возможности ограничивать выпуск продукции и устанавливать завышенные цены. Низкие долгосрочные средние издержки, лучшее качество товаров, разнообразие ассортимента.
Торможение НТП, так как нет стимула для повышения эффективности из-за отсутствия конкурентов. Преимущество в использовании достижений НТР благодаря достаточным финансовым ресурсам и возможности проведения дорогостоящих НИОКР.
Ограниченность конкуренции является благоприятной почвой для инфляции, а в условиях спада углубляет его. Задачи сохранения и укрепления конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики требуют концентрации финансовой и производственной мощи.
Чрезмерная ограниченность конкуренции ведет к длительному перераспределению доходов в пользу монополистов.

 

Мировой опыт выработал две основные системы антимонопольного регулирования: американскую и европейскую.

Американскими антитрестовскими (антимонопольными) законами выделяются четыре объекта регулирования: монополизация рынка, антиконкурентные слияния фирм, сговор о ценах, ценовая дискриминация и прочие нарушения торговой практики.

В антитрестовском законодательстве "монополией" считается компания, захватившая рынок путем ограничительной практики (захват источников сырья, каналов сбыта, различного рода соглашения между двумя или несколькими компаниями о разделе рынков сбыта, ценах, вытеснение с рынка имеющихся и препятствование проникновению новых конкурентов и т.д.), но не фирма, добившаяся значительной рыночной доли вследствие более высокой эффективности.

Антимонопольное законодательство в Западной Европе и Японии развито слабее и характеризуется более либеральным отношением к монополистической деятельности. В определенных ситуациях (например, в Японии - по отношению к отдельным депрессивным отраслям) государство разрешает или даже предписывает картельные соглашения с целью улучшения экономической ситуации. Есть и другие отличия антимонопольных мероприятий в США и в других развитых странах. Например, если в Соединенных Штатах возбуждение антитрестовских дел - важнейший элемент ограничения монополий, то в Японии такая практика - редкость.

В Западной Европе и Японии бытует достаточно справедливоемнение о том, что строгое исполнение антимонопольных законов в американском стиле может привести к падению эффективности их экономик по сравнению с экономикой США. Впрочем, даже американские экономисты признают, что абсолютизация свободы конкуренции приводит к ослаблению международной конкурентоспособности американской промышленности. Поэтому в 1980-е г. началась либерализация антитрестовского законодательства: считается, что единственной целью антимонопольной политики должно стать эффективное функционирование рынка, невзирая на нарушение методов "справедливой" конкуренции.

К законам европейского типа примыкает принятый в России в 1991 г. закон "О конкуренции и ограничении монополистической практики на товарных рынках". В нём предусмотрено регулирование многих негативных проявлений монополизма производителей и продавцов, доставшегося от командной экономики.

Включение предприятия в Государственный реестр предприятий-монополистов означает признание его монополистом и предусматривает государственный контроль за ценами, объемами производства и качеством продукции. Однако использование в качестве критерия лишь показателя доли организации на рынке не позволяет правильно определить перечень монополистов, так как размер фирмы, ее доля на рынке еще не являются свидетельством монополизма. Главное заключается в ограничительной практике, монополизм - проблема не столько количественная, сколько качественная.

Антимонопольные органы могут осуществлять даже принудительное разделение (выделение) тех организаций, чья деятельность опасна для рынка. Однако основная задача антимонопольных органов – это государственный контроль:

- за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих или некоммерческих организаций;

- за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию;

- за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.


 

Современная экономика развитых стран – это олигополизированная экономика. Каркасом современной экономики во всех развитых странах Запада и Востока являются крупные корпорации - олигополии и финансово-промышленные группы, именно они играют роль основных субъектов современного рыночного хозяйства. Грань между этими двумя понятиями довольно относительна. Крупные фирмы-корпорации включают в себя сотни предприятий, выпускающих самую разнообразную продукцию и функционирующих часто достаточно независимо друг от друга. Финансово-промышленные группы (ФПГ) - это самоорганизующиеся объединения под единым контролем ряда крупных промышленных и финансовых фирм, осуществляющие согласованную хозяйственную деятельность. Таким образом, вырисовывается иерархическая структура современного "большого бизнеса": предприятие - крупные фирмы - финансово-промышленные группы. В 2000-е годы 27 % всего мирового производства контролировали всего около 590 корпораций-гигантов, объединяемых надфирменными союзами.

Образование ФПГ осуществляется разными путями. Первый - разделение крупной фирмы на несколько относительно самостоятельных компаний. В частности, итальянский "Fiat" в 1980-е годы разделился на 12 компаний под единым руководством с тем, чтобы каждой из них был обеспечен доступ на рынок капиталов. Второй путь - отпочкование какого-либо подразделения от материнской компании; делается это обычно для того, чтобы избежать организационного разбухания. Например, "Toyota" в 1950 г. отделила от себя "Toyota motor Sales" (торговую компанию), оставив за собой 44,9% её акций. Третий путь - слияние и поглощение компаний, в ходе чего одна из них (головная фирма) овладевает контрольным пакетом акций другой. Объединение фирм, опирающееся на банки, которые финансируют деятельность этих компаний и при этом ее координируют, - таков четвёртый путь. И пятый путь - фирмы заключают контракты о совместном управлении, трансферте технологий и/или долгосрочной закупке товаров.

Смешанную экономику порой упрощенно называют сочетанием рыночной саморегуляции и государственного регулирования. На самом деле внутрифирменное и надфирменное олигополистическое регулирование рынков выполняет не менее, а, может быть, более важные функции, чем экономическая политика правительств развитых стран.

Целями деятельности ФПГ являются:

- кооперирование объединенных единым контролем организаций, упрочение хозяйственных связей, упорядочение материально-технического снабжения крупного производства, маневрирование обобществленным денежным капиталом для повышения эффективности его использования;

- организация НИОКР в крупных масштабах, их ускоренное внедрение в производство;

- повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, проникновение на мировой рынок, увеличение экспортного потенциала.

Конечным результатом реализации этих целей должны стать увеличение объема продаж и повышение прибыли производителей. Изучение деятельности наиболее эффективных и интегрированных ФПГ - японских "дзайбацу" - показывает, что ориентация на стратегическое развитие (например, расширение рынков сбыта) играет для них заметно большую роль, чем максимизация прибыли в краткосрочном периоде. В то же время организация ФПГ позволяет стабилизировать доходность фирм-участниц и надежно защитить их от разорения.


Отношения контроля внутри ФПГ могут осуществляться при помощи одной из трех форм: контроль из холдинга, контроль из банка, контроль со стороны совещания президентов фирм.

Холдингом называют финансовый фонд, владеющий крупными долями акционерного капитала других фирм группы, достаточный для контроля над ними. Головная ("материнская") фирма-холдинг может осуществлять исключительно функции координирующего центра, не занимаясь самостоятельной производственной деятельностью. В деятельности холдинга ключевое место занимают финансовые операции: перераспределение финансовых средств внутри ФПГ, эмиссионно-учредительская деятельность, регулирование взаимных платежей и т.д.

Если холдинговые формы контроля преобладают в Западной Европе, то в США центрами контроля за деятельностью ФПГ чаще становятся банки, которые осуществляют целевое крупномасштабное кредитование членов группы. Лидерам группы достаточно при этом занимать основные посты в совете директоров головного банка.

По японскому законодательству кредитно-финансовые институты имеют право владеть не более чем 10% акций какой-либо компании. Поэтому спецификой Японии стала система перекрестного (взаимного) владения акциями внутри ФПГ. В 1980-е годы средняя доля перекрестного владения акциями в трех крупнейших ФПГ Японии (Мицубиси, Мицуи, Сумитомо) составляла около 30%, что обеспечивает достаточно высокую степень их сплоченности. Центральным органом координации деятельности таких групп являются совещания президентов фирмы, которые проводятся секретно. Банки при этом играют роль финансовых центров, но не центров контроля, поскольку они сами контролируются другими фирмами группы. ФПГ, с одной стороны, стимулируют подъем национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности, с другой - их деятельность основана на "приглушении" конкурентной борьбы и потому может в принципе обернуться торможением экономического роста. Эта двойственность ФПГ обусловливает и двойственность позиции правительств по отношению к ним. Когда экономика страны страдает пониженной конкурентоспособностью, правительство оказывает протекцию отечественному большому бизнесу. Если же экономическое развитие стабильно и устойчиво, то правительство переключает внимание на малый бизнес, антимонопольные мероприятия и т.д. Таким образом, современное рыночное хозяйство требует поддержания некоторого динамичного равновесия между большим и малым бизнесом, что и является одной из важнейших задач государственной экономической политики.

Первоначально российские ФПГ образовывались на базе министерств или главков, которые были тоже своеобразными ФПГ, под руководством бывших министров или их заместителей. Такого рода "постсоветский" характер формирующихся ФПГ показывает не только стремление бывших номенклатурщиков к консервации старых структур, но и экономическую целесообразность сохранения этих структурных блоков в переходной экономике России.







Date: 2015-09-23; view: 546; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию