Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ординалистская теория





Своим появлением в начале ХХ в. ординалистская теория полезности обязана итальянскому ученому В. Парето и российскому экономисту и математику Е. Е. Слуцкому. Окончательное оформление теория спроса, базирующаяся на ординалистском подходе, получила в 1930-е годы в работах американского экономиста Дж.Хикса.

Поведение потребителя с позиций ординалистского подхода рассматривается в три этапа: сначала изучаются его предпочтения с помощью кривых безразличия, затем учитываются бюджетные ограничения и, наконец, определяется оптимальный потребительский выбор путем совмещения потребительских предпочтений с бюджетными ограничениями.

Допущение о возможности упорядочения потребителем всего множества товарных наборов с точки зрения их предпочтительности покоится на следующих аксиомах:

1. Предпочтения уже сформировались, и потребители могут сравнивать и классифицировать различные наборы товаров и услуг.

2. Предпочтения транзитивны, т. е. если А > В (набор А предпочтительнее набора В), а В > С, то А > С.

3. Потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему.

Графическое изображение потребительских предпочтений в виде кривых безразличия предполагает как дополнение наличие только двух товаров, например, продуктов питания (X) и одежды (Y).

Рис.8.1. Кривая безразличия Рис.8.2. Карта кривых безразличия

Кривая безразличия представляет собой совокупность комбинаций товаров X и Y, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей, или полезности. Потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками А, В, С, D на кривой (рис. 8.1); ему все равно, что приобрести: набор А, состоящий из 1 единицы продуктов питания и 16 единиц одежды, набор В - из 2 единиц продуктов питания и 8 единиц одежды и т. д.

Рис.8.3. Бюджетная линия
Любой набор товаров Е, лежащий выше и справа от кривой безразличия U1 (рис. 8.2), предпочтительнее наборов А, В, С, D, так как содержит большую полезность. Любой набор F, лежащий ниже и слева, менее предпочтителен, так как соответствует меньшей совокупной полезности по сравнению с U1. Серию кривых безразличия U1, U2, U3 называют картой кривых безразличия, в которой чем дальше от начала координат проходит кривая безразличия, тем большую величину полезности она предполагает.

Карты кривых безразличия дают описание шкалы предпочтений в отношении различных сочетаний товаров и услуг. Но потребление человека ограничивает его бюджет. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Поскольку в нашем примере имеются два вида товаров, то весь доход может быть потрачен на продукты питания и одежду. Бюджетная линия может быть описана следующим уравнением (рис. 8.3):

где I - фиксированный доход;

Рх, Рy - цены на продукты питания и одежду;

X, Y - количества продуктов питания и одежды.

Так как величины Рх, Рy, I, по нашему предположению, постоянны, то данное уравнение может быть преобразовано в уравнение прямой линии (типа у =ах + b):

В точке А потребитель может приобрести максимум товара Y, отказавшись от товара X, в точке В - максимум товара X, отказавшись от товара Y. Любая точка внутри треугольника AOB (D, E) представляет собой доступные наборы товаров для потребителя.

Рис.8.4. Оптимум потребителя

Если доход потребителя возрос с I до I1 при неизменных ценах, тогда уравнение новой бюджетной линии будет иметь вид

Бюджетная линия сместится вправо (MN). Снижение дохода соответственно приведет к параллельному сдвигу бюджетной линии влево. Если изменится цена одного какого-то товара, например, X, то при неизменных цене товара Y и доходе Il, изменится наклон бюджетной линии (АС). Чтобы осуществить наилучший выбор из множества товарных наборов, потребителю осталось сделать последний шаг - учесть свои предпочтения и бюджетные возможности. Критерий его выбора нам уже известен: он стремится максимизировать получаемую им полезность, выбирая наиболее предпочтительный для себя набор товаров. Следовательно, точка D (точка пересечения бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия) соответствует наиболее предпочтительному для него набору товаров (рис. 8.4). В этой точке комбинация товаров Xn, Y обеспечивает максимум полезности.

Date: 2015-09-23; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию