Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Переходный период от младенчества к раннему возрасту
Специфическим новообразованием переходного пе- риода от младенческого к раннему возрасту является возникновение у ребенка образов и представлений, .способных мотивировать его поведение и деятельность. До этого периода, в младенчестве поведение ребенка,. как и вся его внутренняя психическая жизнь, опреде- ляется лить непосредственными воздействиями. Мла- денец еще не реагирует на то, что не находится в по- ле его восприятия, что не действует на него в данный момент непосредственно. Если у него на глазах заби- рают игрушку, он плачет, но если отвлечь его внима- ние, он, как правило, не замечает ее исчезновения и продолжает играть с другими игрушками. Точно так же, остро реагируя на уход матери, он остается спо- койным, если этот уход совершается не на его глазах. Поэтому, правильно организуя внешнюю ситуацию, можно относительно легко управлять поведением мла- денца.
Однако наступает момент —-примерно в возрасте 1 года 2—3 месяцев, когда ребенок перестает подчи- няться диктату внешних обстоятельств. Он часто начи- нает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои соб- ственные стремления. Это может быть связано с жела- нием получить игрушку, которую ребенок оставил в
'Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитн';
школьника и его воспитание. М., 1979.
другой комнате, или со стремлением продолжать де- лать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в дан- ной ситуации, но что продолжает жить в его воспоми- нании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.
Психологические наблюдения, в том числе дневни- ковые записи матерей-психологов, свидетельствуют о том, что в этот период у детей появляются воспомина- ния '.
Казалось бы, что уж такого значительного в том, что у ребенка появились воспоминания? Но дело в том, что эти воспоминания выполняют побудительную и регулирующую поведение функцию. А это обстоя- тельство имеет для психического развития ребенка принципиальное значение. Впервые возникает поведе- ние, осуществляющееся в ответ не на внешний стимул, •а на внутреннее побуждение, порожденное представ- лением желаемого. Конечно, это еще не то поведение, которое позволяет старшим детям сознательно прини- мать решения, но это важный шаг на пути развития .произвольности.
Поведение ребенка раннего возраста определяется уже не только тем, что в данный момент воздействует на него извне. Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказы- вается способным противостоять им. Это в корне ме- няет взаимоотношения ребенка с окружающей дейст- вительностью и людьми.
Прежде всего ребенок в известной мере освобож- дается от той внешней ситуативности, которая пол- ностью определяла его поведение на первом году жиз- ни. Конечно, полное освобождение от ситуативности возможно лишь на высоком уровне развития личности, когда человек становится способным овладеть обстоя- тельствами своей жизни и действовать согласно созна- тельно поставленным целям и принятым намерениям. Такого уровня достигают лишь зрелые люди, да и то далеко не все. В процессе же развития ребенок лишь
' См.: Н. А. Менчинская. Дневник о развитии ребенка. М., 1948; В. Мухина. Близнецы. М., 1969.
постепенно освобождается от ситуативное™ поведения и процесс этого освобождения характеризует собой ста" новление его личности.
Ребенок раннего возраста делает в этом отношении только первый шаг, но это важный шаг. Теперь уже взрослый не может обращаться с малышом как с су- ществом, не имеющим своих собственных желаний и стремлений. С этого момента ребенок становится не только объектом, но и субъектом воспитания.
В связи с этим существенным сдвигом в психичес- ком развитии детей должен измениться и подход к их воспитанию. Н. М. Щелованов, видный специалист по изучению и воспитанию детей ясельного возраста', считал целесообразным переводить детей, начиная с 1 года 2 месяцев, в следующую возрастную группу. Он понимал, что прежний подход к ребенку должен быть заменен новым, в противном случае будут постоянно возникать конфликты с воспитателями, капризы и не- послушание.
Кстати сказать, кризис одного года, как и последу- ющий кризис трех лет, гораздо легче, почти без труд- ностей, проходит у детей, воспитывающихся в яслях и дошкольных учреждениях, чем у детей, находящихся в семье. Это происходит потому, что в детских учреж- дениях воспитание детей организуется с большим уче- том их возрастных особенностей, им предоставляется большая свобода действий...
Итак, центральным личностным новообразованием первого года жизни является возникновение эмоцио- нально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной си- туации.
Date: 2015-09-22; view: 385; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|