Подготовительный этап — довербальное развитие общения
Этап охватывает 1-й год жизни детей — срок не- большой по сравнению с продолжительностью челове- ческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка. Исследова- ния... обнаружили, что на протяжении 1-го года ребе- нок сменяет по крайней мере две формы общения с ок- ружающими взрослыми. К 2 мес. у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами: 1) общение находится на положения ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром; 2) со- держание потребности детей в общении сводится к нуж- де в доброжелательном внимании взрослых; 3) ведущим среди мотивов общения является личностный мотив; 4) основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экс- прессивно-мимических) движений и поз.
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более слож- ной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-де- ловое общение. Оно отличается такими особенностями:
1) общение разворачивается на фоне предметных мани- пуляций, составляющих новый вид деятельности ребен- ка, которая занимает положение ведущей; 2) содержа- ние потребности детей в общении обогащается новым компонентом — стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми;
этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней; 3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практиче- скими задачами манипулятивной деятельности, ищут' теперь контактов со взрослым; 4) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев слу- жит категория изобразительных (предметно-действен- ных) движений и поз — предметных действий, преобра- зованных для функционирования в качестве коммуника- тивных сигналов.
Эмоциональные и первые простые практические кон- такты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ре- бенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако
оказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку... Поэто- му можно предполагать, что у младенцев рано появля- ется особое отношение к звукам речи вследствие их не- разрывной связи с фигурой взрослого человека, состав- ляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно- личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового общения.
Наблюдения за поведением детей уже давно позво- лили психологам выделить среди их разнообразных про- явлений вокализации. Они имеют вид коротких или пе- вучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженно- го сосредоточения (гукание). Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда неко- торые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот звукокомп- лекс не отличается фиксированным звучанием, не име- ет строгой предметной отнесенности и не несет номина- тивной нагрузки: с его помощью ребенок вовсе не на- зывает мужчину или (тем более) брата одного из роди- телей. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий.
Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми. Н. М. Щелова- нов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисо- .аа, М. Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав комплекса оживления, который, как мы показали, является видом социального поведения ребенка... что подтверждает ра- нее высказанное на этот счет предположение А. В. За- порожца и Д. Б. Эльконина. С помощью вокализаций дети по своей инициативе привлекают внимание взрос- лого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому об ис- пытываемом удовольствии или о состоянии дискомфор- та.
Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при отве- те на обращения старших партнеров и в случаях ини- циирования контактов с окружающими людьми исполь- зуют предречевые вокализации. В совокупности эти два
явления составляют особую разновидность личностного и делового ситуативного общения; в отличие от собст- венно речевого его можно называть голосовым. Гипоте- за о голосовом общении выдвинута нами в одной из бо- лее ранних работ... Там же было высказано предполо- жение, что в ходе голосового общения создаются неко- торые условия, благоприятствующие впоследствии овла- дению речью. Первая группа этих условий связана с развитием речевого слуха, вторая — с отработкой рече- вых артикуляций.
О формировании и этапах развития речевого слуха детей написано немало работ, принадлежащих перу не только психологов, но и физиологов...
Мы считаем эффективным описывать развитие рече- вого слуха детей через характеристику его избиратель- ности. Такой подход позволяет рассмотреть реакции слухового анализатора ребенка на звуковые стимулы и выяснить в более широком аспекте отношение детей к словесным воздействиям — как феномен не только фи- зиологический или даже психофизиологический, но и истинно психологический. В более ранних публикациях мы уже раскрыли то содержание, которое вкладываем в понятие избирательного отношения человека к воз- действиям разных категорий... Нам удалось также 4Я примере звуковысотного слуха у детей получить экспе- риментальные доказательства связи избирательного от- ношения ребенка к воздействиям с уровнем его чувст- вительности к ним... О связи избирательности с чувст- вительностью говорят данные и многих других психоло- гов...
Предварительные данные... позволили нам выдви- нуть предположение о том, что еще в довербальный пе- риод у ребенка складывается особое отношение к зву- кам речи окружающих взрослых. Отношение характе- ризуется преимущественным выделением звуков речи среди других — неречевых — звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых. По нашим данным, уже в первом полугодии словесные воздейст- вия взрослого вызывают мощную ориентировочную ре- акцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бур- ной радостью... До 4—5 мес. разговор взрослого, обра- щенный к младенцу, вызывает у него комплекс оживле- ния максимальной силы и продолжительности. Это воз- действие по эффективности равно ласке, в которую вхо- дят и улыбка, и поглаживание ребенка Эксперименты
Д. Б. Годовиковой... четко показали, что речевые воз- действия взрослых вызывают во втором полугодии от- ветное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исхо- дящие от неодушевленных предметов. В поведении ре- бенка при слушании разговора взрослого в первую оче- редь выявляется ориентировочное начало.
Таким образом, уже в первые месяцы жизяи дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей. Можно предполагать, что избирательное отношение к звукам слов сравнительно со звуками от физических объектов составляет первый исходный уровень избира- тельности речевого слуха у детей.
К кощцу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра — тембровый и тональный.
Для речевых звуков главными образующими и конс- тантами являются специфические тембры. Речевой слух — это слух в основе тембровый.
Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми. Таким средством обще- ния становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).
Для овладения речью ребенку нужно научиться от- делять смыслоразличительные единицы языка от сопро- вождающих их звуковых компонентов. В большинстве языков, в том числе в русском, смыслоразличительными единицами являются фонемы. Овладение речью возмож- но лишь на основе достаточно развитого фонематиче- ского слуха. Детям необходимо овладеть анализом, поз- воляющим отделять высоту звуков от их фонематиче- ских особенностей, научиться избирательно восприни- мать фонематические различия. Данные разных авто- ров показывают, что на протяжении раннего детства интенсивно формируется фонематический слух...
Однако в раннем возрасте также значительно разви- вается и звуковысотный слух... дети раннего возраста обладают достаточно большими потенциальными воз- можностями для дифференцирования звуков по высоте, 203
но обычно не используют их, так как звуковысотные различия не значимы для детей.
В 1972 г. А. Н. Леонтьев высказал предположение с том, что речевой слух у детей раннего возраста может вступать в антагонистические отношения со звуковы- сотным слухом и из-за своей исключительной важности в определенные периоды развития ребенка может ме- шать восприятию детьми различий звуков по высоте.
Экспериментальное исследование Т. К. Мухиной со- держит факты, косвенно свидетельствующие об антаго- нистических отношениях между настройкой слуха детей на анализ высоты речевых звуков и их тембровых ха рактеристик и на предпочтительное выделение детьмг последних.
Однако факты особого выделения звуков речи среди других звуков и сложного взаимоотношения звуковы сотного и тембрового слуха не позволяют еще соста вить полную картину избирательности речевого слуха у ребенка на довербальном уровне развития его общения с окружающими взрослыми, в частности, картину фор- мирования фонематического слуха в раннем возрасте...
Date: 2015-09-22; view: 431; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|