Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познавательная активность
Развивающаяся мыслительная активность изменяет и ориентировочные действия ребенка. Вместо беспоря- дочных, шарящих они становятся организованными, ис- следовательскими, подлинно познавательными...
Это новое качество действий ребенка проявляете как в обращении с вещами, так и в общении с людьм Малыш (1 г. 5 мес.—2 г.), действуя с предметами, у навал их свойства. Но его активность мотивировала общей установкой «что это?», «что такое?». Получа мый результат сам ребенок не воспринимает как нов^ открытие, новое знание, хотя им и обогащается е практический опыт. При этом, как справедливо отмеч ет Л. И. Божович, вещи часто сами «притягивают» себе действия ребенка. Ящик со строительным матери лом побуждает ребенка что-то строить, увиденный п рожок «хочет быть съеденным» (К. Левин). У дошкол ника эта «привлекаемость», идущая от вещей, ослаб 218
рает. Активность ребенка все чаще побуждается его ин- тересами и потребностями.
Дошкольника интересует не только новый для него предмет са.м по себе. Четырех-, шестилетние дети хотят узнать и его устройство, назначение, способ использо- вания, происхождение. Мотивом, побуждающим до- школьника манипулировать предметами, является поз- навательный интерес. Ребенок хочет узнать, как рабо- тают часы, что у них внутри. Где спрятан звонок у те- лефона? Как магнит держит гвозди? Как открываются двери у поезда в метро? Это познавательное отношение отчетливо выступает в специфике детских вопросов, ад- ресованных взрослым. Количество вопросов резко воз- растает к 5—6 годам.
Развитие познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. После 4—5 лег дети любят рассуждать, спорить, решать задачи, голо- воломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т. д. Как показало ис- следование А. Н. Готубевой, наибольший интерес к ум- ственной работе у старших дошкольников вызывало ре- шение чисто интеллектуальных задач.
Дошкольник, в отличие от малыша, для которого вопрос является лишь формой общения, контакта со взрослым, забрасывает старших вопросами «почему?», «зачем»? и «как?» Он ждет от них ответа, добивается ясности, выражает сомнение. Четырех-, пятилетний ре- бенок становится «почемучкой». У него формируется вопросительное отношение к окружающему миру.
Стойкость такого пытливого отношения ребенка к действительности зависит от того, культивируют взрос- лые это отношение к окружающему или угашают его своим пренебрежительным отношением к вопросам де- тей и нежеланием отвечать на.них. Но если воспита- тель поддерживает вопросы ребенка, побуждает само- го ребенка искать решение возникшей задачи, если сво- ими ответами направляет мысли ребенка на постанов- ку и решение новых посильных задач, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пыт- ливость, наблюдательность. Эти качества личности при- дают активности ребенка четкую познавательную нап- равленность... возникновение у детей интереса к пред- метам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или 219
иной области, а также от тех способов, которыми вос- питатель открывает для него «меру его незнания», т. е то новое, что дополняет его знания о предмете.
С одной стороны, интерес как желание знать что-то знать глубже, полнее, точнее возникает, когда ребенок уже что-то знает, например о животных, о транспорте, о сезонных явлениях. Если детям ничего не известно о вулканах или египетских иероглифах, то интерес к та- ким неведомым явлениям сам по себе не может возник нуть.
С другой стороны, если воспитатель, рассказывая с чем-то, ничего 'нового детям не раскрывает, им стано вится неинтересно его слушать. Они ничего нового не узнают и быстро отвлекаются.
Рассказ воспитателя будет интересным, если в нем раскрывается какая-то неизвестная детям, но.сущест венная сторона знакомого объекта: либо происхожде- ние предмета, либо назначение орудия, машины, либо обусловленная образом жизни особенность строения ор- гана животных, т. е. что-то новое даже-в том, что ре- бенку известно. Особое значение для детей-дошкольни- ков имеет узнавание изменчивости явлений, их жизнен- ного значения и практического' применения.
Исследования показали, что... для детей дошкольно- го возраста решающее значение в формировании позна- вательных интересов имеет способ подачи новых зна- ний.... Когда воспитатель, желая вызвать активный ин- терес шести-, семилетних детей к некоторым животным, рассказывал о них, используя дополнительно книгу Е. И. Чарушина, где полно 'и живо описаны уже знако- мые детям животные, интерес детей к животным возра- стал. Они и сами после этого более полно и подробно описывали этих животных, их внешние признаки и об- раз жизни.
Но 'интерес детей возрастает еще заметнее, когда дополнительные сведения о тех же животных даются г форме открытий самих детей. Например, в такой не обычной форме, как это делает журналист Фр. Лорд «взявший интервью» у представителя животного мира '
В процессе формирования у детей-дошкольнико! познавательного отношения к окружающему отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познаватель ных интересов. В них явственно выражено прежде все
См.: Фр. Лорд. Слово имеет кенгуру. М., 1965.
го единство интеллектуального и эмоционального отно- шения человека к предметам действительности. В них тесно переплетаются старые, т. е. ранее приобретенные знания и новые, неизвестные, удивительные, которые, однако, воспринимаются ребенком как интересные толь- ко тогда, когда они уже немного известны.
Проведенные исследования показали, что, задавая вопросы и получая на них ответы старших или сверст- ников, ребенок анализирует те сложные факты жизни, с которыми он встречается. Познавательная активность • ребенка побуждает и взрослого разъяснять ему, пока- зывать существующие в жизни зависимости между яв- лениями. Так ребенок учится обобщать, переходит к ка- тегориальным и осмысленным знаниям. Ситуативность мышления, характерная для трех-, пятилетних детей, постепенно преодолевается.
Дети все больше освобождаются от связанности те- ми житейскими условиями, в которых дана конкретная задача, и переходят к обобщенному и логическому ее решению в уме...
Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмо- циональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости 'от сделанных открытий, в формирующейся любознательности.
Этим интерес принципиально отличается от потреб- ности. Направленная на присвоение объекта (пищи, питья), потребность исчезает при ее удовлетворении. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в раз- витии личности.
Date: 2015-09-22; view: 387; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|