Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная внеаудиторная работа. 1. Подготовьте сообщение на тему: №Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ»





1. Подготовьте сообщение на тему: №Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ»

РАЗДЕЛ 5 «Федеративное устройство РФ»

Тема 5.1. Конституционно-правовой статус РФ

Тема 5.2. Органы власти РФ

I Понятие и принципы государственного устройства

II Конституционно-правовой статус РФ

III Органы власти РФ

I

Под государственным или национально государственным устройством страны понимается способ территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между центральными и местными государственными органами.

(Обсудить 3 формы гос. устройства.)

Конституция РФ закрепила следующие принципы федеративного устройства:

1. Государственная целостность РФ. Важнейшей правовой гарантией сохранения государственной целостности РФ является отсутствие у субъектов права свободного выхода из состава РФ. Также целостность РФ обеспечивается верховенством К.РФ на всей территории РФ, суверенитетом, единым гражданством и гос. языком.

2. Единство системы государственной власти. Власть в РФ представляет собой единую систему, функционирующую на основе К.РФ. Однако она делится по вертикали и горизонтали:

 

федеральные органы гос. власти РФ    
законодательная исполнительная судебная
федеральные органы гос. власти субъектов РФ    

3. Разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами. (ст.71 и ст.72 К.РФ)

4. Равноправие и самоопределение народов РФ.

5. Равноправие субъектов РФ. Во взаимоотношения с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны, что обеспечивается одинаковым представительством в СФ, правом законодательной инициативы, изменением статуса субъекта только с его согласия.

II

Конституционно-правовой статус РФ – это система прав, свобод и обязанностей РФ, закрепленных в Конституции РФ. Закреплен в ст. 71 К.РФ

Признаки РФ как суверенного федеративного государства:

1. Территория РФ – территория ее субъектов, а также внутренние воды и территориальное море, и воздушное пространство над ними.

2. Гражданство РФ. Гражданство РФ единое и равное независимо от оснований приобретения. Помимо федерального гражданства республики, входящие в состав РФ имеют право установления своего гражданства.

3. РФ имеет свою правовою систему: Конституция РФ, федеральные законы, законы, и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

4. Наличие системы федеральных органов государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный Суд. Вертикальное деление имеет только законодательная власть.

5. Особое административное деление - федеральные округа. РФ делится на 8 фед. округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

6. Армия. Субъекты не имеют права создавать свои вооруженные силы.

7. Экономический признак. Единая национальная валюта, запрет ограничения передвижения товаров внутри страны.

8. Международная правосубъектность. В К.РФ закреплено право РФ на участие во внешнеполитических отношениях. РФ является главой СНГ, членом СБ. ООН и иных международных организаций.

9. Государственная символика.

 

III

Государственный орган – это составная часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства.

Основным принципом организации системы государственных органов в РФ является принцип разделения властей, согласно которому власть в РФ делится на законодательную исполнительную и судебную.

Законодательная власть в РФ представлена двухпалатным парламентом – Федеральное Собрание. Исполнительная власть – Правительством РФ и судебная – системой федеральных судов. Во главе системы федеральных органов государственной власти стоит Президент РФ, являющийся главой государства.

Поскольку федеративное устройство РФ позволяет субъектам РФ иметь собственные органы государственной власти, то в субъектах выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

(Более подробно вопрос, касающийся системы органов государственной власти рассмотрен в разделах 6, 7, 8, 9,10).

 

Тема 5.3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

 

РФ состоит из 83 субъектов: 21 республики, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 4 автономных округов. (Федеральным конституционным законом установлено, что с 1 марта 2008 года образуется новый субъект Российской Федерации - Забайкальский край - в результате объединения Читинской области и Агинского-Бурятского автономного округа (статья 1), которые прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1марта 2008 года).


Исходя из такого многообразия субъектов, РФ относят к смешенному типу федераций: одна часть ее субъектов образована по национально-территориальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), другая – по территориальному (края, области, города федерального значения). Однако составляющие ее субъекты, будучи равноправными, имеют различный государственно-правовой статус.

Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Только они называются в К.РФ государствами. Государства в составе РФ являются демократическими и унитарными. Республика в отличие от других субъектов имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, вводить свое гражданство. Республика вправе в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в РФ самостоятельно определять свою систему органов государственной власти. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Правовая система республики помимо конституции включает законы, договоры республики с РФ, с другими субъектами и зарубежными странами. Отсюда можно сделать вывод, что республика обладает ограниченной международной правосубъектностью (в системе органов гос. власти республики есть МИД). Обладает правом на государственную символику. В своих конституциях некоторые республики называют себя суверенными, однако Конституция РФ их таковыми не признает и не дает им права выхода из состава РФ.

Края, области и города федерального значения как субъекты РФ являются государственно-территориальными образованиями. Их статус определяется К.РФ и Уставом субъекта. Устав принимается законодательным органом субъекта РФ и имеет высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным акта субъекта. Территория данных субъектов также не может быть изменена без их согласия. Они устанавливают свою систему органов государственной власти: представительную власть представлена думой или собранием, исполнительная - администрацией. Высшим должностным лицом в крае и области является глава краевой (областной) администрации, в Москве – мэр, в С.-Петербурге – губернатор. Данные субъекты не имеют своего гражданства, на территории употребляется федеральный язык- русский. Имеют право на государственную символику.

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально-территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. Главная особенность этой группы субъектов состоит в том, что они территориально входят в состав другого субъекта - края или области. Например, Еврейская автономная область находится в составе Хабаровского края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авт. округ – в Тюменской области и т.д. Лишь Чукотский автономный округ воспользовался правом, и в 1992 г. непосредственно вошел в состав РФ.


Статус данных субъектов определяется К.РФ и Уставом автономии. Он не может быть изменен без согласия автономий. Как и другие субъекты РФ, автономии имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности. Гос. язык – только русский. Однако на территории автономий создаются благоприятные условия для сохранения национальных языков, их использование в местном делопроизводстве.

Предметы ведения РФ и ее субъектов по содержанию регулируемых вопросов делятся на три группы:

- предметы исключительного ведения РФ

- предметы совместного ведения РФ и ее субъектов

- предметы самостоятельного ведения субъектов.

Первая группа предметов закреплена в ст. 71 К.РФ. Их можно разделить на несколько групп: в области государственного строительства, в экономической области, социальной и культурной, в области внешних отношений, в области охраны общественного порядка и прав граждан и правосудия (распределить по ст. 71. К.РФ). Также в ведении РФ находятся метеорологическая служба, стандарты, метрическая система и определение времени, геодезия, картография, государственные награды и почетные грамоты.

Предметы совместного РФ и ее субъектов закреплены в ст. 72 К.РФ. Также по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые вместе с ними подзаконные акты субъектов РФ.

Конституция РФ не содержит перечня предметов самостоятельного ведения субъектов РФ. В ней лишь сказано, что вне предметов ведения РФ и предметов совместного ведения, субъекты обладают всей полнотой власти. Конкретная компетенция устанавливается самими субъектами, и закрепляются в учредительных актах (пример Устав г. Москвы).

 







Date: 2015-09-23; view: 376; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию