Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мировой хозяйственной системы на экономическую науку
(вместо введения)
Последнее десятилетие прошлого века было связано с радикальными изменениями в институциональной системе целой группы стран, осуществляющих переход от командно-административной системы к рыночной. Проводимые здесь реформы охватили все сферы общества — политическую, правовую, экономическую, социальную и затронули интересы каждого. Экономический кризис, сопровождающий трансформацию, еще раз заставил взглянуть на экономическую науку как на основу для разработки экономической политики и поднять вопрос об ответственности ученых за происходящие события. Он прямо поставил вопрос и о выборе экономического курса, и о состоятельности неоклассической экономической теории, на которой во многом основывались рекомендации по проведению реформ. Неоклассическая экономическая теория подробно изучает механизм «невидимой руки», описанный еще Адамом Смитом и прочно утвердившийся как базовый институт рыночной экономики. Однако традиционной экономической теорией не рассматриваются следующие вопросы: «Почему этот механизм не всегда действует в интересах большинства членов общества?» Как данный механизм используется для достижения целей небольшого числа влиятельных лиц или групп?» и, наконец, «Почему существуют неэффективные экономические системы?» Институт частной собственности считается «незыблемым», «не критикуемым» столпом рыночной экономики. Однако не всегда частная собственность используется с большей отдачей для общества, чем государственная, многочисленные примеры можно наблюдать, к сожалению, и в нашей стране. Несомненно, неоклассика является важнейшей составной частью экономической науки, и ее инструменты используются при изучении других дисциплин. Неоклассическую экономическую теорию изучать необходимо, поскольку эта наука формировалась веками и в учебники по экономической теории вошли модели, проверенные временем. Однако применять эти модели нужно в странах с идентичной институциональной средой, то есть имеющих много общего в культурных, исторических, политических, структурных особенностях. В иной институциональной среде эти модели работают совершенно непредсказуемо и могут привести к глубочайшему кризису во всех сферах общества. Как показывает практика, некоторые, на первый взгляд, рыночные законы, эффективно действующие в развитых странах и импортируемые в переходные экономики, дают обратный эффект, отдаляя тем самым процесс развития страны на пути к рынку. Во многом этому способствует неподготовленный импорт того или иного института, то есть отсутствие адаптационных условий в существующей институциональной среде, или лоббистское влияние отдельных групп, преследующих свои личные интересы. Реформы в нашей стране еще раз доказали необходимость более осторожного подхода к решению подобных задач и осуществления комплексных реформ во всех сферах общества. На первый план в экономической науке выдвигаются подходы, основанные на единстве/целостности составных частей общества. В противоположность неоклассической экономической теории на современном этапе динамично развивающимся направлением экономической науки является неоинституциональная экономическая теория, изучающая экономику не в вакууме, а в неразрывной связи с общественными процессами. Экономическая наука переходит на качественно новый уровень, объединяя воедино основные элементы целого ряда наук — права, социологии, политологии, истории и даже философии, психологии и других. Так и построено настоящее учебное пособие. Пособие базируется на уже получивших мировое признание трудах зарубежных ученых Т. Веблена, Р. Коуза, Д. Норта, О. Уильямсона. Т. Эггертссона. Нельзя не отметить вышедшие в течение последних десяти—пятнадцати лет работы российских ученых, вклад которых в развитие неоинституциональной теории является очень весомым и благодаря которым получили развитие принципиально новые направления исследований большей частью применительно к странам с переходной экономикой. Речь идет, прежде всего, о работах С. Авдашевой, А. Ауза- на, Е. Балацкого, В. Вольчика, Р. Капелюшникова, С.Кирдиной, Г.Клейнера, П.Крючковой, ЮЛатова, А. Ляско, А. Нестеренко, Р. Нуреева, А. Олейника, В. Полтеровича, В. Радаева, О. Сухарева, В. Тамбовцева, А. Шаститко и других. Автор надеется, что настоящее издание будет с интересом воспринято как студентами, так и преподавателями.
Date: 2015-09-22; view: 392; Нарушение авторских прав |