Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие институционализма в XX веке
Фирмы, рынки и «отношенческая» контрактация являются важнейшими экономическими институтами и представляют собой продукт впечатляющей серии организационных нововведений. Однако изучение экономических институтов пока не заняло должного места в программе исследований общественных наук. Оливер Итон Уильямсон. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. - СПб.: Лениздат, CEV Press, 1996.- С. 48. В развитии институционализма в XX в. следует выделить следующие этапы: 1920—1930 гг. — широкое распространение институционализма — появление работ К. Эрроу, Р. Коуза; 1940—1950 гг. — уменьшение сферы влияния; 1960—1970 гг. — новый подъем и признание, связанные с именами Г. Минза, А. Берли; Дж.К. Гэлбрейта, Р. Хейлбронера (теории технократического детерминизма); Ф. Перру, Ж. Фурастье (концепции социологического направления); Г. Мюрдаля, К. Виттфогеля, У.А. Льюиса (исследования проблем третьего мира) и других; 1980-е гг. — снижение интереса; 1990-е гг. и по настоящее время — усиление влияния институционализма. В ХХ в. происходят не только количественные, но и качественные изменения: институционализм распадается на две ветви — «старый» и «новый» институционализм2. 2Целый ряд экономистов, принадлежащих к различным экономическим школам, занимались исследованием институциональных систем, прямо или косвенно использовали институциональный поход в своем анализе. Между «старым» институционализмом и неоинституционализмом много общего — это анализ поведения индивидов, основанного на привычках, использование категории «институт» для исследования процессов и явлений, происходящих в обществе, а также некоторые аспекты эволюционного подхода к изучению социально-экономических явлений. В целом же на современном этапе — это два обособленных направления экономической науки. Следует выделить следующие основные различия между «старым» институционализмом и неоинституционализмом: 1) если «старые» институционалисты в большей степени исследуют правовую и социальную сферы общества, в меньшей экономическую, то неоинституционалисты отдают приоритет экономике, исследуют влияние общественных процессов на экономические результаты; 2)«старый» институционализм во многом замыкается на проблемах, связанных с поведением индивида, процессе принятия им отдельных решений; неоинституционализм в большей степени связан с анализом поведенческих моделей в обществе и формировании на их основе базовой системы институтов, определяющей развитие экономической системы; 3)«старый» институционализм использует методологический холизм, который в общих чертах можно определить следующим образом: «институты первичны, индивиды вторичны». Этот принцип противостоит принципу методологического индивидуализма: «индивиды первичны, институты вторичны». Последний взят за основу неоинституциональной теорией; 4)явным отличием являются базовые категории анализа: «старая» школа использует категорию «институт», «новая» — «институт» и «трансакционные издержки». Ведь именно введение последней категории значительно обогащает инструментарий неоинституциональной теории, позволяет проводить сравнительный анализ как принятия экономическими агентами определенных решений, так и эффективности различных институтов (на микроуровне) и открывает широкие возможности для анализа экономических систем (на макроуровне). Развитие «старой» институциональной школы на современном этапе связано главным образом с деятельностью ученых «кембриджской школы» во главе с Дж. Ходжсоном. По мнению Дж. Ходжсона, если «старая» школа опиралась на дарвинизм и рассматривала развитие институтов на протяжении длительного периода времени, используя положение о конкурирующих институтах, то «новая» отошла от социального дарвинизма: исследования ведутся с позиций методологического индивидуализма. Таким образом, Дж. Ходжсон во многом критикует «новую» школу: по его утверждению, ее несостоятельность проявляется в том, что за основу исследования принимается общество в его «природном состоянии», в котором уже существуют какие-то человеческие отношения, но без институтов; не учитывается тот факт, что институты возникают вместе с привычками и правилами, а затем открываются людьми как закономерности. Так, например, К. Менгер, исследуя проблему появления денег, начинает с анализа конструкции со свободным от институтов состоянием общества, в котором деньги отсутствуют, а затем рассматривает процесс их появления как результат рациональных решений индивидуальных агентов. О. Уильямсон также рассматривает в качестве основы свободное от институтов пространство — рынок без институтов, а затем исследует появление фирм как структур, сокращающих трансакционные издержки. По мнению Дж. Ходжсона, подобное допущение внеинституционального мира несостоятельно, поскольку общество изначально институционально1. Дж. Ходжсон имеет в виду проблему бесконечной институциональной регрессии: индивид, мыслящий рационально, в своих взаимодействиях с другими рациональными индивидами «выбирает» определенные правила и обычаи. Но этот выбор в «природном состоянии» тоже обусловлен какими-то правилами, и так до бесконечности. (См.: Ходжсон Дж. Жизнеспособность институциональной экономики. В кн.: Эволюционная экономика на пороге XXI века. Доклады и выступления участников международного симпозиума. - М.: Япония сегодня, 1997. — С. 43-51). Этот довод, по его утверждению, явился причиной возврата многих экономистов к идеям институционалистов «старой» школы. Негативным фактором в развитии современного институционализма является то, что зачастую дискуссии институционалистов посвящены доказательству превосходства «старой» школы над «новой», а не совместному поиску подходов для решения назревших в обществе проблем. По утверждению ряда экономистов, в частности, Т. Эггертссона, только время может выступить арбитром в этом споре. Именно из-за методологических разногласий попытки старых американских институционалистов во главе с Дж. Коммонсом потерпели неудачу, поскольку, как писал в 1984 г. Р. Коуз, «не имея никакой теории, они («старые» институционалисты — прим. автора) не могли предложить ничего, кроме груды описательного материала, ожидающего осмысления»2. Coase Р The New Institutional Economics // Journal of Theoretical and Institutional Economics 140 (No.l): 229—231, 1984. - P. 230. Помимо деления на «старый» и «новый» институционализм, выделяют новую институциональную экономику, основой которой, как и неоинституционализма, послужила «новая» институциональная школа. Представителями новой институциональной экономики было разработано несколько теорий, которые получили широкое признание и применение не только в рамках данного направления. Речь идет о теории игр (Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн, Дж. Нэш) и теории неполной рациональности (Г. Саймон). Исследования в рамках новой институциональной экономики проводятся в работах экономистов французской школы JI. Тевено, О. Фавро, А. Орлеан, Р. Буайе и других.
Учебно-методические материалы План семинарского занятия Институционализм и основные направления экономической науки в XX в. История зарождения и развития институционализма. Американский институционализм конца XlXв. начала XX вв. (Торстейн Веблен, Уэсли Митчелл, Джон Коммонс). Развитие институционализма в XX в. «Старая» и «новая» институциональные школы.
Темы докладов 1.Американский институционализм конца XIX — начала XX вв. 2.Т. Веблен и его работа «Теория праздного класса». 3.Правовой и нституддодажзмДж. Коодонса, _ 4.Проблема монополизации экономики в работах институционалистов. 5.Цикличность экономического развития как результат функционирования института денег (У. Митчелл). 6.Технократическое общество Т. Веблена и постиндустриальное общество Дж. Гэлбрейта. 7.Современный «старый» институционализм — основные положения и направления исследований (Дж. Ходжсон). Рекомендуемая литература 1.Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. 2.Ананьин О. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя // Вопросы экономики. — 1999. — № 9. — С.49—61. 3.Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. — М.:Прогресс, 1969. 4.Ходжсон Дж. Экономическая теория институтов: Манифест современной институциональной экономической 5.Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. — 2000. — № 1. 6.Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. — М.: ДЕЛО, 2001. 7.http://gallery.economicus.ru
Вопросы для повторения 1.Перечислите основные этапы развития институционализма. 2.Что послужило основой для развития неоинституционал ьной экономической теории? 3.В чем принципиальное отличие взгляда Т. Веблена от взглядов представителей «mainstream» на поведение индивида и мотивацию его поступков? 4.Почему Т. Веблен критикует «праздный класс» и какую роль отводит ему в обществе? Глава?. Ииституционолизм: от Т. Веблено до сегодняшних дией 25 5.Какая роль, по мнению Т. Веблена, должна отводиться государству в экономической сфере? 6.Что общего в работах американских институционалистов (Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла, Дж.М. Кларка) и их современных последователей? 7.Назовите принципиальные различия между «старой» и «новой» институциональными школами. 8.Почему, на ваш взгляд, идеи представителей «новой» институциональной школы получили большее развитие в странах с переходной экономикой, чем «старой»? Date: 2015-09-22; view: 736; Нарушение авторских прав |