Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Американский институционализм конца XIX — начала XX вв





Неоинституционализм имеет глубокие исторические корни. Основоположниками «старого» американского институционализма, который возник в конце XIX — начале XX вв., традици­онно считаются институционалисты первой волны — Т.Веблен, У. Митчелл, Дж. Коммонс. В их работах современные эконо­мисты находят идеи, которые не потеряли своего значения и в настоящее время и позволяют провести анализ процессов, трудно поддающихся объяснению с помощью традиционных методов экономической науки.

К представителям раннего институционализма следует от­нести также американских экономистов А. Берли, Э. Богарта, У. Гамильтона, Г. Минза, Р. Тагвелла.

1.2.1. Торстейн Веблен

Торстейн Бунде Веблен (1857-1929) — философ, экономист, социолог, историк, антрополог по праву считается основополож­ником нового направления экономической науки — институцио­нализма. Его работы «Теория праздного класса. Институциональ­ная экономика» (1899), «Теория делового предпринимательства» (1904), «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» (1914), «Абсентеистская собственность и пред­принимательство в новое время. Американский вариант» (1923) и многие другие заставили по-новому взглянуть на устоявшиеся в обществе принципы, с критической стороны оценить мотивацию появившегося на волне промышленного подъема нового класса предпринимателей.

Далее «неоинституциональная экономическая теория», «неоинституциоиальная теория», «неоинституционализм» используются как синонимы.

Судьба Т.Веблена достаточно трагична. Сын норвежских переселенцев, во многом унаследовавший образ жизни своих родителей, так и не смог найти признания в американском об­ществе. К тому же, по свидетельству современников, Т.Веблен имел довольно сложный характер, был высокомерен, не имел друзей. Несмотря на высокую оценку его работ — а он стал известным сразу же после выхода книги «Теория праздного класса» — Т. Веблен за всю жизнь так и не получил место штатного профессора ни в одном из американских университетов и читал отдельные курсы. В «Теории праздного класса» его не­удовлетворенность социальным статусом и обществом в целом прослеживается очень четко. Период, когда формировались основные идея Т.Веблена во многом напоминает социальные процессы в российском обществе 1990-х гг.: резкое расслоение общества на богатых и бедных, появление класса «новых русских», принципы и поведение которых остаются такими же, как и сто лет назад.

По Веблену, поведение индивида в большей степени определя­ется привычками, которые являются основой для формирования институтов —основы для выработки стереотипных моделей, об­раза жизни членов общества. Однако «институты — это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени», а пос­кольку праздный класс — законодатель и носитель прежнего образа жизни — консервативен и не хочет менять свои привычки, в обществе зарождается социальный конфликт между «старым» образом жизни и «новым».

Т.Веблен показывает процесс формирования праздного класса от варварства до современного состояния общества. Анализ поведения представителей праздного класса у Т. Веб­лена основан не на мотивации цены или полезности, вопреки представлениям неоклассической теории, а на стремлении выделиться, подчеркнуть свою привилегированность с помо­щью «демонстративного потребления» и «демонстративного расточительства». Таким образом, конкуренция рассматривается Вебленом не как конкуренция на товарных рынках, а как конкуренция между представителями праздного класса в по­казе своего превосходства. По Веблену, именно для этого было произведено огромное количество «мнимых, искусственных» предметов роскоши, «придуманных для расточения и безде­лья», не способствующих удовлетворению «действительных» потребностей большинства членов общества и отвлекающих на себя огромные ресурсы.

Вебленовскому праздному классу чужды труд и любая производственная деятельность. Причем тот, кто занимался ими, автоматически ставил себя на ступеньку ниже в сложной иерар­хии праздности1. В «Теории праздного класса» Т.Веблен показывает, насколько бывает абсурдным слепое следование подобающим принципам поведения на при­мере одного из французских королей, который «простился с жизнью из-за чрезмерной моральной стойкости при соблюдении правил хорошего тона. В отсутствии должностного лица, в обязанности которого входило передвижение кресла господина, король безропотно сидел перед камином, позволяя своей персоне поджариться настолько, что его нельзя было спасти».


Даже понимая необходимость труда как единс­твенного источника существования, праздный класс бежит от этого занятия, предпочитая ему нищенское существование.

По Веблену, для того чтобы показать высоту своего положе­ния, праздный класс придумывает новые «непроизводительные» занятия: изучает мертвые языки, оккультные науки, участвует в различных играх и развлечениях и т.п. Правила праздности Т. Веблен трактует следующим образом: «Благовоспитанное поведение и высокородный образ жизни — это следование нормам демонстративной праздности и демонстративного потребления».

Низшие классы стремятся копировать поведение «праздного класса», укореняя новые привычки в иной среде и таким образом продлевая существование консервативного непрогрессивного и непроизводительного образа жизни. Поскольку жизненный уровень имеет природу привычки: является привычным мерилом и задает привычный порядок реагирования на определенные стимулы, то трудность отступления от привычного уровня — это трудность отказа от однажды усвоенной привычки.

Праздный класс и собственность неразрывно связаны друг с другом, поскольку эти два института являются результатом действия одних и тех же экономических сил. По Веблену, собс­твенность есть «установление традиций на справедливое при­тязание на посторонние предметы». Однако Т. Веблен отмечает негативные черты, связанные с появлением данного института: «Где бы он ни обнаруживался, пусть даже в слаборазвитой форме, там процесс экономического развития носил характер борьбы за обладание имуществом», таким образом способствуя нарас­танию социального конфликта.

Конфликт между частным и общественным проходит красной нитью в работах институционалистов и противопоставляется концепции общего равновесия у неоклассиков.

Т.Веблен разделял весь капитал на производственный и финансовый. По его мнению, финансовый капитал, используемый для финансовых спекуляций, «часто финансируемых путем изощренной пирамиды кредита», есть мнимый, отсутствующий капитал — абсентеистская собственность.

По Веблену, разумно устроенное общество мог бы создать класс инженеров и технологов; в этом обществе должен был бы существовать генеральный штаб и осуществляться единый контроль над производственными процессами. Технократизм Веблена выразился также в его концепции отставания сознания людей и общественных институтов от научно-технического раз­вития. Вследствие этого отставания, по Веблену, общественный прогресс в XX веке свелся главным образом к чисто индивиду­альной адаптации к объективно протекающему технологичес­кому прогрессу1. Эти идеи Т. Веблена были возрождены в работах Дж. Гэлбрейта и других ученых, работавших над концепциями технократического характера.

В своих более поздних работах Т. Веблен выступал против власти монополий, утверждая, что их деятельность ведет к зна­чительному сокращению объемов производства и искусствен­ному повышению биржевых и иных цен, что чревато серьезным кризисом2. Предсказанный им кризис, Великая депрессия, наступил через три месяца после его смерти, в 1929 г.

Позицию Т. Веблена и изложенные в его работах идеи не разделяли представители традиционной экономической школы, во многом не желавшие вступать в конфликт с американским «праздным классом».


1.2.2. Джон Коммонс

Джон Роджерс Коммонс (1862-1945), американский исто­рик-экономист, юрист и социолог. Автор книги «Институци­ональная экономическая теория» (1934), а также целого ряда работ, связанных с рабочим и профсоюзным движением. С1904 г. профессор экономики Висконсинского университета.

Дж. Коммонс представлял социально-правовую разновид­ность институционализма. Дж. Коммонс является основателем теории соглашений (контрактов). По роду своей деятельности а он был тесно связан с американскими профсоюзами служил юридическим и экономическим консультантом Американской федерации труда. В центр интересов Коммонса попадает теория сделок (трансакций): «теория совместной деятельности людей и их оценок во всех сделках, посредством которых участники побуждают друг друга к достижению единства мнений и дейс­твий». Решение социального конфликта между экономическими агентами по поводу распределения материальных благ возмож­но в результате трансакций, представляющих собой базовые институты общества. Без таких институтов общество несло бы огромный экономический и социальный ущерб.

Согласно определению Дж. Коммонса, «трансакция — это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собствен­ности и свобод, созданных обществом». Трансакция — это не простое перемещение благ, а перемещение прав собственности на эти блага.

Дж. Коммонс разделяет трансакции на три вида: рыночные, управленческие и рационирующие. Рыночная трансакция — это единственный вид трансакции, предполагающий одинаковый правовой статус ее участников (контрагентов). Обмен правами собственности в рыночной трансакции происходит на основе добровольного соглашения обеих сторон.

Управленческая трансакция предполагает правовое пре­имущество одного из контрагентов, обладающего правом принятия решения. Для структур, используюших этот вид трансакций (фирм, государственных учреждений и других), характерна иерархия: начальник-подчиненный, мастер-ученик и т.д.

Рационирующая трансакция сходна по сущности с управ­ленческой трансакцией, поскольку также предполагает асим­метричность правового статуса контрагентов. Специфика рационирующей трансакции состоит в том, что стороной, наделенной исключительными полномочиями принятия ре­шений, является некий коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав собственности. Этим органом является государство. Типовыми примерами рационирующей трансакции являются налоги или судебные решения, перерас­пределяющие богатства от одной стороны к другой.

Таким образом, понятие сделки, по Коммонсу, включает в себя три элемента: 1) конфликт, т. е. столкновение интересов участников сделки; 2) взаимозависимость или взаимообус­ловленность интересов участников конфликта; 3) порядок и завершение конфликта и заключение сделки.


Дж. Коммонс полагал, что с помощью сделки, т. е. юри­дического соглашения, можно уладить любые социальные противоречия, все зависит от эффективности судебных норм — «работающих правил» (workable rules), которые пос­тоянно изменяются под воздействием конкретных судебных решений и/или посредством соответствующих государствен­ных постановлений.

Как и другие институционалисты, Дж.Коммонс особую роль отводил государству в обществе, в частности, в урегулировании конфликтов между экономическими агентами через правовую систему.

1.2.3. Уэсли Митчелл

Уэсли Клер Митчелл (1874—1948) — американский экономист и статистик, представитель гарвардской школы политической экономии. Основные работы — «Экономические циклы» (1913), «Измерение экономических циклов» (1946), «Что происходит во время экономических циклов» (1951).

Большую часть своей профессиональной жизни он провел в колумбийском университете (1913—1919, 1922—1944 гг.) и в качестве руководителя научно-исследовательских работ — в На­циональном бюро экономических исследований в Нью-Йорке (1920-1945 гг.).

У. Митчелл развивал идеи Т. Веблена о человеческом поведе­нии, основанном на привычках, сформированных в определен­ных ограничениях (несовершенстве информации и ограничен­ности индивидов по ее восприятию и переработке).

Большое место в работах У. Митчелла отводится изучению денежной системы и ее роли в дестабилизации экономики. По Мит­челлу, стремление предпринимателей к максимизации прибыли лежит в основе циклического развития рыночной экономики. Ценовые сигналы, влияющие на объем производства, не всегда синхронизированы, то есть в реальной экономике действуют так называемые эффекты «опережения» или «запаздывания», например, розничных цен с оптовыми, или цен на сырье и гото­вую продукцию. В результате происходят изменения в реальном выпуске.

Необходимым условием возникновения экономических цик­лов является практика построения хозяйственной деятельности на началах денежного расчета, распространенная среди всего населения, а не только среди ограниченного класса деловых людей.

Таким образом, рыночный механизм несовершенен и требуется вмешательство государства для сглаживания циклических колеба­ний деловой активности. Как и многие экономисты, занимающи­еся теорией циклов, У. Митчелл предсказал Великую депрессию и предлагал еще в середине 1920-х гг. усилить роль государства в экономике, в частности, путем создания общественных работ. В период Великой депрессии У. Митчелл положительно отнесся к «Новому курсу» Ф. Рузвельта и принял участие в создании Совета национальных ресурсов, который должен был сыграть роль цен­трального органа планирования экономики США.

 







Date: 2015-09-22; view: 653; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию