Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структуризация предметных областей экономических дисциплин и уровней формирования политики
Поскольку научно-технический потенциал является главным источником развития, то для любого, стремящегося продлить свое существование субъекта, актуальны разработка и реализация научно-технической, прежде всего, инновационной политики. Инновационная политика, в первом приближении, это стратегия поведения субъекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций, включающая определение: направленности усилий (номенклатура, технико-технологические и экономико-экологические характеристики разрабатываемой, производимой и реализуемой продукции; состав и характеристики используемого технологического сырья и оборудования); масштаба этих усилий (величина инвестиций, затраты на разработки, объем продукции, предполагаемой к выпуску); темпов развития, сроков смены продукции и технологии ее производства, также в сфере политики находятся научные и проектные изыскания, направленные на реализацию принятой стратегии. Инновационная политика субъекта хозяйствования, разумеется, подчинена достижению его главной цели, которая представляется достаточно ясной: максимально полное удовлетворение требований потребителей по количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство с одновременным обеспечением ее безопасности (промышленной, экологической и т.д.) как в изготовлении, так и в потреблении. Политика может формироваться на базе либо эвристических, либо формализованных методов; на практике те и другие сочетаются, что и находит отражение в инновационном менеджменте, последний, как известно, призван, исходя из всей совокупности реалий, давать рекомендации по оптимизации ее формирования. Учет всей совокупности реалий означает также и достоверное отражение различных уровней, определяющих формирование и реализацию инновационной политики. 4. Элементы инновационной политики. Проблема нововведений не может быть частной задачей, она все более носит общественный характер, поскольку социально-экономические перспективы общества все сильнее зависят от того, насколько органично в нем осуществляются инновационные процессы. Приоритет централизованных методов управления инновационной деятельностью доказан мировой практикой. Опыт зарубежных стран показывает, что в системе координации «центра», планировании, постановке задач, формах ресурсного снабжения нельзя полностью полагаться на автоматизм рынка. Следовательно, государственная инновационная политика играет важную роль среди возможных инструментов перехода к интенсивному типу развития. Она обязана включать в себя комплексную систему мер по стимулированию, разработке, сопровождению, управлению, планированию и контролю процессов инновационной деятельности в сфере науки, техники, производства, сбыта, потребления. Развитие этих процессов должно быть увязано с адекватными сопровождающими мерами в важнейших сферах жизнедеятельности общества, обеспечивающих в совокупности создание всех необходимых условий реализации текущих и перспективных целей экономического и социального развития страны. В таком представлении целью государственной инновационной политики является создание социально-экономических, научно-технических и организационно-хозяйственных предпосылок для прогрессирующего развития производительных сил общества. В целом, роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам. Государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); выступает в роли посредника в деле эффективного взаимодействия академической и прикладной науки; стимулирует кооперацию в сфере НИОКР промышленных предприятий и высшей школы. Правительственные ведомства реализуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса. Государственные заказы, преимущественно в форме контрактов на проведение НИОКР, обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение в экономике страны; фискальные и прочие инструменты формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которое обусловливает эффективность и необходимость инновационных решений отдельных предприятий. Объектом инновационной политики является деятельность по созданию и внедрению инноваций во все элементы и звенья общественного развития. Субъектами выступают государственные и негосударственные организации (структуры), отдельные люди (физические лица), причастные к осуществлению инновационной деятельности и охватывающие весь научно-исследовательский цикл (исследований и разработок, производства и использования новой продукции). При реализации государственной инновационной политики используются прямые и косвенные методы регулирования. Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов реализуются, преимущественно, в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. В настоящее время более 90 % мировых расходов на НИОКР приходится на США, Японию, страны ЕЭС. Помимо Японии и США лидерами в области финансирования исследований и разработок являются Германия, Швейцария и Швеция. Каждая из этих стран ежегодно затрачивает на НИОКР около 2,8 % валового национального продукта (ВНП). Развивающиеся страны направляют на эти цели не более 1 % ВНП. При общем высоком уровне финансирования НИОКР между странами имеются существенные различия в соотношении государственного и частного финансирования. Так, в Японии и Швейцарии налогоплательщики финансируют лишь 20-22 % расходов на НИОКР, а в США, Франции, Великобритании доля государственных расходов в обеспечении исследований и разработок составляет 47-53 % вследствие огромных затрат на оборонные и аэрокосмические исследования. Средняя доля государства в финансировании НИОКР в странах ОЭСР равна 43 %, но при этом заметно выделяется Греция и Ирландия с уровнем государственного финансирования более 75 %. Конкурентные позиции стран на мировых рынках в значительной степени определяется эффективностью процессов передачи технологий, «ноу-хау» из государственного сектора в частный и наоборот. Сейчас общей тенденцией является сдвиг от государственного к частному финансированию НИОКР с сохранением государственной поддержки лишь в сфере долгосрочных, фундаментальных исследований с высокой степенью неопределенности и риска. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений; созданием системы государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг; предоставлением фирмам кредитных льгот для осуществления нововведений и т. д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения, строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США этим способом финансируется 77 % федеральных затрат на НИОКР. Особое место в системе «прямых» мер воздействия государства на инновационный бизнес, преимущественно в виде специальных программ, занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных фирм в области НИОКР и кооперацию высшей школы с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых идей до стадий их коммерческой реализации, с другой, - создания условий заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований, подготовке высококвалифицированных специалистов. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо просматривается ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инноваций, но и реально ощущают преимущества совместной работы. Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой, - на создание благоприятного общехозяйственного социально-политического климата для новаторской деятельности. К группе косвенных методов относятся законодательные нормы,они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. А мортизационное законодательство – использование преимуществ ускоренной амортизации для стимулирования обновления основных фондов. Либерализация налогового законодательства с целью поощрения самостоятельного финансирования НИОКР частным сектором. Предприниматели реализуют инновационные проекты с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству, в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрирует это следующая зависимость, учитываемая Министерством промышленности Швеции. Если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25 %, это почти не влияет на новые предпринимательские инициативы, но если налог начинает превышать 25 %, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50 % прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капиталовложениями практически исчезает. В этом случае важно найти оптимальную модель налогообложения прибыли. Налог должен ощутимо уменьшаться в зависимости от объема затрат на разработку и освоение новой высокоэффективной продукции, по меньшей мере соответствующей по своему технико-экономическому уровню лучшим мировым образцам. Возможно, вообще исключить ассигнования на НИОКР при исчислении размера дохода, облагаемого налогом. Это же касается и оборудования, передаваемого вузам на исследовательские цели. Целесообразно введение «налогового кредита», при использовании которого общая налогооблагаемая база изменяется в зависимости от годового приращения расходов на НИОКР, а также отсрочки в налогообложении за изобретательский доход, налоговое стимулирование развития малого инновационного предпринимательства. «Налоговый кредит» в США - право списания затрат на НИОКР (при условии увеличения расходов компании на НИОКР в течение трех предшествующих лет хотя бы на 5 %) в виде трехкратного исключения этих расходов из суммы годовой прибыли, подлежащей федеральному налогообложению. Положительно воздействие используемой в США налоговой скидки (20-25 %) на приращение вложений в НИОКР (превышение над подвижной (по ежегодным средним) трехгодичной базой). Чисто психологически наличие данной нормы налогообложения заставляет советы директоров более благожелательно относиться к планируемому росту ассигнований на исследования и разработки. Интенсивность и объемы деятельности венчурных фондов напрямую зависят от ставок налогообложения на приращение капитала от операций с ценными бумагами, так как возможность капитализации научно-технических достижений мелкого бизнеса связана, главным образом, с получением разницы между итоговой и начальной стоимостью акций этих компаний. Патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать «инновационную ренту», то есть плату за пользование его изобретением. Такое положение, в конечном счете, благоприятно сказывается на повышении научной активности в стране. Европейская патентная организация определила условия, необходимые для более активного использования патентной системы в целях усиления инновационного потенциала и конкурентоспособности западноевропейской промышленности. Это гармонизация общеевропейской патентной системы для снижения дублирования и расширения помощи малым и средним фирмам; обеспечение недорогой патентной охраны, отвечающей нуждам заявителей, включая снижение патентных пошлин; популяризация и облегчение доступа к патентной информации. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство, в определенной мере, обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту национальных интересов в области реализации новшеств внутри страны. В Великобритании закон о конкуренции с 2000 года запрещает антиконкурентные соглашения и злоупотребления господствующим положением на рынке; понижен порог доминирования – позиция предприятия может быть признана доминирующей, если оно захватило более 40 % рынка; к недопустимым действиям относится ограничение производства, сбыта, новых технических разработок, инвестиций, установление фиксированных цен, раздел рынков. В систему правового регулирования инновационной сферы должны входить законодательные и нормативные акты в области авторских прав, о научно-технической политике, статусе научных учреждений и научных работников, свободное от проявлений частных интересов регулирование стандартизации. Упрощение разработки стандартов, стимулирование установления коммерчески опробованных стандартов (в отличие от директивно устанавливаемых) способствует процессу инновационного развития и развитию рынка. Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельных функционально обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, маркетинг, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека. Проблема подготовки общественного мнения, информирования общественности по принципиальным вопросам научной и инновационной политики в последнее время рассматривается как важное условие формирования климата, благоприятствующего распространению научно-технических достижений. Особенно важно формирование позитивного общественного мнения на переломных этапах НТП. При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, можно отметить согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики вообще: это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной политики является также широта ее воздействия: она нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств, информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных национальных моделях,используемых разными странами. Здесь сказываются особенности природно-географические, исторического порядка, государственного устройства, неравномерность экономического развития стран, проявляющиеся и в сфере инноваций. Под национальными моделями понимается экспертное описание ресурсных, организационных, законодательных, управленческих факторов, определяющих формирование и функционирование научно-технического потенциала страны. Их критерии – следующее: общенациональная стратегия или ценностная установка научно-технического развития; масштабы и эффективность использования научного потенциала; структура экономики; национальные особенности влияния государства на технологические нововведения и структурную перестройку хозяйства. Условно можно выделить четыре варианта (модели) инновационной политики, которые в разные периоды и у разных государств, в отдельности или в сочетании, либо доминировали, либо серьезно принимались во внимание. Политика «Технологического толчка» исходит из того, что именно наука и техника являются основным импульсом нововведений, что за их развитие отвечает, прежде всего, государство и что оно, обладая для этого необходимыми ресурсами, экспертизой и информацией, способно точно определить направления этого развития. Такой вариант исходит из наличия научно-технических и социально-экономических проблем и предусматривает для их решения разработку различных государственных программ, крупных капиталовложений и других форм государственного участия. Политика «Ориентации на спрос» предусматривает главенствующую роль рыночного механизма в распределении ресурсов, в выборе будущих направлений технологических возможностей. Она исходит из того, что НИОКР важны для технологических изменений и нововведений, но роль государства ограничивается стимулированием фундаментальных исследований и созданием экономического климата и информационной среды для нововведений. Его прямое участие в разработках, демонстрационных проектах и исследованиях рынка сокращается, также уменьшаются все формы регулирования, не способствующие стимулированию рыночной инициативы и эффективной перестройке экономики. Политика «Социальной ориентации» исходит из того, что нововведения, обеспечиваемые действием только рыночного механизма, остаются безразличными к общечеловеческим ценностям и могут принести большие социальные издержки. Отсюда в центр внимания должны ставиться социальные последствия научно-технического прогресса, предусматриваться определенное социальное регулирование, процесс принятия решения должен базироваться на определенном социально-политическом консенсусе с привлечением широкой общественности. Второй аспект - внедрение социальных инноваций. Наконец, политика, направленная на трансформацию экономической структуры, отражает долгосрочное взаимодействие между технологией и обществом. Она предполагает сильное воздействие передовой технологии на решение социально-экономических проблем, на изменение отраслевой структуры экономики, на поведение хозяйствующих субъектов, уровень жизни и т.д. Все это требует новых форм организации, новых механизмов управления, системных взглядов на развитие науки и техники, на их взаимодействие и последствия их развития. Конечно, приведенное выделение типов инновационной политики достаточно условно, в реальности в чистом виде они не существуют. Но такая классификация позволяет точнее определить приоритеты, целевые установки и ориентиры этого важнейшего компонента государственной политики разных стран, определяющих четыре формы воздействия государства на науку и технику. Во-первых, то прямая поддержка через бюджет разработки и коммерциализации и внедрения новых продуктов и технологий. Во-вторых, это косвенная поддержка через фискальные меры и налоговую политику, а также административное регулирование в данной области. В-третьих, через инвестиции в систему образования, так как для эффективной реализации технологий требуется новая рабочая сила и менеджмент. В-четвертых, через поддержку критических элементов хозяйственной инфраструктуры, жизненно необходимой для функционирования экономики.
Тема 5: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ План: 1. Роль планирования внутри организации. Элементы планирования. 2. Прогнозирование: понятие, цель, задачи, принципы и методы. 3. НИОКР как сфера бизнеса. Концепция «двойного бизнеса». 4. Методы определения размера ресурсов на НИОКР. 1. Роль планирования внутри организации. Элементы планирования. Яркой чертой управления являются усилия, направляемые на планирование и контроль деятельности организации, с тем, чтобы все виды этой деятельности были ориентированы на общие цели, относительно которых оценивается эффективность функционирования организации. Для инновационного менеджмента характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство. Выбор стратегии - важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента, являющаяся залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Планирование, составляя один из основных элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью, представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, нацеленных на подготовку и обеспечение выполнения планов. Процесс внутрифирменного планирования включает систематическую оценку ряда взаимосвязанных элементов: цели, стратегии, прогноз экономической обстановки, анализ возможностей компании (рис 9). Цели должны быть простыми и ясными, достижимыми и реалистичными в экономической обстановке, которая сложится к моменту их реализации в будущем, поддаваться оценке, стимулировать организацию к более высоким достижениям, учитывать интересы собственника, руководства и работников организации. В общем виде, планирование преследует две основные цели. 1. Внутри предприятия - это эффективное распределение и использование имеющихся ограниченных ресурсов. 2. По отношению к внешней среде - обеспечение эффективной адаптации к изменению внешних факторов (экономических, политических, социальных и др.). Термин «цели» определяетконкретные состояния отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Это тот конечный пункт, которого необходимо достичь, (Где? Куда?) в конкретный момент времени (Когда?). Существуют различные пути, на которых может быть достигнут тот или иной набор целей: эти пути и называют стратегиями. Поскольку варианты достижения поставленной цели часто не являются взаимоисключающими, существует огромное число возможных комбинаций, выступающих в качестве альтернативных стратегий, одну из которых требуется выбирать как наиболее обещающую. Выбор пути, по которому организация собирается следовать, можно рассматривать как «формулирование стратегии» (Как?).
|