Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ретроинновация как предмет историко-педагогического исследования





 

В современных педагогических исследованиях, посвященных инновационной деятельности, все чаще встречается термин «ретроинновации». Речь идет об обращении к педагогическому наследию с целью его осмысления на новом гносеологическом и онтологическом уровнях, о выявлении условий становления и развития фундаментальных педагогических идей, а также - историко-педагогических предпосылок современных методологических и методических разработок. Актуальность ретроинноваций связана с необходимостью разработки методологических основ историко – педагогический экспертизы современных инновационных исследований.

Что может дать работа в этом направлении? В чем состоят её перспективы? Почему новое осмысление педагогического наследия позволяет преодолеть устоявшийся, хрестоматийный взгляд на классические труды? Попытки ответов на эти вопросы и составляют содержание предлагаемой статьи.

В качестве объекта исследования выбрано педагогическое наследие Я.А. Коменского – классика и основателя педагогической науки, в наследии которого, казалось бы, не осталось белых пятен. Этот выбор обусловлен прежде всего двумя причинами:

- для современной комениологии как специальной отрасли историко-педагогического знания характерно стремление к новому осмыслению педагогического наследия Коменского (К. Шаллер, Э. Шадель, Д. Чапкова и др.);

- в отечественной педагогической литературе ретроинновации связаны, главным образом, с отечественными педагогическими традициями (А.Г. Кузнецова). Обращение к классическому педагогическому наследию выявляет широкий спектр перспективных направлений ретроинновационных исследований в контексте целостного историко-педагогического процесса.

Цель данной небольшой статьи – с помощью контекстного о герменевтического анализа трудов Коменского обозначить возможности ретроинноваций в следующих направлениях:

- раскрытие эпистемологического потенциала педагогического наследия Я.А. Коменского («Пансофия»);

- новое осмысление исторического метода формирования знаний, предложенного в «Великой дидактике»;

- выявление прообраза внеаудиторного образования в сочинении «Лабиринт света и рай сердца».

При этом речь идет не об опыте Коменского, принадлежащему своему времени, своей эпохе, а о фундаментальных педагогических идеях, требующих нового осмысления в социокультурных условиях современного мира.

Остановимся коротко на каждом из направлений. …

… Между тем, новое осмысление «эпистемической» педагогической формации, в основе которой, как отмечает Щедровицкий, лежит идея пансофийности, открывает интересные перспективы в области ретроинноваций. Речь идет об исследовании генезиса и развития идеи пансофийности в истории педагогической мысли, выявлении основных принципов идеи пансофийности – междисциплинарности, многомерности и метафоричности (4).

По мнению Щедровицкого, в настоящее время складывается «какая-то новая, четвертая формация, которая смогла бы конструктивно объединить нормы, знания и средства, т.е. выступила бы в синтетической функции по отношению к уже имеющимся формациям». Эту формацию автор называет методологической (инновационной). …

…Подведем итог. Ретроинновационные исследования, основой которых является новое осмысление педагогического наследия Коменского в социокультурных условиях современного мира, на новом онтологическом и гносеологическом уровнях, позволяют преодолеть устоявшийся хрестоматийный взгляд на его сочинения, увидеть новые аспекты:

- историко-педагогических исследований (учение о педагогических формациях П.Г. Щедровицкого);

- модернизации содержания и структуры современного образования (история естествознания и техники как универсальная интегративная основа, объединяющая интеллектуальные и ценностные структуры в единую систему взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов);

- становления представлений о внеаудиторном образовании в методологии педагогики Нового времени….

 

ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ

 

Наткнулся на такой вопрос про педагогические инновации. http://otvet.mail.ru/question/30806905/. В России (и в мире) отмена телесных наказаний в школе была самой мощной педагогической инновацией, и нечего мудрить.

 

ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ

 

Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения).

 

ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ







Date: 2015-09-22; view: 1450; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию