Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вектор развития и основная реальная практика





Доктор педагогических наук

Инновации в образовании.

Вектор развития и основная реальная практика.

Прежде чем начать обсуждение непростой темы инноваций, видимо, следует определить хоть какие-то ориентиры, которые возможно носят спорный характер, но дают возможность найти точку отсчета в разговоре об инновационном поле и потенциале отечественного образования. Вводный текс будет сопровожден вопросами, которые определят рамки и направление дискуссии.

В настоящее время сам термин инновации, перебравшись в социальную сферу, потерял свое первоначальное четкое значение. Введшие этот термин в практику экономисты понимали под инновацией воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была получаемая прибыль. В социальной сфере, а уж тем более в сфере образования этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно, как в экономике и материальном производстве.

 

Тогда, рассматривая инновации в социальной сфере и в образовании, видимо, надо рассматривать вопрос о том насколько они улучшают качество жизни. Только само понятие качество жизни или более близкое к теме педагогические инновации качество образования многоаспектно и поэтому не имеет однозначного определения. Наличие положительного или отрицательного результата от педагогических инноваций сложно определить и по другой причине. Эффект от внедрения иногда выявляется через достаточно длительное время. Эти обстоятельства делают педагогическую инноватику крайне рискованной областью.

 

В стандарте образования последнего поколения сделан еще один заход, который мог бы помочь в оценке вводимых инноваций. Он заключается в том, что впервые в отечественной практике в проекте стандарта сделана попытка описать планируемый результат и оценить необходимые для его достижения условия.

 

Но есть и другой подход. Он в том, что инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. В этой логике инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. Можно выделить и ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия, как:

· между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;

· между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;

· между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;

· между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

 

Этот подход не противоречит первому, так как решение проблем, выход из кризиса может улучшать и качество жизни, и качество образования, как ее составляющую и ожидаемый результат образовательного процесса.

 

Итак, инновации в педагогике с одной стороны стали необходимостью, а с другой крайне рискованной зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки. Они требуют, как правило, сложной экспертизы, которую сегодня приравнивают к виду исследовательской деятельности и которая крайне зависима от субъективного опыта эксперта. Инновации предполагают формирование новых педагогических реалий и возникновение новой культурной традиции. Это получается не всегда…..

… Еще одна сложность связана с технологией введения инноваций. В этом контексте можно согласиться с тем, что полноценный инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде….

… И, наконец, последнее, что следует определить. Это приемлемая классификация инноваций. Они достаточно разнообразны и их довольно много, тем не менее, рискну предложить две шкалы измерения инноваций. Первая с точки зрения новизны. Вторая с точки зрения области распространения. Эти шкалы были предложены мною и М.В. Богуславским для конкурса инновационных разработок, которые проводятся в рамках образовательного форума в Сокольниках. Итак, по степени новизны мы предложили выделить следующие виды инноваций:


1. Ретроинновация, когда в современную практику переносится в несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен, например гимназия, лицей, профильное обучение и т п.

2. Аналоговая инновация, когда берется известный подход и вносится частная модификация, например, в рамках рейтинговой оценки применяется 1000 балльная шкала или модульная система дополняется блочно модульной.

3. Комбинаторная инновация, когда из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт.

4. Сущностная инновация, когда возникает действительно новый ход, например «школа диалога культур».

В полной мере инновацией можно называть только два последних вида, которые предполагают возникновение новых сущностных характеристик и для субъектов инновационного процесса и для его результатов.

 

По области распространения инновации могут быть разделены на инновации:

· в обучении;

· в воспитании;

· в управлении;

· в переподготовке кадров.

 

Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;

- создание профильных классов;

- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;

- игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

- метод проектов,

- школа – парк,

- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

- индивидуальные образовательные траектории;

- тьютерство.

2. Представление и передача содержания образования

- опорные сигналы;

- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;

- создание компьютеризированных курсов;

- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;

- метод погружения;

- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

- программное обучение;

- проблемное обучение;

- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

- рейтинговая оценка;

- создание портфолио.

 

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:


- создание различных вариантов школы полного дня;

- создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;

- создание гувернерской службы внутри школы;

- создание детско-родительских объединений вокруг школы;

- создание системы дополнительного образования внутри школы;

- создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.

Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности:

- маркетинговые исследования в практике школ;

- создание систем автоматизации школьного управления;

- создание проблемных групп и кафедр внутри школы;

- создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;

- создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе);

- введение ваучеров в системе повышения квалификации.

 

Следует также констатировать, что большинство инноваций, которые сегодня широко реализуются Министерством образования, относились в большей степени не к содержанию образовательному процесса, а принципам его управления. К таким инновациям можно отнести:

- нормативно-подушевое финансирование;

- перевод образовательный учреждений в статус АНО;

- реформирование системы оплаты труда.

 

Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования:

- дистанционное обучение;

- создание сетевых структур;

- тьютерство;

- создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы).

ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ

 







Date: 2015-09-22; view: 1085; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию