Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вектор развития и основная реальная практикаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Доктор педагогических наук Инновации в образовании. Вектор развития и основная реальная практика. Прежде чем начать обсуждение непростой темы инноваций, видимо, следует определить хоть какие-то ориентиры, которые возможно носят спорный характер, но дают возможность найти точку отсчета в разговоре об инновационном поле и потенциале отечественного образования. Вводный текс будет сопровожден вопросами, которые определят рамки и направление дискуссии. В настоящее время сам термин инновации, перебравшись в социальную сферу, потерял свое первоначальное четкое значение. Введшие этот термин в практику экономисты понимали под инновацией воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была получаемая прибыль. В социальной сфере, а уж тем более в сфере образования этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно, как в экономике и материальном производстве.
Тогда, рассматривая инновации в социальной сфере и в образовании, видимо, надо рассматривать вопрос о том насколько они улучшают качество жизни. Только само понятие качество жизни или более близкое к теме педагогические инновации качество образования многоаспектно и поэтому не имеет однозначного определения. Наличие положительного или отрицательного результата от педагогических инноваций сложно определить и по другой причине. Эффект от внедрения иногда выявляется через достаточно длительное время. Эти обстоятельства делают педагогическую инноватику крайне рискованной областью.
В стандарте образования последнего поколения сделан еще один заход, который мог бы помочь в оценке вводимых инноваций. Он заключается в том, что впервые в отечественной практике в проекте стандарта сделана попытка описать планируемый результат и оценить необходимые для его достижения условия.
Но есть и другой подход. Он в том, что инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. В этой логике инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. Можно выделить и ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия, как: · между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами; · между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся; · между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности; · между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.
Этот подход не противоречит первому, так как решение проблем, выход из кризиса может улучшать и качество жизни, и качество образования, как ее составляющую и ожидаемый результат образовательного процесса.
Итак, инновации в педагогике с одной стороны стали необходимостью, а с другой крайне рискованной зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки. Они требуют, как правило, сложной экспертизы, которую сегодня приравнивают к виду исследовательской деятельности и которая крайне зависима от субъективного опыта эксперта. Инновации предполагают формирование новых педагогических реалий и возникновение новой культурной традиции. Это получается не всегда….. … Еще одна сложность связана с технологией введения инноваций. В этом контексте можно согласиться с тем, что полноценный инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде…. … И, наконец, последнее, что следует определить. Это приемлемая классификация инноваций. Они достаточно разнообразны и их довольно много, тем не менее, рискну предложить две шкалы измерения инноваций. Первая с точки зрения новизны. Вторая с точки зрения области распространения. Эти шкалы были предложены мною и М.В. Богуславским для конкурса инновационных разработок, которые проводятся в рамках образовательного форума в Сокольниках. Итак, по степени новизны мы предложили выделить следующие виды инноваций: 1. Ретроинновация, когда в современную практику переносится в несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен, например гимназия, лицей, профильное обучение и т п. 2. Аналоговая инновация, когда берется известный подход и вносится частная модификация, например, в рамках рейтинговой оценки применяется 1000 балльная шкала или модульная система дополняется блочно модульной. 3. Комбинаторная инновация, когда из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт. 4. Сущностная инновация, когда возникает действительно новый ход, например «школа диалога культур». В полной мере инновацией можно называть только два последних вида, которые предполагают возникновение новых сущностных характеристик и для субъектов инновационного процесса и для его результатов.
По области распространения инновации могут быть разделены на инновации: · в обучении; · в воспитании; · в управлении; · в переподготовке кадров.
Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся: 1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы) - создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня; - создание профильных классов; - методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения; - игровые методики (викторины, диспуты). Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы): - метод проектов, - школа – парк, - создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы). - индивидуальные образовательные траектории; - тьютерство. 2. Представление и передача содержания образования - опорные сигналы; - организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей; - построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам; - создание компьютеризированных курсов; - технологии созданные на основе принципа полного усвоения; - метод погружения; - выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования; - программное обучение; - проблемное обучение; - организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний. 3. Методы оценивания образовательного результата: - расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения); - рейтинговая оценка; - создание портфолио.
Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде: - создание различных вариантов школы полного дня; - создание психолого-педагогических центров и подразделений школ; - создание гувернерской службы внутри школы; - создание детско-родительских объединений вокруг школы; - создание системы дополнительного образования внутри школы; - создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности. Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности: - маркетинговые исследования в практике школ; - создание систем автоматизации школьного управления; - создание проблемных групп и кафедр внутри школы; - создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями; - создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе); - введение ваучеров в системе повышения квалификации.
Следует также констатировать, что большинство инноваций, которые сегодня широко реализуются Министерством образования, относились в большей степени не к содержанию образовательному процесса, а принципам его управления. К таким инновациям можно отнести: - нормативно-подушевое финансирование; - перевод образовательный учреждений в статус АНО; - реформирование системы оплаты труда.
Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования: - дистанционное обучение; - создание сетевых структур; - тьютерство; - создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы). ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ
Date: 2015-09-22; view: 1085; Нарушение авторских прав |