Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА





Итак, инновация— продукт творческой деятельности кол­лектива, направленный на совершенствование существующей системы и имеющий практическую реализацию.

Процесс создания ииспользования инновации (инноваци­онный процесс)— это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до коммерческого использования новше­ства.

Рассмотрим структуру инновационного процесса, которая раз­лична для материальных инематериальных нововведений.

Для нематериальных инновацийхарактерна следующая схема:

1-я стадия: Возникновение инновационной идеи.

 

2-я стадия: Разработка.

 

3-я стадия: Реализация.

В случае осуществления крупных продуктовых нововве­денийструктура инновационного процесса усложняется. Вы­глядит она следующим образом (рис. 3):

 

Таким образом, инновационный процесс состоит из стадий создания новации и коммерциализации инновации.

Этап разработки новшествавключает фундаментальные и прикладные исследования, создание опытного образца. На данной стадии осуществляется научно-техническая деятельность, в результате которой инновационная идея обретает конкретную материальную форму (в виде опытного образца).

Коммерциализацияновшества представляет собой превра­щение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономиче­ского эффекта. Этап коммерциализации включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и диффузии.

Под диффузией инновациипонимают процесс ее масш­табного распространения и использования в различных отрас­лях экономики.

Совокупность всех стадий процесса нововведений носит названиежизненного цикла инновации.

Этапы инновационного процесса, связанные с разработкой и первоначальным размещением нововведения на рынке (вне­дрением), являются капиталоемкими и характеризуются повы­шенными рисками, которые возникают вследствие неопределен­ности конечных результатов процессов нововведений. Поэтому инвестиционная деятельность, осуществляемая на данных этапах, считается рисковой (венчурной).



Представленный на графике (см. рис. 3) жизненный цикл ин­новации охватывает целый ряд взаимодействующих между со­бой организаций: научно-исследовательских институтов, прово­дящих фундаментальные и прикладные исследования, финан­совых организаций и внедренческих компаний. Это так называ­емый глобальный инновационный цикл.

Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода вре­мени, зависит от ряда взаимозависимых факторов (рис. 4).

1. Инновационный потенциалорганизации — показатель, характеризующий способность компании к осуществлению про­цессов нововведений.

Инновационный потенциал организации является базовым критерием, определяющим результативность процесса создания и использования инноваций.

2. Направление инновационной деятельности.

Успех будущего нововведения на рынке во многом зависит от выбора правильного направления разработки. Первоначаль­ный выбор определяет весь ход последующей инновационной деятельности.

Практика. Примеры неудач — запрет развития генетики и ки­бернетики в СССР; разработка супер-ЭВМ компанией IBM.

Примеры удач — развитие космической промышленности, кос­мического туризма в России.

Направление инновационного процесса зависит от целей, ко­торые должны быть достигнуты при осуществлении нововведе­ний.

К ним можно отнести:

- сохранение позиций на рынке;

- завоевание новых сегментов рынка;

- структурное преобразование предприятия.

Инновационный потенциал организации, действия конкурентов, темпы развития рынка также оказывают воздействие на инно­вационный процесс. Оценка влияния факторов внешней и внут­ренней сред на процесс нововведений может осуществляться с использованием метода SWOT.

При выборе направления разработки учитывается величи­на достигаемого экономического эффекта, которая сопоставля­ется с уровнем потенциальных рисков.

3. Скорость осуществления инновационного процесса.
Скорость осуществления инновационного процесса характеризует показатель, именуемый инновационным лагом.

Инновационный лаг— временной интервал от момента воз­никновения инновационной идеи до момента возврата инвести­ций (получение положительной прибыли).

От величины данного показателя зависит результативность всего процесса нововведений. При создании и внедрении новинки фирма стремится монополизировать рынок и получить макси­мально возможную прибыль от коммерциализации нововведе­ния. Время, в течение которого предприятие-инноватор удер­живает монополию, определяется скоростью реагирования кон­курентов. Таким образом, чем быстрее компания разработает новшество и выведет его на рынок, тем быстрее окупит капита­ловложения и опередит конкурентов.

Практика. Японцами используется показатель инновационнос­ти ТАТ, который происходит от американского «turn-around time» (успевай поворачиваться). ТАТ— эквивалент инновационного лага. Рекордное значение показателя ТАТ составило 4.7 месяца — фир­ма Matsushita (цветное телевидение).



4. Маркетинговая стратегия фирмы.

Маркетинговые исследования играют большую роль при про­ведении процесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности.

На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетин­говых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций развития отрасли и нахождении сег­мента рынка, не занятого фирмой-конкурентом. На основе полученных данных определяется направление инновационного про­цесса.

Конъюнктурные исследования на последующих этапах инно­вационной деятельности позволяют своевременно скорректиро­вать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменив­шимся условиям.

На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления опти­мальных форм коммерциализации, определения благоприятно­го момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.

Таким образом, необходимо отметить, что инновационные процессы определяются следующими аспектами:

1. Носят циклический характер:

- одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований (пример: изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных отраслях).

2. Имеют вероятностный характер:

- внедрение и продвижение инноваций на рынке — это все­гда трудно предсказуемый процесс, так как существует ве­роятность расхождения расчетных и фактических показате­лей.

3. Обладают межорганизационным характером:

- необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансовых орга­низаций) для осуществления инновационного процесса.

4. Имеют межотраслевой характер:

- нововведения могут быть использованы в различных отрас­лях экономики, масштаб распространения отражает их зна­чимость.

 

5. СУБЪЕКТЫ И ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный процесс объединяет науку, технику, пред­принимательство, т.е. охватывает все сферы деятельности, свя­занные спроизводством, обменом и потреблением.

Главными субъектами инновационной деятельностияв­ляются: новатор, инноватор, инвестор, реализующие основные функции по ее осуществлению.

Новатор— участник инновационного процесса, осуществ­ляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.

В качестве разработчиков могут выступать:

- научно-исследовательские организации;

- малые инновационные предприятия;

- инжиниринговые компании;

- отделы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) на крупных предприятиях;

- индивидуальные изобретатели.

Инноватор— участник инновационного процесса, осуществ­ляющий внедрение и продвижение (коммерциализацию) новше­ства на рынке.

Инноваторами являются:

1)внедренческие риско-фирмы;

2)концерны;

3)финансово-промышленные группы

Инвестор— участник инновационного процесса, осуществ­ляющий финансирование разработки и внедрения новшеств. Инвесторами инновационного процесса являются:

- государственные и коммерческие банки;

- инвестиционные компании;

- страховые компании;

- пенсионные фонды;

- специализированные компании;

- частные лица.

Компания может осуществлять разработку и продвижение инновации, используя собственные ресурсы и возможности. В этом случае фирма совмещает все основные функции (фи­нансирование, разработку, коммерциализацию) при реализации инновационной деятельности.

Однако инновационная деятельность в рамках крупного пред­приятия сопряжена с некоторыми проблемами, связанными с не­обходимостью сочетания высокорисковых проектов с текущей деятельностью компании. Поэтому для снижения влияния фак­торов риска начальные этапы инновационного процесса осуще­ствляют малые инновационные или инжиниринговые компании, а крупная компания коммерциализирует разработанное новше­ство.

Результативность процесса нововведений зависит не толь­ко от эффективного использования научно-технического и интел­лектуального потенциала компании, реализующей процесс но­вовведений, но и от деятельности фирм, определяющих инно­вационную инфраструктуру.

Основной функцией данных компаний является поддержка инновационной активности промышленных предприятий, орга­низационное сопровождение процессов создания и внедрения новшеств.

Инновационную инфраструктуру составляют фирмы и орга­низации, сопровождающие весь цикл от генерирования новых идей до продвижения научно-технической продукции и предо­ставляющие юридические, информационные, патентно-лицензи­онные, консалтинговые услуги на различных этапах процесса но­вовведений.

Инновационную инфраструктуру определяют:

1)инновационно-технические центры;

2)центры научно-технической информации;

3)маркетинговые фирмы;
4) патентные бюро;

5) юридические фирмы;

6)бизнес-инкубаторы;
7] технопарки.

Функционирование инновационной инфраструктуры направ­лено на решение следующих задач:

- информационное обеспечение научно-технической и ин­новационной деятельности(создание базы данных о спросе и предложении на инновационные продукты, предоставле­ние доступа к информационным системам всем заинтере­сованным организациям);

- экспертиза инновационных проектов для определения научно-технической, экологической, экономической, социаль­ной эффективности;

- финансово-экономическое обеспечение научно-техниче­ской и инновационной деятельности (организация финан­сирования перспективных и приоритетных направлений ин­новационной деятельности, используя ресурсы различных источников, поиск потенциальных инвесторов);

- правовая охрана интересов участников инновационной деятельности(предоставление услуг по патентованию ин­теллектуальной собственности);

- продвижение результатов инновационной деятельности и их практическое освоение промышленностью (рекламная, маркетинговая, выставочная деятельность, лицензирование);

- подготовка специалистов в области инновационного ме­неджмента (обучение целевых «менеджерских команд» для управления осуществлением инновационных проектов).

 

 

6. ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность сопряжена с использованием интеллектуальных, финансовых, материально-технических, ин- ствление процессов нововведений в компании должно быть обусловлено определенными мотивами и ожиданиями получе­ния каких-либо выгод.

Активизация инновационных процессов на предприятии про­исходит под влиянием следующих факторов:

1)наличие рыночного спроса на новшество;

2)наличие внутренней потребности предприятия в иннова­ционных преобразованиях;

3)благоприятные экономические условия;

4)обеспеченность ресурсами.

МОТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Основным мотивом инициирования инновационных процес­сов на предприятии является получение дополнительных кон­курентных преимуществ, к которым относятся:

1. Преимущества стратегического характера:
-создание благоприятной деловой репутации в глазах потре­бителей, потенциальных партнеров, инвесторов;

-рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;

-обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.

2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:
-временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;
-повышения качества и конкурентоспособности изделий;
-увеличения доли продукта на рынке.

3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря:

- реструктуризации деятельности;

- снижению непроизводительных расходов;

- экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет вне­дрения сберегающих технологий;

- экономии средств в результате использования вторичного сырья;

- снижению количества брака.

4. Специальные выгоды и льготы:

- информационная и правовая поддержка со стороны государ­ства и частных структур;

- льготное налогообложение;

- льготное кредитование.

 

 








Date: 2015-09-22; view: 774; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию