![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Классификация инновацийСтр 1 из 12Следующая ⇒ Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. К ее формированию, ввиду широкого разнообразия инновационных изменений, существует множество подходов. Так, нововведения делят на материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например, продуктовые и технологические) и нематериальные (не имеют вещественной формы, например правовые). По сфере функционального применения выделяют технические, экономические, социальные, организационно-управленческие, образовательные и прочие нововведения. Практика / Гениальнейшим техническим нововведением древности считается колесо. Организация деятельности работников на основе принципа разделения труда — значимая организационно-управленческая инновация, позволившая во много раз увеличить производительность труда. В 2003 г. банк «Возрождение» ввел новый банковский продукт — мультивалютный вклад, позволяющий диверсифицировать валютные риски. Это финансовая инновация. В 2004 г. 60 субъектов РФ, в качестве эксперимента, предполагают внедрить образовательную инновацию — Единый государственный экзамен, объединяющий выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузе. Классификация инноваций по различным признакам представлена на рис.
Рассмотрим особенности различных видов инноваций. Базисные инновации — это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: телега — автомобиль, телефон — сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия. Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений. Модифицирующие инновации — решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон — кассетный магнитофон). Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания. Псевдоинновации — решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: чайник с двумя носиками). Источник инновационных идей может быть различным. Возникновение инновации стимулируют либо конкретные потребители, обладающие платежеспособным спросом, либо новое научное открытие, либо собственные потребности предприятия. Причем в зависимости от того, какой фактор повлиял на осуществление инновационного процесса, величина риска отторжения нововведения рынком будет больше или меньше. Так, если предприятие создает новшество, призванное заполнить свободную рыночную нишу, риск будет значительно ниже по сравнению с риском при внедрении инновации, основанной на научном открытии, которому еще никто не нашел практического применения. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные (методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. И получили название «Руководство Осло»: · продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов; · процессные инновации могут быть связаны с созданием новой технологии, новой методики, новой организации труда,новых организационных структур в составе предприятия (фирмы). Масштаб применения инновации характеризует ее значимость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эффективность нововведения. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи). При осуществлении межорганизационной инновации функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя; увеличение масштаба применения до уровня одной или нескольких отраслей экономики существенно повышает значимость новшества. Стратегия предприятия, определяющая его развитие и формирующая конкурентные позиции на рынке, влияет также на инновационное поведение фирмы, В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии предприятие может осуществлять реактивные или стратегические нововведения. Реактивная инновация — инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Реактивная инновация способствует сохранению рыночных позиций фирмы, но не создает дополнительных конкурентных преимуществ. Осуществление реактивных инноваций характерно для компаний, использующих оборонительные стратегии. Практика. Из-за ускоренного развития рынка мобильной связи в России компании, работающие в данной области, регулярно предлагают новые услуги (новые тарифы, новые условия предоставления связи), позволяющие расширить круг клиентов. Стратегическая инновация — инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Предприятия, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступательную) инновационную стратегию. Стратегические инновации скорее направлены на формирование новых потребностей, чем на удовлетворение существующих запросов на рынке. Фирма-инноватор при внедрении стратегической инновации опережает своих конкурентов, что позволяет ей временно монополизировать рынок (до момента вывода на рынок реактивной инновации ближайшими конкурентами). Это преимущество агрессивный инноватор может использовать для усиления своих конкурентных позиций. Практика. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» является ведущей мировой компанией в создании космической техники и предоставлении услуг. Многие разработки РКК «Энергия» не имеют зарубежных аналогов. В зависимости от стратегии инновации, осуществляемые фирмой, могут либо ориентироваться на существующий платежеспособный спрос на рынке, либо формировать новые рыночные потребности. По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить: • инновации на входе, предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: • радикальные (базовые); • улучшающие; • модификационные (частные). В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации: • технологические; • производственные; • экономические; • торговые; • социальные; • в области управления. Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А. И. Пригожин: 1. По распространенности: • единичные, • диффузные. 2. По месту в производственном цикле: • сырьевые, • обеспечивающие (связывающие), • продуктовые. 3. По преемственности: • замещающие, • отменяющие, • возвратные, • открывающие, • ретро введения. 4. По охвату ожидаемой роли рынка: • локальные, • системные, • стратегические. 5. По инновационному потенциалу и степени новизны: • радикальные, • комбинаторные, • совершенствующие. Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
|