Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности
Отличие ценообразования на ОИС определяется их природой и спецификой. Во-первых, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и объекты авторского права имеют индивидуальный характер. Цены на них не могут определяться затратами общественно необходимого времени или общественными издержками на их производство, поскольку они создаются творческим трудом, который нельзя оценивать на основе принципа абстрактного труда. Цена ОИС определяется не общественными издержками производства на их создание, а их потребительной стоимостью, которая заключается в способности приносить ее пользователю положительный эффект при промышленном применении. Благодаря этому особому качеству ОИС методы оценки их стоимости по существу должны сводиться к определению размера дополнительной прибыли, ожидаемой в результате их использования. Собственник передовой технологии получает право на удержание части прибыли, превышающей нормативную экономическую прибыль (среднюю по отрасли). Поэтому все методы стоимостной оценки ОИС должны были бы базироваться на прогнозировании и оценке прибыли, которую ожидают получить их владельцы за период их использования. В условиях рынка размер такой прибыли зависит от конкретных условий использования данного ОИС, поэтому стоимостная оценка ОИС не может быть выполнена до того, пока сторонами не согласованы эти конкретные условия. В целом современные проблемы стоимостной оценки ОИС в России выходят далеко за рамки купли-продажи отдельных изобретений, ноу-хау, товарных знаков и т. д. В обществе существует уверенность, будто можно разработать стандартную методику оценки стоимости ОИС с формулами и коэффициентами, которые отражали бы многообразие конкретных рыночных ситуаций. Безусловно, ожидание сформировано неспециалистами по ИС. Мировой опыт говорит об оценке ОИС скорее как об искусстве, чем о точной науке. Многое зависит от конкретных факторов, относительный вес которых предмет профессиональных дискуссий. Многообразие и различие ОИС, целей, областей и условий их использования не позволяют разработать единую методику стоимостной оценки ОИС. Целесообразным предполагается дифференцированный подход к стоимостной оценке ОИС в зависимости от конкретных целей и условий их использования. Права интеллектуальной собственности, принадлежащие организации, составляют ее нематериальные активы. Существуют следующие подходы к оценке нематериальных активов, обусловленные целями проводимой оценки: ● для целей бухгалтерского учета (отражение стоимости патентов на изобретения и полезные модели в балансах предприятия и для исчисления амортизации данного вида нематериальных активов) используется консервативный подход, позволяющий получить скорее заниженную оценку; ● оценки бизнеса применяется более творческий, но менее документально обоснованный подход. Собственник научно-технической продукции оказывается перед необходимостью решать следующую дилемму. С одной стороны, он стремится продать максимальное количество копий, что вполне естественно, поскольку затраты на тиражирование минимальны, но вне зависимости от цены это ему не удастся. Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене, что обусловлено тем, что цена содержит «плату за монополию», в которой заинтересован покупатель. Это особенно ярко проявляется при продаже лицензий на изобретение: когда патентовладелец предоставляет исключительную или полную лицензию, лицензиару гарантируется монопольное положение на рынке с товаром, который содержит данное изобретение или произведен на его основе, а следовательно, и дополнительный доход. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, т. е. цены, зависящие от конкретного потребителя. Использование дискриминационных цен требует большего профессионализма, чем использование обычных цен. Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программных продуктов (компьютерных программ и им подобных продуктов). На формирование цены лицензии влияет характер использования изобретения, который зависит от темпов устаревания техники и технологии и замены их новыми, более совершенными, а также от скорости распространения новшеств. Особенности ценообразования по лицензионным операциям следующие: ● цена не определяется затратами труда на создание технологии; ● предельным значением цены лицензии является сумма дополнительной прибыли, полученной лицензиатом за период потребления объекта промышленной собственности; ● действительная цена лицензии составляет часть дополнительной прибыли, полученной всеми лицензиатами; ● цена лицензии является монопольной ценой; ● цена складывается из ежегодных отчислений от дохода лицензиата в течение периода действия соглашения. Вопрос о цене лицензии один из наиболее сложных вопросов, возникающих при заключении лицензионного соглашения между фирмами. До настоящего времени ни в России, ни за рубежом не выработано единой методологии и единых методов определения цены лицензии. Каждый контрагент определяет ее на свой страх и риск, используя свои методы, которые изо всех сил старается сохранить в тайне. Решать проблему цены каждой из сторон приходится, лишь приблизительно зная реальные цели и возможности партнера по переговорам. Это препятствует достижению в каждом случае так называемой «справедливой рыночной цены». В патентно-лицензионной торговле выделяются две основные формы платежа: 1) платежи по роялти фиксированные процентные ставки, выплачиваемые лицензиатом через согласованные с лицензиаром интервалы времени (например, ежегодно), начиная с года использования предмета лицензии или его производственного освоения; 2) паушальный платеж единовременное вознаграждение за право пользоваться предметом лицензионного соглашения, твердо установленная в процессе переговоров цена лицензии, не зависящая от фактического объема производимой и реализованной по лицензии продукции. В качестве базы для определения роялти могут устанавливаться: ● стоимость чистых продаж лицензионной продукции; ● твердо установленная ставка с единицы продукции; ● себестоимость лицензионной продукции; ● валовая (балансовая) прибыль от продажи лицензионной продукции; ● валовой объем реализации лицензионной продукции; ● специально установленная база (например, с установленной мощности запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному способу сырья и т. п.), что крайне важно в случаях, когда изобретение не связано с конечным продуктом, а используется на какой-либо стадии технологического процесса. Экономический смысл роялти распределение дополнительной прибыли лицензиата, полученной от использования лицензии, между ним и лицензиаром в согласованной пропорции. Как правило, выплате роялти предшествует первоначальный платеж, выплачиваемый сразу же по заключении лицензионного соглашения. Экономический смысл платежа заключается в компенсации затрат лицензиара на проведение переговоров, заключение соглашения, изготовление технической документации. Роялти же выплачиваются лицензиатом после начала производства и сбыта лицензионной продукции, т. е. используется комбинированная форма платежей, целью которой является снижение рисков как лицензиара, так и лицензиата. При этом лицензиару необходимо оговаривать условие о минимально гарантированных платежах в случае, если стратегией лицензиата не предусмотрено производство продукции по лицензии. Кроме того, ставки роялти могут быть как стабильными в течение всего срока действия договора, так и прогрессивными и регрессивными в зависимости от оценки рыночной ситуации. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение также не ухудшается вследствие общего роста прибыли. Паушальный платеж следует использовать в следующих случаях: ● если при продаже лицензии лицензиар осуществляет и поставку оборудования для производства научно-технической продукции. В этом случае риск неосвоения предмета лицензии минимален и, как следствие, полностью возлагается на лицензиата, зависит от его инновационного потенциала; ● при передаче ценного ноу-хау, сопровождающего изобретение. Риск, связанный с неэффективной защитой ноу-хау, передается лицензиату; ● когда в стране лицензиата имеются затруднения в отношении перевода платежей лицензиару, связанные с политическими или экономическими страновыми рисками; ● при продаже лицензий малоизвестным фирмам. Паушальные платежи основываются на прогнозных значениях объемов производства и продаж продукции на период лицензионного соглашения и не зависят от фактических объемов. Лицензиат при этой форме платежа полностью освобождается от контроля со стороны лицензиара, и в случае роста цен на лицензионную продукцию вся дополнительная прибыль остается в распоряжении лицензиата. Размер паушального платежа определяется исходя из следующего: ● прогнозируемого за период действия лицензионного договора дисконтированного дохода лицензиата с учетом приведения его через условную ставку роялти; ● фактических издержек лицензиара, связанных с правовой защитой предмета лицензии; ● стоимости передаваемых в распоряжение лицензиата образцов предмета лицензии (требуется для снижения риска и обоснования экономических результатов применения интеллектуальной продукции); ● суммы стоимости кредита, в качестве которого выступает выплата паушального платежа (определив цену лицензии на базе роялти и переходя от нее к паушальному платежу, лицензиат настаивает на уменьшении цены лицензии на стоимость кредита). Таким образом, независимо от формы лицензионного платежа в его основе лежит «метод освобождения от роялти». Основные принципы расчета цены лицензии на изобретение и ноу-хау представляются следующей общей зависимостью: где РЕ цена лицензии на базе роялти; Т год окончания действия лицензионного договора; Vi объем производства продукции по лицензионному договору в i -мгоду; Ri ставка роялти в i-м году; Zi цена продажи продукции в i- мгоду (в случае если базой для расчетов является объем продаж); Кdi коэффициент дисконтирования. Или: где Сi стоимость (мировая) единицы продукции, производимой по лицензии в i-м году; Мi масса товарная в i -м году (количество единиц продукции, намечаемое к производству по лицензии в i -м году); К среднее значение нормы прибыли по данной группе продукции на единицу изделия; K 1, К 2 ,..., КХ поправочные коэффициенты. Kdi коэффициент дисконтирования. Здесь числитель дроби понимается как чистая (дополнительная) прибыль лицензиата от использования лицензии. В знаменателе цифра 2 означает, что лицензиат готов делиться с лицензиаром 50% чистой прибыли, указанной в числителе. Соответственно если доля уменьшается то и знаменатель будет иметь другое значение. Следует отметить, что это по сути и есть ставка роялти, но в данном случае не рассматривается возможность ее изменения по годам действия лицензионного договора. Число поправочных коэффициентов и их значение в каждом отдельном случае различно в зависимости от учета надбавок и скидок с цены, налоговых и других затрат сторон, зафиксированных в тексте лицензионного соглашения, а также ситуационных факторов. Определение значения роялти осуществляется на основе следующих методов. 1. Определение роялти на базе среднеотраслевых значений, сложившихся на аналогичную и взаимозаменяемую продукцию,предполагает, что фирмы в картотеках систематически накапливают и систематизируют значения роялти по отраслям производства, на основе чего формируются эмпирические шкалы среднестатистического уровня. При этом необходимо иметь в виду, что в современный период более 85% лицензионных сделок заключаются в рамках транснациональных корпораций. Обычно роялти в этих соглашениях значительно отличаются от роялти, устанавливаемых в договорах между независимыми фирмами. Это учитывается при составлении картотек, и в качестве показателей среднего уровня роялти принимаются в основном значения по договорам именно независимых фирм. По каждому разделу определяются минимальные и максимальные роялти, вилка их систематически корректируется в зависимости от вновь поступающих данных по лицензионным сделкам, информация о которых доступна фирмам. Роялти систематизируются не только по отраслям, но и по отдельным странам, несмотря на значительную трудоемкость процесса, поскольку информация разбросана по многим и разнообразным источникам. Средняя величина роялти по одной и той же отрасли существенно колеблется по странам мира. Так, для фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 310%, в Германии 210%, во Франции 45%, что, естественно, накладывает отпечаток на установление уровня роялти по каждой конкретной сделке и требует адаптации методики оценки к условиям конкретного рынка. Отсутствие патентов (беспатентная лицензия) понижает размер роялти на 1030% по сравнению с объектом, имеющим защиту. К недостаткам метода следует отнести следующие. Во многих ситуациях средние размеры ставок роялти не учитывают вид и специфику каждой лицензии и научно-техническую и экономическую значимость разработки, хотя именно данные факторы имеют решающее значение в патентно-лицензионной торговле. Так, ставка роялти в 5% для исключительной лицензии непригодна при определении цены неисключительной лицензии (несмотря на родственность технологии). В связи с тем, что количественное значение роялти выбирается в зависимости от отраслевой принадлежности оцениваемого изобретения, игнорируется тот факт, что все изобретения, даже относящиеся к одной отрасли техники, различны по их эффективности, по их влиянию на прибыль от реализации продукции с их использованием. Ставка роялти в 1,5% на технологию, которая может быть легко модифицирована в обход патента, не может использоваться при оценке патента на пионерную разработку. 2. Определение цены лицензии через роялти, установленные в ранее заключенных лицензионных сделках лицензиара или лицензиата, независимо от конкретных предметов лицензии. Этот метод предполагает, что у лицензиара или лицензиата сформирован достаточный массив данных по ранее заключенным лицензионным сделкам, что в целом свидетельствует об их имидже на рынке научно-технической продукции, отсутствии конкуренции или других факторах. Именно деловая репутация на рынке научно-технической продукции позволяет одной из сторон диктовать свои условия вне зависимости от отраслевой принадлежности предмета лицензии. 3. Правило двадцати пяти процентов. За предшествующий опыт патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой конкурент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом благодаря лицензии, за принципиально новую разработку, по которой проблематично определить рынок. В связи с тем, что в этом случае не квотируется объем производства, цена новшества, срок действия такого лицензионного договора не превышает двух лет. Недостатки метода: лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей. 4. Затратный подход. Затратный подход к оценке лицензии основан на исчислении затрат патентообладателя на исследования. В данном случае оценка изобретения для целей бизнеса замещается данными бухгалтерского учета, т. е. затратами на разработку, производство и испытание опытного образца, его доведение до требуемого уровня и т. д. Метод стоимости создания объектов промышленной собственности, имеющих правовую защиту (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов) основан на следующем расчете: Со Зс Кмс Кт Ки, где Со стоимость объекта промышленной собственности; Зс сумма всех затрат, связанных с созданием, приобретением и введением объекта промышленной собственности, руб.; Кмс коэффициент, учитывающий степень морального старения объекта промышленной собственности; Кт коэффициент технико-экономической значимости объекта промышленной собственности (определяется только для изобретений и полезных моделей); Ки коэффициент инфляции. где стоимость фактической разработки объекта промышленной собственности, рассчитанной с учетом рентабельности (для промышленных образцов или товарного знака затраты на дизайн), руб.; затраты на правовую охрану объекта промышленной собственности (оформление заявочных материалов на получение патента, оплата пошлин за подачу заявки и проведение экспертизы, получение патента, поддержание патента в силе). В свою очередь: (Знир Зктд) (1 р: 100) Кdi, где Знир затраты на проведение НИР, связанные с созданием объекта промышленной собственности; Зктд затраты на разработку конструкторско-технической, технологической, проектной документации, связанные с созданием объекта промышленной собственности; р рентабельность, %; Кdi коэффициент дисконтирования. Коэффициент, учитывающий степень морального старения объекта промышленной собственности, определяется как: К мс 1 Т л: Т н, где Т л срок действия охранного документа по состоянию на расчетный год; Т н нормативный срок действия охранного документа. Оценка коэффициента технико-экономической значимости изобретения или полезной модели осуществляется различными методами, в том числе экспертным, т. е. определяются значения коэффициентов, от которых зависит данный показатель: ● Кдр коэффициент достигнутого результата (диапазон значений 0,21,0); ● Ксл коэффициент сложности решенной технической задачи (0,21,25); ● Кн коэффициент новизны (0,250,8). 5. Определение диапазона рыночной цены лицензии. Рыночная цена лицензии определяется пригодностью патента для подавления конкурента. Оценка этой способности зависит от емкости рынка, на который распространяется исключительность прав, вытекающих из патента (область технической исключительности должна быть описана в конечном счете в терминах конечных продуктов, продаваемых на рынке или потенциально пригодных для продажи и потребления) и уровня затрат на пресечение нарушений патента. Оценка патента рассчитывается как патентообладателем, так и его конкурентами потенциальными покупателями лицензий исходя из собственных представлений о возможностях и перспективах использования новшества. Для определения диапазона рыночной цены патента или лицензии выявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает патентообладатель благодаря патенту, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники. Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для патентообладателя оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой строится стратегия патентообладателя при переговорах. Основные этапы расчета нижней границы цены патента в зависимости от видов рынка приведены в табл. 8.6. Таблица 8.6 Date: 2015-09-22; view: 705; Нарушение авторских прав |