Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и понятие инновационного процесса
В деятельности каждой организации на любой стадии жизненного цикла изделия (ЖЦИ) сочетаются стабильный и инновационный процессы. Оба процесса взаимно дополняют друг друга: состояние стабильного процесса определяет инновационные задачи, а результаты инновационной деятельности реализуются в стабильном процессе (рис. 2.1). Рис. 2.1. Инновационный и стабильный процессы в жизненном цикле изделия Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. Существуют различные подходы к моделированию инновационных процессов. Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных этапов и стадий (рис. 2.2, объяснение сокращений ниже). Рис. 2.2. Инновационная цепь Этапы определяют последовательность прохождения пути от научного знания к реальному продукту. Начальной стадией инновационного процесса является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве. Стадия «наука» включает: фундаментальные исследования (ФИ); прикладные исследования (ПИ); проектно-конструкторские работы (ПКР). На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного процесса. Эта стадия включает этап освоения производства продукции (ОП), который предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции; собственно производство продукции (П). Использование новой продукции происходит в сфере потребления. Здесь выделяются следующие этапы: реализация новой продукции (Р); эксплуатация новой продукции потребителем (Э) с возможным включением послепродажного обслуживания различных технических устройств, приобретенных потребителями. По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: 1) создание и распространение; 2) диффузия нововведения. Стадии ЖЦИ могут иметь последовательный (дискретный либо непрерывный) и параллельный характер (рис. 2.4). Рис. 2.4. Стадии жизненного цикла изделий и их последовательность В каждой стадии ЖЦИ есть много общего по форме и структуре компонентов, а также структуре инновационного процесса. На рис. 2.5 представлена схема отдельной стадии цикла инновационного процесса: 1) новация или, как чаще говорят, новшество (Н), созданное новатором на предыдущей стадии, поступает через рынок (операция «выбор» - В) или плановый механизм (операция «передача» - П) на рассматриваемую нами стадию; 2) принятая для реализации новация (новшество) становится инновацией (нововведением) - «И». Организация осуществляет инновационную деятельность и на данный период времени предстает перед нами в качестве инноватора; 3) в результате инновационного процесса организацией создано новшество (новация -Н*). И фирма, теперь уже в качестве новатора, предлагает (передает) потребителю через рынок (операция «выбор» - В*) или через плановый механизм (операция «передача» - П*) свою новинку - инновацию (И*) следующему по циклу инноватору. Рис. 2.5. Стадия цикла инновационного процесса Данная стадия имеет свой инвестиционный механизм. Предыдущие и последующие стадии инвестируются либо одним инвестором, либо разными. Разными потому, что риск инвестиций с каждой последующей стадией снижается. Жизненные циклы спроса, технологий, товаров. Инновационный процесс, которым мы должны управлять, описывается рядом признаком. В первую очередь устанавливается стадия жизненного цикла изделия, в которой будет осуществляться инновационная деятельность (НИОКР, производство, реализация, потребление). Далее следует представить характер динамики жизненного цикла спроса (ЖЦС). Жизненный цикл спроса включает несколько различных стадий. 1. Зарождение (emergence - E) - бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой. 2. Ускорение роста (G1; growth - G) - период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение. 3. Замедление роста (G2), когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос. 4. Зрелость (maturity - M), когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности. 5. Затухание, спад (die down или die out - D) - снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта. В управлении инновационными процессами важно представить сочетание трех жизненных циклов: жизненного цикла спроса (ЖЦС) на вид продукции, удовлетворяющей определенную потребность, жизненного цикла технологии (ЖЦТе) трех ее разновидностей (стабильной, плодотворной и изменчивой) и жизненного цикла товара (ЖЦТо). Учитывается возможный характер кривой ЖЦТо: «традиционная» кривая со всеми пятью фазами (выведение на рынок, ускоренный рост, замедленный рост, зрелость, упадок); кривые бума и провала; кривая с «повторным циклом»; «гребешковая» кривая; «пиковая» кривая. Многое может сказать график конкретного сочетания трех циклов: спроса, технологии и товара. Усложняет комбинации разнообразие видов технологии, в рамках которой может воспроизводиться разное количество моделей изделия. В зависимости от уровня изменчивости технологий, т. е. в зависимости от частоты сменяемости одних технологий другими (в течение ЖЦС) их подразделяют на три основных типа: «стабильные», «плодотворные» и «изменчивые» (рис. 2.6). Рис. 2.6. Сочетание жизненных циклов спроса, Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой ЖЦС, ЖЦТе и ЖЦТо. Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости технологических инноваций. Изменчивая технология характеризуется тем, что в течение ЖЦС, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Например, спрос на усилители слабых электрических сигналов возник в начале текущего столетия и связан с изобретением электровакуумных ламп. Хотя и в настоящее время спрос на них ускоренно растет, произошли по крайней мере три коренные смены технологии: вакуумные лампы сменились транзисторами, те были заменены миниатюрными, а потом и микроминиатюрными схемами.
Date: 2015-09-22; view: 464; Нарушение авторских прав |