Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тенденции и разновидности развития, управление развитием
Функционирование - это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик. Развитие - это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды. Развитие - направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Функционирование и развитие взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы (организации). Функционирование организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства. Развитие как отдельный процесс проходит несколько стадий: 1) подготовка предпосылок образования данного процесса (это в основном внешнее движение); 2) переход к внутреннему движению; 3) формирование, преобразование новым процессом тех условий, из которых он возник; 4) собственно развитие, устойчивое существование на своей собственной основе. Основным показателем социально-экономического развития является экономический рост, который в настоящее время характеризует экономический успех страны в длительном периоде. На уровне государства экономический рост характеризуется приростом валового внутреннего продукта (ВВП). Согласно постиндустриальному взгляду на мир, инновация напоминает не столько механический, сколько органический процесс, скорее эволюционный, чем конвейерный, скорее познавательный, чем промышленный, процесс, который подразумевает разумное использование информации и способности учиться. Важнейшей чертой экономики конца XX в. стал ее переход в новую, инновационную фазу развития - «общество знания». Под категорией «знание» понимается селективная, упорядоченная, определенным способом полученная, в соответствии с какими-либо критериями оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве знания именно определенными социальными субъектами и обществом в целом. Экономика знаний - «экономика, базирующаяся на знаниях» - это тип экономики, в которой производство знаний является источником ее роста. В зависимости от оценки вклада по валовой добавленной стоимости отраслей, где в основном создаются и потребляются новые знания, выделяются следующие отрасли. 1. Высокотехнологичные отрасли высшего уровня («high technologies») или ведущие высокие технологии («leading edge»), где затраты на НИОКР составляют не менее 10% добавленной стоимости и затраты на оплату труда ученых, инженеров и техников превышают 10% общих затрат на наем рабочей силы: применение кремния, синтетических материалов, робототехника, информатика, биотехнология, астронавтика, высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (фармацевтическая промышленность, производство компьютеров и офисного оборудования, производство теле-, радиоаппаратуры и электронных компонентов, приборостроение, авиакосмическое и общее машиностроение). Именно эти отрасли на международном уровне приняты в качестве критерия оценки концентрации национального научно-технического потенциала на основных направлениях НТП. 2. Высокотехнологичные отрасли среднего уровня («medium high technologies») - производство наукоемкой продукции, под которой понимается продукция материального производства, где доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в добавленной стоимости выше, чем в целом по промышленности: химическая промышленность (без фармацевтической); производство машин и оборудования общеэкономического и отраслевого назначения, а также бытовой техники; электротехническая промышленность, автомобильная промышленность, железнодорожное машиностроение и производство мотоциклов и т. д. 3. Сектор высокотехнологичных услуг - телекоммуникации, финансовая сфера и страхование, а также деловые услуги, под которыми понимаются компьютерные услуги, маркетинговые исследования, консалтинг, услуги по аренде машин и оборудования и другие инженерные и технические услуги, а также сфера НИОКР как производитель добавленной стоимости. 4. Сектор отраслей повышенного спроса на новые знания и технологии, который включает образование (прежде всего высшее), здравоохранение, культуру и т. д. В теории и методологии инноватики приведенные Шумпетером деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. Уклад означает обустройство, установившийся порядок организации чего-нибудь. Технологический уклад - это единый технический уровень производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками однородных ресурсов, базирующихся на общих ресурсах рабочей силы и общем научно-техническом потенциале. В современной концепции жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом времени примерно в 100 лет (рис. 1.1). Первая фаза - его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. Третья фаза - отмирание устаревающего технологического уклада. В современной концепции инноватики в тесной взаимосвязи со сменой фаз в жизненном цикле технологического уклада принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в недрах экономики предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на определенном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний, которые первыми применили нововведения-продукты Распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения называется диффузией инноваций. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
Рис. 1.1. Жизненный цикл технологического уклада Согласно теории нововведений Й. Шумпетера диффузия нововведений (НВ) является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Одним из рыночных регуляторов диффузных процессов является трансферт инноваций - процесс передачи права владения именными ценными бумагами. В современной концепции теории инноватики жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз (рис. 1.3, 1.4). На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производственные подразделения организаций промышленности. На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства новой продукции. Как первая, так и в особенности вторая фаза связаны со значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости продукции и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазы жизненного цикла продукции. Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж.
Рис. 1.3. Жизненный цикл изделия На рисунке 1.4 приводится укрупненная схема жизненного цикла продукции (включая инновационный процесс). Рис. 1.4. Схема жизненного цикла продукции Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая фаза связана с зарождением нововведений-процессов и осуществляется путем проведения широкого круга НИР технологического профиля. Вторая фаза связана с освоением нововведений-процессов на объекте. На третьей фазе происходит распространение и тиражирование новой технологии с многократным повторением на других объектах. Четвертая фаза включает рутинизацию, т. е. реализацию нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов. На доминирование технологического уклада в течение продолжительного периода времени оказывает влияние государственная поддержка новых технологий в сочетании с инновационной деятельностью фирм и компаний. Нововведения-процессы улучшают качество продукции, способствуют снижению издержек производства и обеспечивают устойчивый потребительский спрос на рынке товаров. Таким образом, теория инноватики и ее современные концепции включают в себя знания о деловых циклах, технологических укладах, инновационных процессах и понятия о жизненных циклах продукции и технологиях производства. Следовательно, понятие инноватики значительно шире и глубже по своему содержанию термина «инновация». Date: 2015-09-22; view: 719; Нарушение авторских прав |