Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кайвальпада





 

 

В этой последней главе «Йога-сутр», которая называется «Кайвальяпада», Патанд-жали описывает способности человека, обладающего в высшей степени чистым умом. Изначально ум является слугой, а не хозяином. Если позволить уму играть роль хозя­ина, то, каковы бы ни были достижения человека, в конечном итоге у него обязательно появятся проблемы и он не сможет обрести покой.

 

4.1

джанмаушадхи -мантра -тапах -самадхиджах сиддхайах.

 

Обрести исключительные умственные способности можно благодаря наследственности, использованию лекарственных растений согласно предписаниям Вед, повторению заклинаний, суровому аскетизму, а также состоянию, в котором ум сосредоточен на объекте и ни на что не отвлекается [самадхи].

 

Некоторые люди обладают необычными способностями с рождения. Веды описывают различные ритуалы, с помощью которых можно изменить личность, определенным образом принимая растительные препараты. К позитивным изменениям может также привести пение мантр (если пройти правильное обучение у компетентного учителя). Древние тексты повествуют о великих достижениях людей, прошедших через суро­вый аскетизм. И наконец, существует еще одна возможность — постепенно изменять состояние своего ума, переходя от рассеянности к постоянной концентрации. Об этом много говорится в третьей главе и в других местах. В сутрах 4.6-8 рассматривается вопрос, какой из этих методов предпочтительнее.

 

4.2

джатйантара -паринамах пракртйапурат

 

В чем состоят изменения, приводящие к появлению исключительных и даже сверхъе­стественных способностей?

 

По своей сути переход от одного набора характеристик к другому — это настройка основных свойств материи.

 

Все, что мы воспринимаем, в том числе ум, характеризуется тремя основными свой­ствами: чистотой, активностью и тяжестью. Различные комбинации этих качеств вызывают в разное время появление разных характеристик. Любая возможная харак­теристика является одной из таких комбинаций. Есть и такая комбинация, которая приводит к появлению сверхъестественных способностей, о которых говорит Патанджали в сутре 4.1.

 

4.3

 

нимиттам апрайоджакам пракртинам варана-бхедас ту татах

кшетрикават

 

Как можно осуществить изменение характеристик субстанции ума? С помощью глу­боких знаний.

 

Но такие знания только устраняют препятствия, мешающие, определенным переменам. Их роль подобна роли крестьянина, который открывает шлюзы, чтобы вода могла поступать на нужные участки полей.

 

Это глубокое знание — способность понимать роль основных качеств в образовании различных характеристик. Например, крестьянин, который знает свое поле и пони­мает, что требуется посеянным на нем культурам, отрегулирует поступление воды таким образом, чтобы получить наилучший урожай. С другой стороны, если за сель­ское хозяйство возьмется невежественный новичок, у него ничего не получится, даже при наличии хорошей почвы, воды, климата и оборудования.

 

4.4

нирмана -читтанйасмита –матрат

Что может тот, кто обладает сверхъестественными способностями?

 

Человек с исключительными ментальными способностями может влиять на ментальное состояние других существ.

 

4.5

 

правртти-бхеде прайоджакам читтам эком анекешам

Является ли это влияние одинаковым для всех или есть какие-то различия?

 

Это влияние также зависит и от состояния того, на кого оно оказывается.

 

Насколько человек восприимчив? Каковы его способности? Чего ему не хватает? Все это предопределяет результат воздействия одного человека на другого. Один и тот же дождь принесет облегчение крестьянину, страдавшему от засухи, заста­вит волноваться мать, которая не может укрыть свое дитя, и никак не повлияет на открытый океан.

 

4.6

татра дхйанаджам анашайам

Только ли состояние реципиента влияет на конечный результат воздействия?

 

Воздействие на человека со стороны того, чей ум находится в состоянии «дхьяна», никогда не может увеличивать возбуждение или способствовать усилению каких-либо других препятствий. Напротив, они уменьшатся.

 

Тот, кто путем последовательного устранения препятствий (см. 2.3) достиг дхьяны, не слеп к человеческому страданию. Он знает, где жмет башмак.

 

4.7

кармашуклакршнам йогинас три-видкам итарешам

 

Такие люди действуют безо всякой мотивации, в то время как другие, тоже имеющие особые возможности, действуют из тех или иных побуждений.


 

В сутре 4.1 Патанджали перечисляет различные способы достижения особого, сверхъе­стественного состояния ума. Только те, кто достиг состояния йоги правильным путем и обрел благодаря этому высшее состояние чистоты и отрешенности, могут действо­вать без каких бы то ни было побудительных причин. Их интересы естественны и недвусмысленны. Поэтому они могут помогать другим, служа для них живым при­мером.

 

Другие люди могут казаться находящимися в состоянии йоги, но их чистота и отре­шенность не совершенны и не вечны. Кроме того, они не всегда понимают границы возможностей человека, которому дают совет.

 

4.8

татас тад-випаканугунанам эвабхивйактир васанам

В чем причина этих различий?

 

Пока не побеждена склонность ума действовать на основе таких пяти препятствий, как заблуждение, эти препятствия будут появляться снова и снова, приводя к неприятным последствиям.

 

Только описанные в предыдущих главах методы уменьшения и обезвреживания пяти препятствий могут гарантированно положить конец этим тенденциям. Наследствен­ность, использована растений или другие пути не так эффективны.

 

4.9

джати -деша -кала -вйавахитаиам апйанантарйам

смрти-самскарайор эка-рупатват

Кроме того,

 

Память и впечатления, оставшиеся в подсознании, тесно взаимосвязаны. Эта связь сохраняется, даже если время, место или контекст похожих действий различаются.

 

Эта связь между подсознанием и памятью вносит существенный вклад в большинство наших поступков и их последствий.

 

4.10

тасам анадитвам чашишо нитйатват

Откуда берутся впечатления, которые негативно влияют на наши поступки?

 

Во всех людях всегда живет сильная тяга к бессмертию. Поэтому эти впечатления нельзя отнести к какому бы то ни было времени.

 

Одно из странных, но неизменных свойств всех живых существ — желание жить вечно. Это нелогичное стремление присуще даже тем, кто сталкивается со смертью каждый день. Именно это пробуждает во всех нас инстинкт самосохранения.

 

4.11

 

хету-пхалашрайаламбанаих самгрхптатвад эшам абхаве

тад-абхавах

 

Неужели нет абсолютно никакой надежды на избавление от воздействия этих неже­лательных впечатлений?

 

Эти тенденции поддерживаются и подпитываются заблуждениями, внешними раздражителями, привязанностью к плодам своих действий, а также свойством ума, которое способствует повышенной активности. Избавление от всего этого автоматически приводит к обезвреживанию нежелательных впечатлений.

Уже были названы различные пути уменьшения и уничтожения этих препятствий посредством выверенных, последовательных практик. Существует много путей, вклю­чая обращение к божьей помощи. Для тех, кто не верит в Бога, есть множество других методов, описанных в первых трех главах. Можно сказать по-другому: прони­цательный ум сохраняет и удерживает только те впечатления, которые не связаны с пятью препятствиями.

 

4.12

 

атптанагатам сва-рупато стйадхва-бхедад дхарманам

 

То, что должно произойти в будущем или произошло в прошлом, находится в спя-


щем состоянии. Прошлое не исчезает навсегда.

 

Сущность того, что исчезло, и того, что может появиться, присутствует всегда. Проявлена она или нет, зависит от направления перемен.

 

Патанджали вновь подчеркивает, что ничто не исчезает. То, что вытесняется в про-

цессе перемен, продолжает существовать в латентном состоянии.

 

4.13

те вйакта-сукшма гунатманах

 

Проявится ли определенная характеристика или нет, зависит от изменений в соотношении трех качеств.

Этими тремя качествами являются тяжесть, активность и чистота. Все видимые ха­рактеристики — всего лишь разные комбинации этих трех основных качеств, из которых состоит все (сутра 2.18).

 

4.14

паринамаикатвад васту –таттвам

 

Характеристики материи в каждый конкретный момент времени фактически представляют собой одно из возможных сочетаний этих качеств.

 

Изменение само по себе является непрерывным процессом, зависящим от многих фак­торов (сутры 3.9-12). Зная возможные комбинации трех качеств и факторы, способные на них влиять, можно вызывать в объектах нужные изменения. Примеров тому очень много. Один из них приведен в сутре 4.3. Также примерами может служить питание и отношения с окружающей средой.

 

4.15

васту-салме читта-бхедат тайор вибхактах пантхах

Но являются ли характеристики, воспринимаемые одним наблюдателем, истинными характеристиками?

 

Характеристики объекта воспринимаются по-разному, в зависимости от состояния ума наблюдателя.

Это относится как к одному наблюдателю, чье состояние ума меняется с течением времени, так и к разным наблюдателям, которые воспринимают объект одновременно, но находятся в разных состояниях. Так индусский храм — это место богослужения для верующего, памятник архитектуры для туриста, место добывания денег для нищего и объект насмешки для атеиста.

 

4.16

на чайка-читта-таитрам чед васту

тад-апраманакам тада кимсйат

 

Не вызывает ли это сомнений в наличии у объекта одной истинной сути? Может быть, объект существует только в воображении человека и не имеет своего собствен­ного бытия?

 

Если бы объект действительно существовал только в уме той или иной личности, разве продолжал бы он существовать после того, как эта личность перестает его воспринимать?

 

Патанджали задает риторический вопрос. Ответ на него очевиден. Существование объекта не может зависеть только лишь от наблюдения одного человека. Река не перестает течь оттого, что никто на нее не смотрит.

4.17

 

тад -упарагапекшитвач читтасйа васту джнатаджнатам

От чего зависит восприятие объекта?

 

Воспринимается объект или нет, зависит от его доступности, а также от мотивации человека.

Объект должен существовать, он должен быть доступен для наблюдения, и у наблю­дателя должны быть побудительные причины и желание увидеть этот объект.


 

4.18

сада джнаташ читта-врттайас тат-прабхох

пурушасйапаринамитват

Какая часть нас видит? Ум ли это?

 

Ментальная деятельность всегда известна Воспринимающему, который неизменен и является хозяином ума.

 

Ум не может функционировать без силы Воспринимающего. Ум изменяется, а Вос­принимающий — нет. Уму присуще качество тяжести, а Воспринимающий свободен от этого качества. Поэтому Воспринимающий наблюдает за всей деятельностью ума.

 

4.19

на тат свабхасам дршйатват

 

Кроме того, ум является частью воспринимаемого и не имеет своей собственной силы для восприятия.

 

Ум можно видеть по его деятельности — точно так же как внешние объекты, тело и чувства. Само его существование зависит от Воспринимающего.

 

4.20

эка-салшйе чобхайанавадхаранам

 

Представьте, что ум может выполнять одновременно две функции: создавать наблю­даемое и наблюдать.

 

Посылка, что ум играет одновременно две роли, ложна, потому что ум не может одновременно создавать и видеть создаваемое.

 

Можно воспринимать объект, существующий независимо от наблюдателя. Но идея, что ум создает объект и в то же время наблюдает за этим объектом, нереализуема. Необходима другая сила, не зависящая от ума и способная воспринимать.

 

4.21

читтантара-дршйе буддхи-буддхер атипрасангах смрти -самкараш ча

 

Если предположить, что существует цепочка отдельных умов, каждый из кото­рых существует одно мгновение, создавая образы и, по очереди, распознавая и наблюдая их, то

 

Наличие цепочки сменяющих друг друга каждое мгновение умов будет вызывать путаницу, и человеку будет трудно поддерживать непрерывность памяти.

 

Из сутр 4.20 и 4.21 вытекает предположение, что должен существовать независи­мый источник восприятия. Хотя ум может влиять на восприятие объекта, объект все же существует независимо от источника восприятия. Если настаивать на мысли, что ум в каждый отдельно взятый момент является источником, средством и объектом восприятия, то трудно понять, как один человек может помнить то, что видел в прошлом, и разделять свое видение с другими. Почему объект, видимый одному человеку, не обязательно виден другому или не всегда видится одинаково?

 

4.22

читер апрати-самкрамайас тад -акарапаттау

сва -буддхи –самведанам

 

Ограничено ли предназначение ума помощью в видении внешних объектов?

 

Когда ум не связан с внешними объектами и не занят передачей внешних форм Воспринимающему, он принимает форму самого Воспринимающего.

 

Когда нет внешних раздражителей и желания отвлечься, в уме нет и соответству­ющих впечатлений. Тогда ум находится в полном контакте с Воспринимающим и идентичен ему. В этом состоянии возможно познание Воспринимающего. Оно совершается не умом. Оно связано с концепцией свободы, о которой идет речь в сутре 3.55. Считается, что при этом тяжесть (сила, вызывающая сонливость) не действует.

 

4.23

драштр-дршйопарактам читтам сарвартхам

Таким образом, у ума есть две функции. С одной стороны, он служит Воспринимающему, предоставляя ему информацию о внешнем мире. С другой стороны, он доносит информацию о Воспринимающем до самого себя для своего собственного просветления.

4.24

тад асамкхйейа -васанабхиш читрам апи парартхам

самхатйа –каритват

 

Далее снова говорится о том, что задача ума — всеми способами служить Воспринима­ющему:

Хотя в уме накоплены многочисленные впечатления разных типов, он всегда остается в распоряжении Воспринимающего. Причина этого в том, что ум не может функционировать без силы Воспринимающего.

У ума нет своей собственной цели. Он не может действовать самостоятельно (см. сутру 2.21).

 

4.25

вишеша -даршина атма -бхава -бхавана-ниврттих

 

Здесь Патанджали описывает качества того, кто достиг состояния высшей чистоты понимания:

 

Человек, обладающий высшей чистотой понимания, свободен от желания познать природу Воспринимающего.

 

У этого человека нет любопытства, которое заставляло бы его строить догадки о Воспринимающем, потому что он познал свою истинную природу. Такие люди достигли уровня, на котором нет препятствий (сутра 2.3), а вопрос «Кто я?» явля­ется одним из порождений препятствий.

 

4.26

 

тада вивека-нимнам каивалйа-праг-бхарам читтам

 

И чистота приводит этих людей к их единственной цели — достижению и сохранению состояния свободы.

 

4.27

тач-чхидрешу пратйайантарани самскаребхйах.

Может ли такой человек деградировать?

 

Если человек отвлекается от своей цели, что маловероятно, его могут снова начать беспокоить воспоминания прошлого.

 

Если на наши действия влияют такие воспоминания, то регресс, как ни мала его веро­ятность, все же возможен.

 

4.28

 

ханам эшам клешавад уктам

Не следует допускать даже маленьких ошибок, ибо они причиняют такой же вред, как и пять препятствий.

Даже в таком чистом состоянии существования необходима помощь учителя, который может видеть нас насквозь. В первой главе (сутра 1.30) регресс рассматривается как одно из препятствий на пути развития, не менее серьезное, чем болезнь или сомнение.

 

4.29

 

прасамкхйане пйакусидасйа сарватха вивека -кхйагпер

дхарма -мегхах самадхих

После преодоления последнего препятствия

Возникает состояние полной ясности относительно всех вещей, не зависящее от времени. Это подобно ливню чистой ясности.

Жизнь наполняется чувством удовлетворенности. Видение никогда не затуманивает­ся. Сверхъестественные способности никогда не используются неправильно.

 

4.30

татах клеша-карма-ниврттих

 

Это состояние, в котором поистине нет действий, основанных на пяти препятствиях.

Но это не бездеятельная жизнь. Это жизнь без ошибок и эгоистических интересов.

 

4.31

тада сарваварана -малапетасйа джнанасйанаптйадж джнейам

алпам

 

Когда ум очищен от облаков, мешающих восприятию, все известно, не остается ничего неведомого.

Солнце светит, и все на виду. Искусственный свет не нужен.

 

4.32

татах кртартханам паринама-крама-самйптир гунанам

Когда мы имеем в своем распоряжении эти огромнейшие возможности,

 

Три основных качества перестают выстраиваться в последовательность сменяющих друг друга страданий и удовольствий.

 

Когда в нашем распоряжении высший разум, мы контролируем объекты восприятия. Больше нет изменений, основанных на различных комбинациях трех качеств. Мы можем воздействовать на объекты таким образом, чтобы они служили нашим теку­щим потребностям, и никогда не совершаем и не провоцируем действий, в которых можно было бы потом раскаяться.

Перемены, происходящие с умом, чувствами и телом, больше не создают нам про­блем.

 

4.33

кшана-пратийогп паринамапаранта-нирграхйах храмах

 

О какой последовательности идет речь.

 

Последовательность представляет собой замещение одной характеристики на другую, следующую за ней. Этот процесс привязан к моменту времени. И он также является основой момента времени.

 

Существует связь между моментом — основной единицей времени — и последова­тельностью. В основе и того, и другого лежит изменение характеристик объекта. Последовательность связана с переменами. Время по своей сути относительно, так как является основой перемен. Цепь перемен основана на последовательных изменени­ях в характеристиках (см. сутры 3.15 и 3.52).

Когда человек достигает состояния, описанного в сутре 4.32, перемены, происходя­щие в объектах восприятия, перестают складываться в непредсказуемую и способную причинять страдания последовательности. Теперь индивидуум может управлять переменами.

 

4.34

пурушартха-шуийам гунанам пратипрасавах каивалйам

сва-рупа-пратиштха ей чити-шактир ити

Каково конечное состояние йоги?

 

Когда достигнута высшая цель жизни, ум не реагирует на три основных качества. Это свобода. Другими словами, ум больше не накладывает отпечаток на Воспринимающего.

Это спокойствие - как в бездействии, так и в деятельности. Независимо от того, принимает ли человек на себя ответственность или нет, он больше не чувствует на себе груза обязанностей. Три качества больше не могут объединяться во вред личности. Человек полностью осознаёт свое состояние полной ясности, и оно при­сутствует в нем в высшей степени на протяжении всей жизни. Ум верно служит своему господину — Воспринимающему.

 

 

Кришнамачарья с Индрой Дэви во время празднования его столетнего юбилея в 1988 г.

 

У.Дж.Кришнамурти (справа) с Дешикачаром и друзьями в Саннадхи, «Присутствии», — небольшом храме в резиденции Дешикачара, где поминают Кришнамачарью.

 

Дешикачар и Его Святейшество Шанкарачаръя Джаендра

 

Сарасвати Свами со своей свитой во время визита в Кришнамачарья-йогамандир, 1993 г.

 

Дешикачар и Его Святейшество Далай Лама.

 

Кришнамачарья в возрасте 100 лет.

 

 

Кришнамачарья в возрасте 79 лет.







Date: 2015-09-22; view: 328; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.071 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию