Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тексты, упоминаемые в этой книге





 

«Йога-сутры»

 

Этот текст, являющийся основополагающим трудом по йоге и включенный в данную книгу в качестве ее третьей части, датируется II—III столетиями. Сто де­вяносто пять* строф (сутр) этого произведения представляют собой краткие афоризмы, сгруппированные в четыре главы. Первая глава, которая называется «Самадхипада», дает знаменитое определение йоги** и описывает состояние ума в йоге и вне ее. Вторая глава («Садханапада») описывает йогу как практику. В третьей главе, названной «Вибхутипада», речь идет о результатах, которых могут достичь практикующие йогу, и об опасностях, вызванных этими изменениями. Четвертая глава («Кайвальяпада») посвящена состоянию свободы, к которому ведет йога.

 

Издавна ученые писали комментарии к «Йога-сутрам». Пять из них имеют значение по сей день. Первый, датируемый V веком, — «Бхашья» Вьясы. Су­ществует бесчисленное количество английских изданий этого текста. (К этому комментарию есть много дополнительных комментариев.) Второй — «Виврана» был написан Шанкарачарьей в качестве комментария к «Бхашье» Вьясы. Третий написал в IX веке Вачаспати Мишра. Этот текст под названием «Тат-твайшаради» тоже посвящен комментарию Вьясы. Четвертая работа — «Раджамартанда» — написана примерно в X веке Бходжадэвой. Бходжадэва был великим царем, написавшим к тому же солидные трактаты по музыке и танцу. Пятый знаменитый комментарий, который тоже комментирует «Бхашью» Вьясы, был написан в XVI веке. Он носит название «Иогаварттика», а его автором является Виджнянабикшу.

 

* Иногда встречается текст из 200 сутр: дополнительная строфа находится между 3.21 и 3.22 и еще четыре сутры завершают четвертую главу. — Прим. ред.

** Йога читта вритти ниродхах — «Йога — это способность направлять ум целиком и полностью на один объект и придерживаться этого направления, ни на что не отвлекаясь».

 

«Йога Яджнявалкья»

 

Этот текст, который относят к периоду между II и IV столетиями, является древнейшим произведением, говорящим о таких концепциях, как «пранаяма», «асана» и (особенно) «кундалини». В отличие от многих других текстов, упомянутые в нем практики не привязаны строго к той или иной касте или социальному слою.

 

Яджнявалкья объясняет практику йоги своей жене Гарги и нескольким со­бравшимся вокруг него мудрецам. Двенадцатая, и последняя, глава, в которой автор говорит о роли кундалини в очистительном процессе йоги, адресована ис­ключительно его жене. Яджнявалкья посвящает ее в «тайны» йоги, поэтому глава называется «Рахасья». Йога определяется как связь между индивидуаль­ным началом (дживатма) и высшей силой (паратман).

 

Как и «Йога-сутры», «Йога Яджнявалкья» описывает восемь частей (анг) йоги и характеризует путь практики йоги как развитие этих восьми составляю­щих. Но некоторые анги понимаются несколько иначе, чем это описано в «Йога-сутрах» Патанджали. В отличие от более поздних работ по хатха-йоге, принадлежащих традиции натхов, здесь не упоминается шаткарма — особые очистительные упражнения йоги. Имеется одно критическое издание «Йоги Яджнявалкьи», подготовленное Шри Прабхадой Ч. Диванджи*.

 

* Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society, reprint, monograf №3, 1954.

 

«Йога рахасья»

 

Один из текстов, которого у нас пока нет в письменном виде, но на су­ществование которого указывают многочисленные ссылки на него, — «Иога-рахасья» («Тайны йоги») Натхамуни. Натхамуни — южноиндийс­кий святой IX века, который, как и многие другие индийские учителя, не принадлежал к монашеской традиции, а вел полноценную семейную жизнь. Его труд, который, как предполагается, первоначально состоял из двенад­цати глав, передавался устным путем. Четыре главы известны нам благодаря Шри Кришнамачарье, который продиктовал их своему сыну и ученику Т. К. В. Дешикачару.

 

Для Натхамуни смысл и цель йоги — преданность (бхакти) Богу, выс­шей силе. В своем произведении Натхамуни дает очень четкие наставления по аштанга-йоге, которые частично перекликаются с советами Патанджали, и подчеркивает необходимость приспосабливать йогу к индивидуальным нуж­дам каждого практикующего. Текст предполагает обязательное наличие учителя, и многократно говорит об этом. Натхамуни подробнейшим образом объясняет многие асаны и техники пранаямы. Кроме того, он уделяет особое внимание лечению болезней при помощи йоги.

 

Натхамуни посвящает много стихов «Иога-рахасьи» смыслу и практике йоги для беременных женщин. Как и «Йога Яджнявалкья», он настаивает на том, что йога важна и полезна для женщин. Тем самым он выступал в оппозиции к учениям брахманов, которые хотели полностью отстранить жен­щин от любой духовной практики.

 

Бхагавад-гита

 

Бхагавад-гита («Песнь Господа») — священный текст Индии. Он входит в «Бхишма-парву» — шестую книгу великого эпоса Махабхарата. Это длинная поэма, которая тоже является трактатом по йоге. Беседа героя Арджуны и бога Кришны, выступающего в качестве колесничего Арджуны в великой битве между двумя царскими семьями, касается высочайших принципов йоги: философии дей­ствия (карма), проявления проницательности, знания и преданности Богу (бхакти).

 

«Хатхайога-прадипика»

 

Этот текст, автором которого является Йоги Сватмарама, датируется XV веком. Это один из важнейших и самый исчерпывающий (хотя иногда и проти­воречивый) труд по хатха-йоге. В его четырех главах последовательно представлены техники хатха-йоги: асана, пранаяма, мудра и нада (внешний и внутренний звук).

 

Помимо этих пяти текстов, в книге были упомянуты еще два: «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита». Как и «Хатхайога-прадипика», оба эти текста посвящены техникам йоги.

 

 

Date: 2015-09-22; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию