Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Йоганджалисара
(Нектар преклонения перед йогой)
Введение
На протяжении всех ста лет своей жизни Т. Кришнамачарья служил человечеству с помощью йоги. Он также написал много работ на разных языках, широко охватывающих индийское наследие. К счастью, некоторые рукописи дожили до наших дней. Один из таких ценнейших текстов — «Иоганджалисара». В этих шлоках (стихах) прекрасно изложена сущность учения йоги. Они дают нам сжатое представление о холистическом учении Кришнамачарьи. Для него йога не сводилась к одним только позам, она охватывала все сферы человеческой жизни. Она была для него методом разрешения физических, ментальных и духовных проблем, приводящим в конечном итоге к постижению Бога. Кришнамачарья считал, что когда тело и дух слабеют, ничто не может помочь, кроме высшей силы. С этой мыслью он начинает свои стихи, отдавая дань почтения и выражая благодарность высшей силе. Т. К. В. Дешикачар
Шлока 1
грну гопалам стара турагасйам бхаджа гуруварйам мандамате / шушке ракте кшпне дехе нахи нахиракшати калийуга шикша //
Гопала прославляй и Тугарасью1 чти, Перед учителем склоняйся, ум ленивый, Тебя не защитит премудрость Калиюги, Когда настанет час прощаться с телом...
Шлока 2
пиба йоганджалисарам нитйам виша йогасанамамртам гехам / стхапайа вайум пранайамат хрдайе судрдхам садайам сататам //
Не расставайся с «Иоганджалисарой», Асаны выполняя, погружайся в вечность. Дыханием уравновесив сердце, медитируй На вечного Благожелателя души.
Шлока 3
ракша пратхамам чакшух шротрам носам джихвам тадану тван ча / хрдайам тундам набхим йоним татастуракшет сакалам гатрам //
Глаза и уши, язык и ноздри, Детородные органы, пупок, живот и сердце - Все это твое тело. Будь мудрым, всегда береги его.
1Бога знания. — Здеси и далее прим. ред. Шлока 4 .масвапа масвапа калйе самайе ма куру лапам пищунаих пурушаих / самсмара нитйам харим-абджакшам стухи савитарам суварнаварнам //
Не спи, не спи в часы дневного жара, Зла людям никогда не причиняй. Лотосоокого Хари2 не забывай И — прославляй сияющего Савитара3.
Шлока 5
дрштва смртва спрштва вишайам мохом ма куру манаси манушйа / джнатва сарвам бахйама-нитйам нишчину нитйам пртхагатманам // Пускай твои глаза не ослепляет внешность, Когда глядишь на мир вещей извне. Знай: бренно все. Смерть - неизбежность, Но вечен Атман4 в глубине.
Шлока 6
джнане татве касте мохах читте шуддхе ква-бхавед-рогах / баддхе пране квавасти маранам тасмад йогах шарадам бхаранам //
Если знаешь истину — не может быть заблуждений. Если разум чист — не может быть болезней. Если владеешь праной — не может быть смерти. Поистине, йога — убежище от всех несчастий.
Шлока 7
нади грантхишу джананам лабдхва мам се коше врддхим гатей / сандхишу лпланатанам кртва рого йоганнашйати ха ха //
Рожденная в нади5 узлах, Окрепшая в кошах и мышцах, В суставах и связках играет могучая йога И танцем своим изгоняет любые болезни.
2 Кришну.
3 Бога солнца.
4 Атман — Дух, душа.
5 Нади — «каналы, сосуды». Под «узлами нади» могут пониматься как анатомические узлы (нервные, лимфатические), так и энергетические — чакры. Шлока 8
нртйати йогпхрдайе дхртва сундара-вапушам лакшмп-кантам / джагададхарам параматманам нандати нандати нандатйева //
Танцует Йог: он видит в сердце Лакшми Супруга6 красоту Вот Параматман1 держит мир. Йог счастлив: он узрел Мечту!
Шлока 9
йена дхптй шраутп вани наива-кадачит сукрта-сандхйа / са ту васудха джпванабхагйам дхармам ниндати шндатйева // Тот, кто в священный сандхьи8 час Молитвой древнею пренебрегает, Опасен для земли и для людей: Божественный закон он отвергает. Шлока 10
рйго бхого погас-тйагах чатварсте пурушартха хи / баластаруно врддхо джпрнах чатварастан бахуманйанте // В этой жизни есть четыре цели: Для ребенка — рога. Бхога — молодым. Зрелый посвящает сердце йоге, А свободный старец видит, что все — дым.9
Шлока 11
атмика даихика манаса бхедат тривидхам вихитам йогабхйасанам / сакалам йаччхати ванчхита супхалам нахи иски йогабхйасанам випхалам //
Три йоги — три ветви — абхьяса10 тебе Для тела, ума и души простирает: Усердному дарит благие плоды, Дурных же плодов не бывает.
6 Супруг Лакшми (богини удачи) — Вишну. В Бхагавата Пуране (2.2.8-12) сказано: «Йоги сосредоточивают свой ум на пребывающем в сердце Пуруше, величиной не более пяди. В четырех руках Он держит лотос, диск, раковину и палицу.... Взгляд Его лучистых глаз и озаренное улыбкой лицо свидетельствует о1 безграничной милости. Поэтому все время, пока человек способен сохранять состояние дхараны, следует созерцать этого Ишвару».
7 Параматман («Высший Атман») — Бог. «Верховное Существо, присуствующее в теле воплощенного, называется Свидетелем, Дозволяющим, Господом, Наслаждающимся, Великим Владыкой и Параматманом»(Бхагавад-гита 13.23).
8 Сандхья — утреннее, полуденное и вечернее богослужение.
9 В этой шлоке Кришнамачарья ставит четырем периодам жизни (детству, молодости, зрелости и старости) в соответствие рагу (влечение к объектам чувств), бхогу (наслаждение объектами), йогу и тьягу (отрешенность от мира). Обычно четыре пурушартхи (цели жизни) определяются несколько иначе: кама (наслаждение), артха (накопление ценностей), дхарма (благочестие, религиозность) и люкша (поиск освобождения).
10 Абхьяса — практика йоги.
Шлока 12
аштангакхйам йогабхасанам муктим бхуктим прададатйанагхам / пади гуру падавпманугатаматхава читтам бхагаватпадайорлагнам //
Аштанга-йога и абхьяса-йога Усердному дарят и муктип, и блаженство. За гуру следуй — и откроются тебе Сознанья чистота и Бога совершенство.
Шлока 13
тава ва мама ей саданусаранат намананмананат прасанна читтах / бхагаван ванчхитамакхилам датва кинте бхуйах прийамити хасати //
Твой ли, мой ли Бог — неважно. В размышлениях будь скромным, И наградой будет радость: Бог исполнит все, что просишь.
Шлока 14
касте бхрата ка ва бхарйа касте митрах ко 'йам путрах / витте наште джпрнегатре драванти сарве видишо дхикдхт //
Кто брат твой? Кто твоя жена? Кто друг тебе, и кто твой сын? Прошли года — богатства нет, И все — чужие. Ты один.
Шлока 15
йавад-виттам тавад бандхух йавад-данам тават-кпртих / витте лупте бандхур-дуре кпртих ква сйатпашйа вичитрам //
Когда ты щедр на деньги и подарки, — Друзей не сосчитать, и их объятья жарки. Но стоит лишь богатство потерять — Ни славы, ни друзей. Как это все понять?
Шлока 16
раго роготпаттау бпджам бхого рогапрасарана бпджам / його рогаччхедакабпджам йахи судурам рогат бхогат //
В желаньях — всех болезней зерна, А в наслажденьях — их ростки. Орудьем йоги отсеки Побеги немощей тлетворных.
11 Мукти — освобождение из круговорота рождений-смертей. Шлока 17
тйаджа дхиккарам матапитрох куру нйаккарам пишуне манудже / бхаджа саткарам бхавука боддхари васа садгоштхивасатау сататам //
Отца и мать люби и уважай. С клеветниками злыми не дружи. Совет благочестивых посещай И неизменно Господу служи.
Шлока 18 ма куру рцамапйалпам хейам ма васа рипупариваре сататам / макшипарога-джвалане гатрам ма висмара марамацам хрдайе //
Не заводи себе долгов И не живи среди врагов, В силки болезней не попадай И Бога в сердце не забывай.
Шлока 19 джнана-рато-ва карма-рато-ва бхакти-рато-ва сарве локах/ стхитва йоге нахи нахи лабхате камапи сиддхам пашйа вичитрам //
И джняна, и карма, и бхакти — прекрасны, Манят человека к долинам блаженства; Но если ты йогой не овладеешь — Напрасны все поиски совершенства.
Шлока 20
адау падау тадану ча джангхе пашчадуру набхгш хрдайам / дхйатва баху сундара-вапушам сумукхам локайа гокула-натхам // Внутренний взор обрати вначале на стопы И поднимай постепенно к бедрам, пупку и сердцу. Сосредоточенно медитируя на величайшую красоту, Вершины достигнешь и увидишь лицо Гокуланатхи12.
Шлока 21
нитйабхйасанат нишчала-буддхих сататадхйайанат медхаспхуртих / шуддхат дхйанат абхпштасиддхих сантата джапатах сварупа-сиддхих // Абхъяса успокоит ум; молитвы укрепят рассудок, А сиддхи 13, повинуясь чистой дхьяне14, служить тебе придут. И, неустанно повторяя мантры, Постигнешь собственное совершенство.
Шлока 22
дйуманерудайат прагевасана сандхйапуджана видхайах карпах / йаме йаме пранайаман даша даша курйат айуврддхйаи //
Вставай, вставай, чуть лишь забрезжит свет! Три раза в день свершай служенье Богу15. Даст пранаяма силы на дорогу — И проживешь на свете до ста лет16.
Шлока 23
паротита бходжп сучарита йаджи дхвасташарпра-клешо йоги / сустхира -читто бхагавани вишнау ихаива лабхате шантим паромам //
Умеренно вкушай, давая — не скупись, И все болезни выгонишь из тела. Весь разум собери и к Вишну обрати; Наградой станет мир и счастье без предела.
Шлока 24
адавасанапунар аврттех адйаврттер-бхагавач-чаранау / гурувара -чаранау пранамйа пашчат сама-дрк-пранах самарабхета // Поклонись Бога стопам, Пранаму 17произнеси, чествуя гуру, — Так начинай свой день. А затем Смело себе подчиняй пространство и прану18.
Шлока 25
йаван диргхах каукшйо вайух прайати бпхйам сукшмас -тад -ану / таванантах правишати нова матва манаса сампкурушва //
Внимания требует пранаяма: Она от тонких идет миров. Когда дыхание станет плавным Ум к медитации готов.
Шлока 26
вида вада сатйам вачанам мадхурам локайа локам снеха-супурнам / марджайа дошан деха-прабхаван арджайа видйавинайа-дханани //
Правдивым и приятным Пусть будет голос твой. Очисти ум и тело И богатей душой.
12 Гокуланатха (Владыка Гокулы) — Кришна.См. также прим. к двенадцатой главе, раздел «Еще кое-что о пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи».
13 Сиддхи — паранормальные способности.
14 Дхъяна — медитация.
15 Богослужение (пуджа) совершается в три сандхьи: на рассвете, в полдень и на закате.
16 Ср.: «Всевышним окутано творение и все, что сотворено. Радуйся в отречении. Не влекись к чьему-либо богатству. Действуя так, да проживет человек сто лет»(Иша Упанишада 1-2).
17 Пранама — молитва, сопровождающая глубокий поклон.
18 Т. Дешикачар интерпретирует эту строку как «выполняй асаны и занимайся пранаямои». Шлока 27
асана-каранат-тарасам сарасам пранайамат прабалам пранам / дхарана -шуддхам куру мастишкам дхйанпт шуддхам читтам нитйам // Практика асан приносит здоровье. Пранаяма мощью наполняет тело. Дхарана ум от грязи очищает, Дхьяна дает полную власть над читтой.
Шлока 28
крте джнана маргах трите карма маргах двайам двапаре супрашастам пхалайа / калау йога маргах сада супрашастас субхуктау вимуктау //
В крита-юге19 знанья путь лежит, В трете — кармы трудная дорога. Двойственный союз в двапаре скрыт, В век кали свободу дарит йога.
Шлока 29
мунир бхункшва бходжйам сада дева шешам митам сатвикам чардха кале супаквам / смаран деван атхам курушвардха пурнам свакукшим татах сваччхатойам пибечча //
Чистой и свежей пусть будет пища. Помни о Боге во время еды. Съешь половину того, что хочется. Заканчивай трапезу чашкой воды20.
Шлока 30
пранама пранам пратхамам йоге бхаджаре правам бхактйа прайа / пранайамам куру татпашчат дхйатва пранавам пареша саданам //
Повсюду пране21 поклоняйся, Всегда ей преданно служи, Ишвары знак в уме держи22 И пранаямой наслаждайся.
19 Юга — один из следующих друг за другом четырех циклически повторяющихся мировых периодов: крита-юга, или сатья-юга («золотой век», длящийся 1 728 000 лет), трета-юга («серебряный век», продолжительность которого составляет 1 296 000 лет), двапара-юга («бронзовый век» длительностью 864 000 лет) и нынешняя кали-юга («железный век»), которая продлится 432000 лет. Считается, что со сменой юг благость в мире уменьшается на четверть. Т. Кришнамачарья говорит о путях освобождения, соответствующих каждой из юг: джняна-марге, карма-марге, джняна-карме и йога-марге.
20 Желудок следует заполнять пищей наполовину (ардха-пурнам свакукшим), на четверть — водой, а четверть оставлять для воздуха (если пища сухая, объем твердой пищи, жидкости и воздуха соотносятся как 1:1:1), что дает возможность «огню пищеварения» гореть беспрепятственно.
21 Слово «прана» может быть переведено как «жизнь».
22 Слог Ом (Пранава омкара) считается символом Ишвары (Всевышнего). См. главу 14, раздел «Ишвара и звук Ом».
Шлока 31
мйкуру макуру йога-тйагам ма ма бхакшайа тамасам аннам / пранам бандхайа нийаманнитйам бхаджа бхаджа бхагават пададвандвам // Занятия йогой не оставляй, Тамасичную23 пищу не трогай, Прану — свяжи, себя — обуздай И склонись пред стопами Бога.
Шлока 32
бандхайа вайум нандайа джпвам дхарайа читтам дахаре пароме / ити тирумала кршно йоги прадишати вачам сандешакхйам //
«Ликуй, кто власть над праной взял! Сознание на Бога устреми!» Так Йог Шри Кришна-Тирумаль24 сказал Владыка йоги и Владыка над людьми25.
Когда ученики попросили Т.Кришнамачарью дать им молитву, которой они могли бы выражать ему свое уважение перед началом занятий, он написал такие стихи:
три кршна вагпша йатпшварабхйам сампрата чакранкана бхашйасарам шринутнарангендрайатау самарпитасвам шрикришнамарйам гуруварйампде виродхе картике масе шататара кртодайам йогачарйам кршнамарйам гуруварйамахам бхадже шри гурубхйо номах26
23 Тамас («тяжесть, мрак») — одна из трех фундаментальных характеристик материи (гун). Бхагавад-гита (17.10) называет тамасичной пищу, если она «несвежая, безвкусная, дурно пахнущая, разложившаяся, состоящая из объедков и нечистая».
24 Тирумаль («Смуглый») — тамильское имя Кришны.
25 Йог — в Бхагавад-гите (10.17) Арджуна обращается к Кришне: «Как мне познать Тебя, о Йог, постоянно думая о Тебе?» В завершающем стихе Гиты Кришна назван «Владыкой йоги».
26 шри гурубхйо намах — «поклон духовным учителям». В предыдущих строках Шри Кришнамачарья воздает дань почтения своим наставникам: Шри Кришне Брахматантре Сва-ми и Шри Вагише Брахматантре Пракале Свами.
Date: 2015-09-22; view: 369; Нарушение авторских прав |