Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 10





· Религиозно-философские идеи Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831) - крупнейший немецкий философ. В своих ранних произведениях Гегель исследует христианство, античные религии. Им были написаны "Народная религия и христианство", "Жизнь Иисуса". Первое выдающееся произведение - "Феноменология духа" - опубликовано в 1807г. Самое значительное произведение "Наука логики". Основные разделы гегелевской философской системы - логика, философия природы и философия духа. Логика представляет исходную и важнейшую части всей гегелевской системы, так как она рассматривает абсолютную идею, которая, составляя существо всей действительности, развертывает в логике свои категории.

К «краеугольным камням» философии религии можно отнести основные положения систем Канта, Фихте и Шлейермахера. Но её подлинным отцом всё же является Гегель, который, создавая науку о религии, отталкивался от той идеи, что свобода рождается из «раздвоения сознания» на потустороннее и посюстороннее. Задача Гегеля заключалась в том, чтобы представить историю религий как историю развёртывания свободы. В результате ему удалось выявить предмет и задачи философии религии, несмотря на многие проблемы, возникшие в «лекциях по философии религии», которые им читались на протяжении десяти лет (1821-1831 гг.).

Классификация религий по Гегелю.

I. Естественная религия.

1. Непосредственная религия (колдовство).

2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.

а) Религия меры (Китай).

b) Религия фантазии (брахманизм).

с) Религия «в-себе-бытия» (буддизм).

3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.

а) Религия добра и света (Персия).

b) Религия страдания (Сирия).

с) Религия загадок (Египет).

II. Религия духовной индивидуальности.

1. Религия величия (иудаизм).

2. Религия прекрасного (Греция).

3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия (христианство).

Когда читаешь гегелевские «Лекции по философии религии», то перед взором возникает гигантская панорама рождения и гибели богов. В ходе развития религии образ Бога всё больше очеловечивается. Данный процесс совершается вместе с углублением сознания свободы, что и составляет, по Гегелю, содержательную сторону всемирной истории.

Решая задачу телеологии всемирной истории, Гегель практически всегда отдаёт предпочтение своей логической схеме. В связи с этим обратим внимание на одну характерную деталь. Из его философии религии выпал ислам. Мусульманство возникло несколькими столетиями спустя после возникновения христианства, так что уложить его в дефиниции всё более адекватного познания Бога было невозможно. После абсолютной, «истинной» религии свободы вдруг родилась «ложная» религия, завоевавшая огромную часть Азиатского континента, проникшая в Европу и Африку. Мировой разум что-то недоглядел.

С Гегелем заканчивается третий период немецкой классической философии религии, период наиболее значительный. Прогресс современной науки, развитие новейших методов и приёмов исследования и постижения истины, должны были, казалось, погасить интерес к философии религии Гегеля. Но этого не произошло. Данная философия остаётся действенным компонентом современного знания хотя бы уже потому, что «Гегель очень часто внутри спекулятивного изложения даёт действительное изложение, захватывающее самый предмет».

Если продумать гегелевскую мысль до её логического конца, то Бог и человек в конце концов должны были слиться воедино. К такому выводу постепенно пришёл ученик Гегеля Людвиг Фейербах.

Гегель подходил к религии не как теолог, а как историк, социолог и моралист. С Гегеля непосредственно появляется то, что впоследствии стало протестантской философией религии.

В сочинении «Народная религия и христианство» Гегель выступил критиком христианской религии, и со временем эта критичность только усилилась, особенно — по отношению к современным для него формам христианства. Гегель критиковал историческое христианство с социальной точки зрения, считая, что оно было опорой власти для угнетения народа. При всей критичности позиция его не была антирелигиозной.

Считал религию «одной из самых важных дел нашей жизни». 1. Воспринял концепцию Канта, но понял ее по-своему, считая, что религия поднимает мораль на новую высоту. 2. Опирался на идеи французской просветителей. Как Монтескье, Руссо и др., считал, обществу нужна религия, но лишенная теологической догматики и фанатизма, освящающая социальные добродетели людей. Идеал «народной религии», например, в язычестве древних греков. Он мечтал об установлении в Германии республиканского строя, при котором необходима новая форма «народной религии».


Мечтал о социально-религиозной революции, связывая религиозное сознание с общественным бытием. В работе «Дух христианства и его судьба» размышлял об отношении религии к социальным противоречиям. По его мнению, христианский принцип любви не стал средством для преодоления противоречий, потому что Евангельская идея всеобщей любви замкнулась внутри религиозных общин. Идея христианской любви оказалась нереализованной в жизни, а это привело к тому, что основным свойством христианской религии, характерным для всех форм христианства, стало положение «божественное всегда должно быть только в сознании, но не в жизни».

Размышляя о том, что религия не решает социальных противоречий, пришел к выводу о необходимости создать синтез мышления и бытия. Для этого, надо преобразовать понятия из рассудочных в разумные. Задачей философского мышления он провозгласил «выявлять во всем конечном бесконечность и требовать усовершенствования конечного посредством разума».

Мышление диалектично, его движение идет через выявление противоречий к их примирению и синтезу: 1) тезис, 2) антитезис, 3) синтез.

На первом этапе идея развивается в самой себе (логика); на втором этапе происходит отчуждение идеей самой себя и полагание своего инобытия (материи); третий этап – синтез и снятие противоречия, этап духа, идея узнает себя в природе.

Каждый из этапов, в том числе и этап духа, снова делится на 3:

3.1. Субъективный дух – этап становления человека как такового.

3.2. Объективный дух - становление человека как общественного существа.

3.3. Абсолютный дух – окончательное узнавание самого себя.

Этот этап также делится на 3 этапа:

3.3.1. Искусство. 3.3.2. Религия. 3.3.3. Философия. В этой высшей точке мировой процесс обретает завершенность.

Религия – это представленное единство мирового процесса (уже смутно ощущаемое, но не абсолютно данное. Сущность религии, как и философии,- мышление. Бог и религия не различаются. Религия познает реальность в неадекватных формах представления и созерцания. Философия познает ту же реальность (Бога) в совершенной форме.

· Философия религии в духовных академиях конца XIX—начала XX в. (В. И.Несмелов, М. М. Тареев и др.)

Философско-антропологические идеи В.И. Несмелова. Человек в момент разрушения мира создаст себе «новое» тело своей собственной творческой силой. Тело это будет аналогично прежнему, хотя и станет превосходить его по своим качествам. Из какого материала оно будет составлено, этот вопрос не имеет значения: может в него войдут те элементы, которые были в земном теле, а может быть совершенно иные

В России от «эллинизма» больше всех отрекался М. М. Тареев, что прямым путем вело к отречению и от святоотеческой традиции.







Date: 2015-09-22; view: 392; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию