Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава XXI. циклическая концепция истории (философия жизни
и историософия о. шпенглера) Суть циклической концепции истории — одной из конкурирующих теорий в философии — изложить довольно просто. Прежде всего, не существует единой линии развития человечества от менее совершенного к более совершенному состоянию, от одной стадии к другой. Тем более не существует общественного прогресса как главного, определяющего, организующего направления в движении общества. На самом деле бытие общества реализуется через отдельные, изолированные, неконтактирующие цивилизации (культуры), проходящие в своем становлении определенные этапы: рождение, зрелость, увядание, смерть. В период, когда в отечественной философии господствовала марксистская парадигма исторического процесса, циклическая концепция истории однозначно интерпретировалась как ненаучная, буржуазная, направленная на подрыв мировоззрения рабочего класса, искажающая сущность социальных проблем. Происходило так потому, что циклическая концепция радикально противоречила марксистской прогрессистской теории смены общественно-экономических формаций, а значит, заслуживала критики и отрицания. Теория исторических циклов нередко противостоит и представлениям обыденного, массового сознания, для которого общественный прогресс почти самоочевиден: в самом деле, если встать на позиции здравого смысла, то как можно отрицать единство исторического процесса, его поступательный характер? Можно привести сколько угодно примеров и фактов, свидетельствующих о наличии прогресса: развитие знания, науки, технической вооруженности человечества, совершенствование политических систем, возрастание степени свободы человека и т. д. Правда, прогресс осуществляется не без противоречий: развитие технического могущества человечества порождает экологическую проблему, возрастание свободы человека соседствует с самыми крайними формами его угнетения. Все так, однако генеральная линия общественного развития заключается в его поступательности; общество и человек совершенствуются — такова позиция и марксистской социальной философии, и нередко солидаризирующегося Вот почему крайне актуальным является непредвзятое, максимально объективное рассмотрение циклической парадигмы истории, тем более что данная концепция прочно утвердилась в западной социальной философии, и ее различные варианты представлены такими известными философами, как П. А. Сорокин, А. Тойнби и др. По сути дела, циклическая концепция не менее популярна в современной философии, чем прогрессистская, Циклическую концепцию истории мы хотим рассмотреть на примере философского творчества О. Шпенглера, поскольку именно он выступает ее автором; и все последующие теории цикличности есть развитие и дополнение шпенглеровских идей. Изложению непосредственно историософских взглядов О. Шпенглера мы хотим предпослать рассмотрение того теоретического фундамента, Date: 2015-09-22; view: 1779; Нарушение авторских прав |