Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модернизация или нормализация - что главнее.
Увязнув в политической борьбе и доведя ее в последующем до состояния необъявленной внутренней войны, суданские власти к 80-м гг. прошлого века утратили контроль за развитием экономики, включая сельское хозяйство. Работы по его обустройству были заброшены, что привело к серьезным сбоям в деятельности хозяйств в Хашм эль-Гирбе, Рахаде, Гедарифе и в других ключевых местах. Более того, зоны нестабильности расширялись в ходе, например, переселения немусульман из района Нубийских гор и Южного Судана в Гезиру или по мере продвижения коммерческого земледелия в районы расселения бедного неарабского меньшинства в южной части страны. В результате имущественное неравенство усугублялось этноконфессиональным фактором в силу серьезных социокультурных различий и большой численности мигрантов. Результаты такого наступления на деревню начали сказываться почти сразу. Худшим из них стал повальный голод в 1984 - 1985 гг. Какие-либо успехи в аграрной сфере не были достигнуты, а значит, не удалось достичь и какого-либо прогресса в борьбе с бедностью и отсталостью. Не улучшилось продовольственное обеспечение населения и не были созданы предпосылки для экономического роста. И ныне Судан не может обходиться без гуманитарной и продовольственной помощи, все более подпадая под контроль иностранного капитала. С начала 1980-х гг. американская помощь, подразумевающая отчетность перед внешним донором7, а значит, наносящая ущерб независимости страны, стала ему просто необходимой. В течение ряда лет суданское сельское хозяйство развивается под своего рода патронажем Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ). В частности, усилия по стр. 34 расширению сферы частнохозяйственной деятельности наполовину финансируются по каналам ВБ8. Эти наднациональные структуры, от которых в существенной степени зависят экономическое восстановление и развитие сельского хозяйства, побуждают Судан двигаться в направлении приватизации, ускоренной либерализации производственных отношений в агросфере и более полного освоения аграрных ресурсов. Ныне осуществляется первый, трехлетний (2008 - 2011 гг.), этап программы модернизации аграрного сектора, оцениваемый в $1,5 млрд. Общий же пакет мер, призванных интенсифицировать и упорядочить воспроизводственные процессы в аграрном хозяйстве, измеряется $5 млрд9. Естественно, при таких расходах Судан оказался перед жесткой необходимостью выполнять требования финансовых доноров, которые несут идею социального переустройства деревни на базе развития современной рыночной системы в ее либеральном варианте. При этом модернизация сельского хозяйства Судана должна проводиться в нестабильной политической обстановке, в условиях внутренних конфликтов и спорадически возникающих военных действий. Эффективность намеченного в подобных обстоятельствах остается под вопросом. Ведь прежде чем приступить к реанимации аграрного сектора и его продовольственного сегмента, нужно, как минимум, восстановить ослабленные системы политической регуляции и нарушенные гуманитарные скрепы. Тем не менее, настойчивость западных "советников" заставляет думать, что их задача - не только преодоление экономической разрухи. Видимо, прошлый опыт распространения аграрного капитализма в Судане подсказывает западному экспертному сообществу, как структурно вовлечь это государство в сферу современных рыночных отношений и наладить последовательное освоение его ресурсных богатств международными корпорациями. Западные страны, особенно США, активно позиционируют Судан как важный приоритет в их внешнеполитических расчетах на арабо-африканском направлении и видят его будущее тесно увязанным с их влиянием. Правда, пока не вполне ясно, какими будут социальные последствия деятельности КНР в нефтяной и аграрной сферах Судана, который китайская сторона также рассматривает как важнейший предмет своих национальных интересов в Африке. Возможно также, не следует забывать и об интересах России, хотя она пока вполне может удовлетвориться долей участия в суданской нефтедобыче, не претендуя широко на другие сферы. Но превращение Судана в полноценного партнера абсолютно невозможно без мира на его земле и возрождения сельской экономики. Стратегическая задача этой отрасли - обеспечить население продовольствием, способствовать нормализации положения в стране, оградив ее от голода и предотвратив уход людей в анархию и криминальные ниши в поисках средств выживания. Решить эту проблему не просто. Тем более, что аграрный капитализм в его местном варианте мало сочетается с индустриальным типом сельского производства "эталонных" стран. Продовольственный сегмент аграрного сектора Судана остается в большой мере архаичным, со слабой склонностью к саморазвитию, и одновременно устойчивым к распаду. Чему в какой-то степени способствуют минимальные потребности населения, его приверженность стандартному питанию, неприхотливые вкусовые привычки, непритязательность самой национальной кухни. Таблица
Источник: Rural Development the White N'ile Province. Tokyo. 2006, p. 75. Date: 2015-09-22; view: 270; Нарушение авторских прав |