Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Проблемы, связанные с законодательством по защите прав потребителей





Проанализировав законодательство в области защиты прав потребителей можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в законах присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении.

В первую очередь следует обратить внимание на статьи ФЗ «О защите прав потребителей», содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст.12, 13, 23 и др.). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п.2 ст.18 Закона, вправе предъявить требования к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.

Еще одно положение, которое в некоторой степени смягчает ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей), – это норма п.6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей», устанавливающая право суда взыскать с продавца (исполнителя, изготовителя) штраф за нарушение прав потребителей. Следовало бы установить не право, а обязанность суда взыскивать такие штрафы с нарушителей.

Следующее предложение касается общественных объединений потребителей. Поскольку общественные объединения – это некоммерческие организации, они не преследуют цель извлечения прибыли. В соответствии со ст.31 Закона «Об общественных объединениях» имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; других, не запрещенных законом поступлений. В связи с этим представляется целесообразным обязать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и бытового и иного обслуживания населения, перечислять некоторый процент от совокупного дохода организации в пользу потребительской организации, находящейся по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Ст.46 ФЗ «О защите прав потребителей» содержит новую для российского законодательства норму о защите интересов неопределенного круга потребителей. Норма представляется несколько недоработанной, поскольку неясно, какое число потребителей можно считать неопределенным кругом потребителей и какие действия продавцов (изготовителей, исполнителей) являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Вполне обоснованно будет включение в данную статью положения о взыскании судами штрафов в случае совершения противоправного действия в пользу соответствующего бюджета, а если в деле участвует общественная организация потребителей, – 50% штрафа должно взыскиваться в пользу этой организации.

МАП России проводит проверки хозяйствующих субъектов с выдачей предписаний об устранении нарушений. Проверки проводятся в порядке рассмотрения письменных заявлений потребителей, по заданиям МАП России. Анализ заявлений потребителей, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов на территории РФ, в 2013 года показал рост их количества. Причиной роста численности письменных и устных заявлений потребителей послужило ухудшение ситуации на потребительском рынке в целом в связи с сокращением объема контроля государственными органами после принятия ФЗ «О защите юридических лиц при проведении госконтроля…».

Большинство письменных и устных обращений граждан связаны с нарушенными правами в сфере торговли, коммунальных услуг, услуг связи, строительства, прочих услуг, к которым отнесены информационные услуг, услуги автостоянок, услуги станций технического обслуживания по ремонту и обслуживанию автомототранспортных средств.

В сфере торговли основное количество жалоб на нарушение прав потребителей возникло в связи с активизацией в последнее время продажи биологически активных добавок и непродовольственных товаров по телевизионной рекламе с доставкой на дом курьерским способом. Неэффективность способов защиты прав потребителей и недостатки законодательства в данной сфере заключаются в основном в отсутствии законодательной базы, регулирующей дистанционные, сетевые и другие подобные формы торговли. С целью пресечения деятельности недобросовестных предпринимателей в этой сфере Управлению необходимо активно сотрудничать с Прокуратурой и правоохранительными органами.

Строительство жилья все чаще сопровождается претензиями граждан. Все заявления граждан, касающиеся строительно-монтажных работ, носят требования разъяснительного характера о толковании договоров о долевом участии в строительстве жилья в многоквартирных домах. Поступившие только в 2013 году заявления граждан свидетельствуют о том, что ситуация на первичном рынке жилья не улучшается: невыполнение сдачи объектов в срок стало правилом (от 2-х и более лет); от устранения недостатков хозяйствующие субъекты уклоняются любыми способами и приемами; имеют место случаи двойных продаж одной и той же квартиры. Для изменения сложившейся ситуации на первичном рынке жилья при разрешении споров граждан со строительными организациями необходима разработка и принятие нормативно - правовых актов (закона, правил, примерного договора), которые бы учитывали баланс интересов и ответственности граждан и организаций, привлекающих денежные средства граждан для строительства жилых многоквартирных домов.

Для эффективности способов защиты прав потребителей и ограничения нарушений продавцами (исполнителями, изготовителями) прав граждан в части продажи товаров (оказания услуг, проведения работ) необходимо активно работать со средствами массовой информации, в частности, использовать социальную рекламу, которая призвана представлять общественные и государственные интересы. Осуществить это предложение можно, например, путем размещения в крупных торговых центрах рекламу основных положений «Правил продажи отдельных видов товаров».

Стоит отметить происходящие перемены в антимонопольной области. В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Указанной службе были переданы в полном объеме функции государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в сфере защиты прав потребителей. Теперь данная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Проблема заключается в том, что данная реструктуризация носит противоречивый характер, и не ясно как изменение функций органа отразиться на контролирующей деятельности службы.

 


 

Заключение

Споры по защите прав потребителей – одни из самых распространенных и актуальных.

Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия хорошей законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений.

В ходе работы мы обнаружили, что на сегодня ФЗ «О защите прав потребителей» остается наиболее нарушаемым из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне неэффективна.

Принятие новой редакции ФЗ «О защите прав потребителей» обусловило дальнейшую активизацию проводимой антимонопольными органами масштабной и доступной для широких масс населения просветительской работы с привлечением средств массовой информации с акцентом на потребительское образование.

Необходимо отметить, что законодательство об ответственности в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие меры за их нарушение.

Изучение законодательной базы позволило выделить способы защиты прав (самозащита права, изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда) и формы защиты прав (судебный порядок защиты, внесудебный порядок защиты). Указанные способы и формы защиты прав потребителей, установленные законодательством, регулируют государственную и общественную защиту прав потребителей.

Хотелось бы отметить, что не смотря на то, что закону 20 лет, не решена проблема в области просвещения потребителей о своих правах. Многие потребители не имеют представления о законе.

Хотелось бы еще упомянуть о пробелах в законодательстве. Проанализировав законодательство в области защиты прав потребителей можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в законах присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении.

Споры возникают в сфере торговли, бытовых услуг, медицины, туристической деятельности, производстве ремонта (квартир, бытовой техники), ЖКХ, банковских услуг).

Как показывает судебная практика, 70-80% дел решается в пользу потребителей. Зачастую судьиисходят из всем известного выражения «клиент всегда прав».

Выиграет тот, кто представит в суд больше доказательств, имеющих значение для дела.

 


 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 31.12.2014 № 505-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 12.01.2015, № 2.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.12.2014 № 512-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 12.01.2015, № 2.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.12.2014 № 512-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 12.01.2015, № 2.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

6. Жилищный кодекс Российской Федерации 21.07.2014 № 255-ФЗ.

7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3012.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 02.07.2013) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.

10. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (принят ГД ФС РФ 01.12.1999) // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, № 2, ст. 150.

11. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 28.12.2013) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 6, 12.01.1993.

12. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О естественных монополиях» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Собрание законодательства РФ, 21.08.1995, № 34, ст. 3426.

13. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Собрание законодательства РФ, 26.01.1998, № 4, ст. 482.

14. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2012, № 41, ст. 5628.

15. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, № 30, ст. 3942.

16. ФЗ от 1 мая 2007. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании”» // Российская газета, № 98, 11.05.2007.

17. ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 14 марта 2009 года) // Российская Газета, март 2009.

18. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 25.12.2008 № 281-ФЗ.

19. Закон № 78-23 от 10 января 1978 «О защите информирования потребителей продуктов и услуг».

20. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

21. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении положения о Федеральной Службе по Надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

22. Письмо Роспотребнадзора от 11 марта 2005 № 0100/1745-05-32 «О направлении информационного материала по защите прав потребителей».

 

Основная литература

1. Акимычев А.Г. Защита прав потребителя в условиях кризиса. – М.: Юррайт, 2009.

2. Анищенко П.Л. Защити свои права. – М.: Солитер, 2009.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Омега-Л, 2009.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. 2-е изд. – М.: Статут, 2005.

5. Василевская В.П., Кнышев В.П. Судебная защита прав граждан потребителей жилищно-коммунальных услуг // Российское правосудие. – М.: Юстицинформ, 2009, № 7 (39). С. 72-90.

6. Гарабцов В.Н. Кагалова Е.К. Местное самоуправление и защита прав потребителей. - СПб 2009.

7. Гражданское процессуальное право России: Учебник / под ред. М.С. Шакарян. – М., 2006.

8. Довлатов А.П. Гражданское право РФ. - М.: Норма, 2009.

9. Евтушенко Р.О. Права потребителя. – Саратов: СГУ 2009.

10. Защита прав потребителей: Законодательно-нормативная база. - М.: Экзамен, 2007.

11. Лапшин П.О. Права потребителей в РФ. – М.: Ось-89, 2008.

12. Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2010.

13. Челышев М.Ю., Валеев Д.Х. О совершенствовании судебного и внесудебного порядков защиты прав потребителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 5.

14. Юридический словарь терминов. – М.: Норма, 2009.

 

Дополнительная литература

1. Аргунов В.Н. Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: учеб. пособие. - М., 2006.

2. Баранов С.Ю. Роль судебной практики в правовом регулировании потребительских отношений // Арбитражный и гражданский процесс. – М.: Юрист. 2010. № 9. С. 24-26.

3. Богатырева Е.А., Шевченко М.А. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей / под ред. Д.В. Ширипова // Система ГАРАНТ, 2011.

4. Бадмаев Б.Д. Антимонопольное регулирование рынка услуг в России: учеб. пособие. - М., 2003.

5. Бугаенко Н.В., Кратенко М.В. Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей: науч.-практич. пособие. – М.: Юстицинформ, 2013.

6. Защита прав потребителей: общие аспекты. - М.: Юррайт, 2007.

7. Верховный Суд РФ в защиту прав потребителей // Цивилист. 2007. № 4. С. 14-15.

8. Верховный Суд РФ в защиту прав потребителей // Цивилист. 2007. № 4. С. 14-15.

9. Васильева О.И., Козлов Е.Н. Защита прав потребителей при обращении в арбитражный и третейский суды // Права и свободы человека и гражданина: международно-правовое и конституционное регулирование: мат-лы межвуз. науч.-практич. конф-ции, 19 дек. 2003 г. – СПб.: ИПП (СПб.), 2004. Ч. 3. С. 36-41.

10. Грудцина Л.Ю. Защита прав потребителя в суде: взыскание ущерба и убытков, причиненных неисполнением договора оказания услуг // Дела судебные. Адвокаты делятся опытом. Сборник статей. – М.: Юрлитинформ, 2004,. Вып. 3. С. 69-76.

11. Жилов П.С. Актуальные проблемы судебной практики в области защиты прав потребителей // Государство и право России: история современность перспективы развития: мат-лы IV региональной межвуз. науч.-практич. конф-ции, 10 дек. 2008. – Н.Новгород, 2009. С. 57-60.

12. Идрисов Р.Ф., Лучинкина Л.Ф. Государственное регулирование социально-экономических отношений (досудебная и судебная защита прав потребителей) // Национальная безопасность. 2010,. № 11-12. С. 56-59.

13. Кратенко М.В. Материально- и процессуально-правовые вопросы применения судами закона о защите прав потребителей // Цивилист.. 2009. № 1. С. 30-36.

14. Макаров Ю.Я. Настольная книга мирового судьи. – М.: Проспект, 2010.

15. Семенихин В.В. Торговля. Энциклопедия. Изд. 2-е. Система ГАРАНТ, 2013.

16. Сутягин А.В. Все о защите прав потребителей. – М.: Гросс-Медиа, 2009.

17. Туровская В.А. Применение мер принуждения в сфере защиты прав потребителей // Административное право и процесс. 2011. № 6.

 


[1] Краснов А.Р. Комментарии к ГК РФ. – М: Проспект, 2009. С. 400.

[2] Гарабцов В. Н, Кагалова Е. К. Местное самоуправление и защита прав потребителей: конкуренция и рынок. – СПб., 2000. С. 34.

[3] Кузбасенко П.П. В мире товаров и услуг: правовые аспекты. – М.: Прогресс, 2008. С. 90.

[4] Акимычев А.Г. Защита прав потребителя в условиях кризиса. – М.: Юррайт, 2009. С. 78.

[5] Защита прав потребителей: Законодательно-нормативная база. – М.: Экзамен, 2007.
С. 234.

[6] Защита прав потребителей: общие аспекты. – М.: Юррайт, 2007. С. 236.

[7] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2004. С. 85-93.

[8] Гарабцов В.Н. Местное самоуправление и защита прав потребителей. – СПб., 2000. С. 34.

[9] Кузнецов Н.Г. Потребитель в море товаров. – Саратов, 2007. С. 32.

[10] Кузнецов Н.Г. Потребитель в море товаров. – Саратов, 2007. С. 68.

[11] Константинов А.П. Проблемы потребителей в новом свете // Защита прав потребителя в современной России (сб. статей). Саратов: СГУ, 2009. С. 679.

Date: 2015-09-22; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию