Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическое воспитание





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья.

Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:

• достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия), ориентировки в пространстве, координации движений и др.);

• коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

• преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);

• активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки.

Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строиться на основе рекомендаций врачей: окулиста, ортопеда, психоневролога, педиатра — и общего психического развития ребенка.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т.е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения).

1-й год обучения

Знакомить детей с разнообразными видами движений и создавать условия для их выполнения.

Учить ходить и бегать свободно, естественно, координированными движениями рук и ног, не шаркая ногами, не опуская головы; овладевать разными видами ходьбы и бега; энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением; ползать, лазать; сохранять равновесие; уверенно бросать и отталкивать предметы при катании, ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди. Учить принимать правильное исходное положение в прыжках, метании предметов, лазании, сохранять правильную осанку (правильное положение головы, туловища, рук, ног) в ходьбе, беге, при выполнении упражнений в равновесии.

Приучать ориентироваться в пространстве (соблюдать заданное направление, действовать в соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами).

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и сходить; учить надевать и снимать лыжи, ставить их на место, ходить на лыжах с помощью взрослого.

Учить выполнять пропедевтические упражнения для овладения ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазаньем, равновесием, ориентировкой в пространстве, координацией движений.

Учить выполнять движения глазами для развития зрительно-двигательной ориентации (прослеживание, сосредоточение).

Развивать координацию движений при выполнении общеразвивающих упражнений.

Приучать действовать совместно в общем для всех темпе. Учить строиться по одному, в шеренгу, круг; находить свое место при построениях с использованием ориентиров.

Учить выполнять правила в подвижных играх.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, по два (парами), взявшись за руки; ходьба в разных направлениях: по прямой (держась за шнур), по кругу (держась за обруч), врассыпную (за звуковым и зрительным ориентиром).

Упражнения для пропедевтики ходьбы. Выполнять ходьбу вперед по дорожкам с размеченными стопами.

Ходьба по одному и друг за другом, держась за опору на уровне пояса ребенка, укрепленную вдоль стены (длина 5—6 м).

Ходьба по размеченному кругу, взявшись за руки, сосредоточивая взор на ориентир, находящийся в центре круга на уровне глаз детей.

Ходьба по извилистой дорожке. Бег. Бег обычный, на носках, подгруппами и всей группой с одной стороны зала (площадки) на другую, в разных направлениях по прямой дорожке (длина 5—6 м, дорожка окрашена в яркий цвет и расположена на контрастной поверхности), по извилистой дорожке (длина 5—6. м, поверхность дорожки светлая), по размеченному кругу змейкой (между предметами), врассыпную (за звуковым и зрительным ориентиром); бег с заданиями (останавливаться у ориентира, убегать от догоняющего, догонять догоняющего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа.

Бег. Упражнения для пропедевтики бега. Пробегать небольшое расстояние по одному в ограниченном пространстве (между цветными шнурами, расстояние 1 м). Пробегать по одному по извилистой дорожке (ширина 25—30 см) в пределах 1—2 циклов. Пробегать в индивидуальном темпе по прямой дорожке (длина 5—6 м, ширина 25—30 см). Пробегать небольшое расстояние за движущимся ориентиром, расположенным на уровне глаз ребенка, соблюдая интервал, сохраняя и меняя направление. Индивидуально выполнять бег с остановками у ориентира по сигналу.

Катание, бросание, ловля и метание. Катание мяча, шарика (размер соответственно зрительным возможностям детей) по наклонной плоскости, в воротца, бросание и ловля мяча.

Упражнения для пропедевтики катания, бросания, ловли, метания. Прокатывать шарики по наклонной плоскости с бортиками (высота 5—8 см, длина 50—70 см) сверху вниз, снизу вверх, прослеживая взором их действия. Катать мяч вдоль, прослеживая взором его движение. Прослеживать движения фиксированного мяча эластичным шнуром (вправо—влево, вперед—назад), мяч на уровне глаз. Катать мяч по прямой ограниченной плоскости (длина 1—2 м, ширина 30 см). Прокатывать шарики на микроплоскости (60 х 100 см), прослеживать действия предметов. Бросать вверх и вниз мяч, фиксированный эластичным шнуром, правой и левой рукой. Бросать предметы в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния, доступного для каждого ребенка.

Равновесие. Ходьба по прямой дорожке (ширина 25—30 см, длина 2—2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, с использованием опоры, приставляя пятку одной ноги к носку другой, ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы (высота 10—15 см), по рейке лестницы, положенной на пол (5—6 пролетов), ходьба по наклонной доске (высота 20—25 см), с использованием опоры; медленное кружение в обе стороны вокруг опоры.

Упражнения для пропедевтики равновесия. Перешагивать через кирпич, положенный на пол, повторяя один цикл 2—3 раза.

Перешагивать через 2 кирпича, положенных на пол, начиная поочередно с правой и левой ноги.

Медленно кружиться вправо, влево вокруг гимнастической палки, держась за нее правой и левой рукой.

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 5—6 м), между предметами, вокруг них, подлезание под предметы (высота 50 см), пролезание в обруч, перелезание через бревно, лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической лестнице (высота 1—1,5 м).

Упражнения для пропедевтики ползания, лазанья. Воспроизводить на микроплоскости ползание между предметами, вокруг них, используя объемные и плоскостные изображения предметов, прослеживать действия руки и предметов.

Выполнение ползания на четвереньках по ограниченной прямой дорожке (ширина 60—70 см, на 1—2 циклах).

Выполнять лазанье по наклонной гимнастической лестнице (угол наклона 20—30°).

Выполнять лазанье по гимнастической лестнице (на 1—2 циклах) по размеченным меткам для ног и рук на рейках лестницы.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (по размеченной дорожке: длина 2—3 м, ширина 30— 40 м), из кружка в кружок (диаметр 80 см, расстояние между кружками индивидуально для каждого ребенка), вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15—20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через объемный шнур (диаметр 8—10 см), через 4—6 объемных жгутов, расположенных параллельно (расстояние между ними 25—30 см, диаметр 5—6 см), прыжки через предметы (высота 5 см), в длину с места на расстояние не менее 30—40 см.

Упражнения для пропедевтики прыжков. Подпрыгивать на двух ногах на месте вверх, держась за опору руками.

Доставать предмет, подвешенный на уровне поднятой руки ребенка.

Перепрыгивать через объемный жгут, положенный на пол (диаметр 5—6 см), в направлении вперед.

Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия, ориентировки и точности движений. Определять название знакомых предметов, их изображений, расположенных на возможно далеком расстоянии, постепенно приближаясь до того расстояния, с которого можно четко видеть рассматриваемый объект.

Ходить в разных направлениях с использованием зрительных и звуковых ориентиров, ходить по кругу, держась за обруч, с открытыми и закрытыми глазами.

Находить по заданию, сигналу пространственные направления от себя: справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз.

Прослеживать взором движение предмета от одного объекта к другому на микроплоскости (движение имитируется воспитателем).

Прослеживать взором движение идущего ребенка в разных направлениях (по прямой, по кругу, между предметами, врассыпную).

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для шеи. Наклонять голову вперед, стараясь подбородком коснуться груди, вправо, влево из исходного положения стоя.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (поочередно и одновременно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, прослеживая взором, за спиной, над головой. Хлопать перед собой прямыми руками, согнутыми в локтях, момент хлопка прослеживать взором. Вытягивать руки вперед, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.

Упражнения для ног и ступней. Подниматься на носки, доставая рукой подвешенный предмет. Делать 2—3 приседания с опорой на стул и без нее; приседать, вынося руки вперед, приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя катать ступнями ног валик (диаметр 5—6 см) вперед и назад, захватывать ступнями мешочки с песком, идти по палке, валику (диаметр 6—8 см) приставным шагом в сторону, вставая серединой ступни, с использованием опоры и без нее.

Упражнения для туловища. Передавать мяч друг другу (вперед и в сторону) из положения сидя и стоя. Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и взять его), наклоняться, подтягивать ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, имитируя езду на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать, поворачиваться на спину и обратно, прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.

УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ

Упражнения для рук. Развернуть ладони горизонтально перед собой, соединить их вместе, выставлять поочередно и одновременно ладони внешней и внутренней стороной, прослеживая движения взором, поднимать (поочередно и одновременно) руки вверх на уровне глаз, соединять ладони вместе, большими пальцами касаясь носа, следить глазами за движениями пальцев.

Упражнения для ног. Выставлять ногу на носок вперед, назад, в сторону, отводить ноги в стороны поочередно и одновременно из исходного положения сидя, лежа на спине, животе, не отрывая их от пола ' Упражнения для рук и ног. Выполнять одновременно движения руками и ногами из однонаправленных исходных положений (правую руку и правую ногу выносить одновременно вправо, левую руку и левую ногу — влево и др.).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения для зрительно-двигательной ориентации. Отводить глаза вправо, влево, не поворачивая головы из исходных положений стоя, сидя; поднимать глаза вверх, не поднимая головы, опускать вниз.

Упражнения для снятия зрительного утомления. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, затем открыть на 3—5 с.

Быстро моргать глазами в течение 30—60 с. Ставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца (предмет, надетый на палец) и смотреть на него 3—5 с, опустить руку (предмет). Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая, приблизить палец к глазам (смотреть 3—5 с).

Отводить правую руку в сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцами, затем слева направо. Прикладывать палец к носу, смотреть на него, убирать, снова смотреть на кончик носа. Смотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыты.

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Катание на санках. Катать на санках друг друга, кататься с невысокой горки.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.

Катание на велосипеде. Садиться на велосипед, сходить с него, кататься на трехколесном велосипеде при поддержке взрослых по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.

Подготовка к плаванию. Приучать входить в воду, играть в воде с игрушками.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры с бегом: «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Поезд», «Лохматый пес», «Птенчики в гнездышках».

С прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «С кочки на кочку».

С подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».

С бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».

На ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, где кричат», «Найди, где спрятано».

На развитие зрительно-двигательной ориентации: «Возьми флажок», «Закрой глаза», «Кто увидит первый».

На развитие слухового восприятия: «Угадай, кто кричит», «Послушай, что звенит».

К концу года дети должны уметь:

• ходить прямо, не опуская головы, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление по ориентирам; выполнять задание воспитателя: находить ориентир, остановиться, присесть, повернуться;

• бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя;

• сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы с использованием опор;

• ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической лестнице произвольным способом; прыгать на двух

• ногах на месте, в длину с места на 30—40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч вниз о пол и вверх 2—3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность, на расстояние 2,5—4 м;

• прослеживать движения глазами, сосредоточивать взгляд на предметах, действиях.

2-й год обучения

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на внешней стороне стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (правую и левую) по размеченным линиям и без них. Ходьба в колонне по одному, по два (парами); ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой (между предметами), врассыпную с использованием звуковых и зрительных ориентиров. Ходьба с выполнением задания для рук: на пояс, в сторону, за голову, перед грудью, под подбородком; ходьба в чередовании с бегом, с изменением направления, темпа, со сменой ведущего, по звуковым и зрительным сигналам.

Упражнения для пропедевтики ходьбы. Ходьба с изменением длины шага (мелкий, широкий) по дорожкам с размеченными стопами. Выполнять приставные шаги вправо, влево, держась за опору. Выполнять игровые задания в ограниченном пространстве: «Помоги матрешке пройти между пирамидами», «Прокати мяч между кеглями».

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в разных направлениях: по кругу, держась за руки, за шнур, змейкой (между расставленными предметами, 6—8 предметов); врассыпную; бег с заданиями: с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1— 1,5 мин. Бег на 40—60 м со средней скоростью, челночный бег 3 раза по 5 м; бег на скорость: 20 м примерно за 7—6 с к концу года.

Упражнения для пропедевтики бега. Выполнять бег на месте, высоко поднимая колени, касаясь опоры.

Пробегать небольшое расстояние за движущимся ориентиром с разной скоростью.

Выполнять игровые задания в ограниченном пространстве: «Пробегая, не натолкнись на предмет», «Не задень другого».

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой дорожке (ширина 25 см, длина 10 м), между предметами (высота 30 см), змейкой по размеченному пути, по горизонтальной и наклонной доске (угол наклона 15—20°), ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, под палку (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание в обруч (высота 60 см), перелезание через бревно (диаметр 40—60 см), гимнастическую скамейку (высота 25— 30 см). Лазанье по гимнастической лестнице с пролета на пролет вправо и влево.

Упражнения для пропедевтики ползания и лазанья. Ползание на четвереньках в ограниченном пространстве (2x2 м) по прямой, между предметами, змейкой.

Подлезание под веревку (высота индивидуально для каждого ребенка) правым или левым боком вперед без опоры на руки, ориентируясь на лучше видящий глаз.

Пролезание с одного пролета на другой (вправо и влево) в объеме 1—2 циклов.

Лазанье по наклонной гимнастической лестнице (угол наклона устанавливается в соответствии с физической подготовленностью детей).

Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (15—20 прыжков 2 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед на расстояние до 3 м (из круга в круг), прыжки с поворотом кругом, поворачиваясь вокруг гимнастической палки, с опорой на нее, на одной ноге (правой и левой), держась за опору, к концу года без нее. Прыжки вверх с места с касанием звучащего предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка на 10—15 см. Прыжки через А—5 параллельных дорожек (ширина 10—15 см), расстояние между ними 30—40 см. Прыжки через 2—3 предмета (поочередно через каждый), высотой 5—10 см. Прыжки с высоты 20— 25 см, держась за опору и без нее, в длину с места (не менее 60 см). Прыжки через короткую скакалку (не менее 2—3 раз подряд).

Упражнения для пропедевтики прыжков. Выполнять прыжки на месте на двух ногах, опираясь руками о спинку стула.

Выполнять прыжки вокруг обруча вправо и влево (обруч на уровне пояса ребенка).

Имитировать прыжки со скакалкой. Прослеживать действия вращающейся скакалки. Воспроизводить удар скакалки о пол прыжком вверх на двух ногах. Выполнять прыжки на правой и левой ноге. Бросание, ловля, метание. Катание мячей, обручей друг другу по ограниченному пространству (по коридору — длина 2 м, ширина 70— 50 см), не касаясь барьера. Бросание мяча друг другу снизу, перебрасывание мяча двумя руками через препятствия (высота 1 м, с расстояния 1,5—2 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3—4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (3—4 раза подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3—6 м) в горизонтальную цель (с расстояния 1,5—2 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени на уровне глаз детей с расстояния 1—1,5 м), размер мишеней подбирается индивидуально для детей соответственно зрительным возможностям.

Упражнения для пропедевтики бросания, ловли, метания. Катание шариков, колец по узкой дорожке (ширина 30 см, длина 1 м), прослеживание движений взором.

Бросание мяча, фиксированного эластичным шнуром, друг другу снизу, из-за головы и ловля его с расстояния 1—1,5 м.

Бросание мяча вверх в обруч (диаметр 1 м), о землю в круг (диаметр 60 см) двумя руками несколько раз подряд.

Бросание фиксированного мяча от себя без ловли его руками.

Прослеживание взором за попаданием предметов при метании на микроплоскости в горизонтальную цель с расстояния 50—70 см, в вертикальную цель — 40—50 см.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры с бегом: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди свой дом», «Найди пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Ловишки».

Игры с прыжками: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».

Игры с ползанием и лазаньем: «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята».

Игры с бросанием и ловлей: «Сбей булаву», «Мяч через сетку»

Игры на ориентировку в пространстве: «Найди, где спрятано», «Где позвонили?», «Найди, где назову», «Кто ушел?», «Прятки».

СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Катание на санках с горки. Подниматься с санками в горку. Тормозить ногой при спуске. Скольжение по ледяным дорожкам.

Ходьба на лыжах. Двигаться переменным шагом, переступать на месте влево и вправо. Взбираться ступающим шагом на горку, убирать лыжи на место, надевать и снимать их. Учить ходить на лыжах.

Катание на велосипеде. На трех- и двухколесном по прямой, делать повороты, тормозить.

Подготовка к плаванию. Сидя на мелком месте, лежа на животе, делать движение ногами вверх—вниз. Погружаться в воду до подбородка, опускать в воду лицо, выдыхать в воду. Плавать с надувными жилетами.

Игры в воде: «Цапли», «Карусель в воде», «Игры с мячом», «Покажи пятки», «Катание на матрасиках, кругах».

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Для рук и плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх и опускать. Сжимать и разжимать кисти, вытягивать пальцы. Руки за голову, распрямлять плечи. Упражнения с палками, обручем.

Для ног. Подниматься на носки и стоять. Выставлять поочередно ноги вперед, на носки, на пятку. Приседать, отводя руки вперед, в стороны. Сгибать ноги в коленях, оттягивать носки, сгибать стопу. Собирать пальцами ног веревку, мелкие камешки. Переступать приставным шагом в сторону.

Для туловища. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, отводя в стороны. Наклоны вперед, в стороны, назад. Сидя, лежа выполнять движения руками, ногами, головой в разные стороны. Упражнения с мячом лежа, сидя.

3-й год обучения

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову, голова прямая), на пятках, на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки па носок, приставным шагом в правую и левую стороны.

Ходьба в колонне по одному, по два, по три вдоль границ зала с поворотом, с выполнением различных заданий воспитателя, ориентировкой на звуковые и зрительные сигналы.

Упражнения для пропедевтики. Ходьба приставным шагом в правую и левую стороны по размеченным дорожкам.

Ходьба перекатом с пятки на носок по заранее размеченным стопам.

Ходьба на месте с высоким подниманием колена (бедра), касаясь коленом веревки.

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по два; змейкой между расставленными в одну линию предметами, врассыпную. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1—1,5 мин. Бег в среднем темпе на 80—100 м (1—2 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по Юм. Бег на скорость: 20 м примерно за 5,5—6 с (к концу года).

Упражнения для пропедевтики. Бег на месте с высоким подниманием колена (бедра), касаясь коленом веревки.

Бег мелким и широким шагом по размеченным линиям.

Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами, в чередовании с ходьбой, бегом с переползанием через препятствия, ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3—4 м), по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд (3—4), пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической лестнице (высота 2,5 м) одноименным и разноименным способами, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками (высота 40—50 см).

Упражнения для пропедевтики. Ползание на четвереньках к неподвижному предмету, сосредоточивая на нем взор, ползание за движущимся предметом, прослеживая его движение взором в ограниченном пространстве (2x2 м) по прямой, между предметами, змейкой.

Лазанье по наклонной гимнастической лестнице (угол наклона от 30 до 60°) одноименным и разноименным способами в размере одного и нескольких циклов.

Пролезание между рейками гимнастической лестницы.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (20—30 прыжков 2— 3 раза) в чередовании с ходьбой разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, ноги вместе), продвигаясь вперед на 2—3 м.

Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед, в высоту с места прямо и боком (в сторону лучше видящего глаза) через 5—6 предметов поочередно через каждый (высота 15— 20 см). Прыжки на мягкое покрытие (контрастное по цвету с полом).

Прыжки с высоты 25—30 см в заранее обозначенное место (покрытие высотой 15—20 см), прыжки в длину с места (не менее 70—75 см), в длину с разбега (80—90 см), в высоту с разбега; (25— 30 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и вращающуюся).

Упражнения для пропедевтики. Прыжки на двух ногах по размеченной дорожке (расстояние 2—3 м).

Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед с использованием опоры для руки.

Прыжки через 5—6 предметов (высота 15—20 см) боком, держась при необходимости за опору.

Прослеживание взором за вращением короткой и длинной скакалки.

Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 5—8 раз подряд), одной рукой (правой и левой) не менее 3—4 раз, бросание мяча вверх и ловля его двумя руками с хлопками.

Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений (стоя, сидя), с расстояния не менее 2 м, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, отскоком от земли).

Отбивание мяча о землю на месте, продвигаясь вперед шагом (на расстояние 5—6 м), прокатывание набивных мячей по размеченному пути по прямой, между предметами (вес 1 кг). Метание предметов на дальность (4—8 м), в горизонтальную и вертикальную цели (центр мишени на уровне глаз детей) с расстояния 2—3 м.

Упражнения для пропедевтики. Перекладывание мяча из одной руки в другую с открытыми и закрытыми глазами.

Прокатывание набивного мяча по ограниченному пространству.

Перебрасывание фиксированного эластичным шнуром мяча из одной руки в другую.

Отбивание мяча, фиксированного эластичным шнуром, без касания его земли.

Продвижение вперед с мячом по размеченному пути (3—4 м). Бросание мяча вверх с забрасыванием его в обруч.

Равновесие. Ходьба по ограниченной поверхности приставным шагом, приставляя пятку одной ноги к носку другой (прямо, по кругу, зигзагообразно).

Ходьба по наклонной доске прямо и боком (угол наклона устанавливается в зависимости от физической подготовленности детей). Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая набивные мячи, приседая на середине, держась рукой за опору. Ходьба по гимнастической доске прямо и боком с мешочком песка на голове. Сохранение равновесия, стоя на гимнастической скамейке на носках; сохранение равновесия после бега и прыжков; стоя на одной ноге, вторая прижата к колену опорной ноги, руки на поясе. Кружение парами, держась за руки.

Упражнения для пропедевтики равновесия. Сохранение равновесия, стоя у стены и отступив на шаг от нее.

Сохранение равновесия, стоя на одной ноге, используя опору для рук (со стороны опорной ноги).

Переступание вправо, влево по узкой рейке гимнастической скамейки с использованием опоры для рук (ширина 15—10 см).

Переступание по веревке вправо и влево (диаметр 5—3 см) с использованием опоры для рук.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для головы и шеи. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, вниз, вверх, из исходных положений: стоя, сидя, лежа, из упора на коленях. Повороты головы вправо, влево; вращение головы вправо, влево из исходных положений: стоя, сидя, лежа в упоре на руки.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки внизу, руки за голову. Поднимать руки вперед (вверх со сцепленными в «замок» пальцами), кисти повернуты тыльной стороной внутрь; поднимать руки вверх и назад попеременно и одновременно. Поднимать и опускать кисти, сжимать и разжимать пальцы рук одновременно и поочередно. Выполнять игровые упражнения типа «Лодочка», «Веер», «Цветок» и др.

Упражнения для ног и ступней. Переступать на месте, не отрывая от опоры носки ног. Приседать с каждым разом все ниже, опираясь руками о спинку стула, поднимая руки вверх, вперед, заложив за спину. Поднимать прямые ноги из положения сидя на полу, на гимнастической скамейке с опорой на руки (к концу года без опоры), лежа (руки свободно, за голову).

Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать их и опускать; перекладывать предметы, передвигать с места на место пальцами ног, составлять фигуру, композицию; собирать ногами веревку, шнур; катать ступнями ног палку. Переступать приставным шагом, в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат), руками держась за опору и без нее.

Упражнения для туловища. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены (касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами, пятками), перед зеркалом, зрительно контролируя движения. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положения руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в сторону из исходного положения сидя; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ноги к груди (группироваться).

УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ

Упражнения для рук. Поочередно сгибать пальцы, движения каждого пальца сопровождать глазами. Касаться большими пальцами всех пальцев, начиная с мизинца, при участии зрительного контроля и без него; отводить поочередно и одновременно руки в стороны, вперед, ставя ладони в разное исходное положение (горизонтально, вертикально, внешней и внутренней стороной).

Упражнения для ног. Касаться носком одной ноги пятки другой; пяткой ноги касаться носка, но выставлять поочередно ноги вперед, в сторону, назад.

Упражнения для рук и ног. Выполнять одновременные движения рук и ног из разнонаправленных исходных положений (правая рука вверх, левая нога в сторону; левая рука в сторону, правая нога вперед; правая рука вверх, левая нога назад, левая рука вверх, правая нога в сторону).

Упражнения для зрительно-двигательной ориентации. Совершать глазами движения в различных направлениях из разных исходных положений. Переводить взгляд с одного предмета на другой; фиксировать взглядом движения частей тела — рук (кисти, пальцы), ног (стопа, голень, колено); прослеживать взором перемещение движущихся предметов, расположенных на уровне глаз.

Упражнения для снятия зрительного утомления. Ставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть 3—5 с на конец пальца, переводить взгляд на предмет на такое же время, повторяя несколько раз. Прикладывать палец к носу, смотреть на него, убирать, смотреть на кончик носа (3—5 с), повторяя несколько раз. Смотреть вдаль 3—5 с.

Упражнения для совершенствования центрального и периферического зрения. Для тренировки центрального зрения выключается периферическое зрение: на глаза надеваются очки, изготовленные из бумаги в виде трубочки, вследствие чего ребенок видит только предметы, расположенные в поле центрального зрения, а для совершенствования периферического зрения применяются очки, выключающие центральное зрение (в центр стекол очков устанавливается наклейка, вследствие чего ребенок видит только предметы, находящиеся вне поля центрального зрения).

Ходьба в обход ограниченного пространства. Бег в ограниченном пространстве. Выполнение общеразвивающих упражнений на точность с предметами и без предметов.

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Катание на санках. Катать друг друга, кататься с горки по двое. Скольжение. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.

Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься на горку «лесенкой» и спускаться с нее. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию (1—2 км). Участвовать в играх: «Кто первый повернется?», «Догонялки», «Достать флажок».

Катание на велосипеде. Кататься на двухколесном велосипеде с поддержкой взрослого по прямой, выполнять повороты направо и налево. К концу года кататься самостоятельно.

Плавание. Двигать ногами вверх—вниз, сидя в воде на мелком месте и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками в воде. Плавать с надувным кругом.

Участвовать в играх в воде: «Фонтан», «Коробочка», «Поймай воду», «Волны на море» и др.

К обучению спортивным играм дети допускаются по заключению врача-офтальмолога.

 

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Проводятся при наличии соответствующих условий.

Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Выбивать городки с полукона (1,5—2 м) и с кона (4—5 м).

Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой и левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть только в паре с воспитателем.

Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов. Закатывать мяч в лунки, ограничения, ворота. Передавать мяч друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз.

Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

Игры проводятся на снегу.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры с бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы — веселые ребята», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки» (без встречного бега), «Хитрая лиса», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».

Игры с прыжками: «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Чья дорожка короче?», «Классы».

Игры с лазаньем и ползанием: «Кто скорее — до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении».

Игры с метанием: «Охотники и зайцы», «Брось звучащий мяч», «Попади в звуковую мишень», «Сбей мяч», «Попади в кеглю», «Мяч водящему», «Серсо».

Игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Пройди с мячом, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

Игры на ориентировку в пространстве: «Найди предмет по описанию маршрута», «Пройди в заданном направлении с закрытыми глазами».

Игры на развитие зрительно-двигательной ориентации: «Прокати мяч по скамейке», «Кто больше заметит сигналов?», «Следи за сигналом».

Игры на развитие слухового восприятия: «Чьи шаги?», «Кто тише?».

Народные игры.

К концу года дети должны уметь:

• ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление, темп;

• лазать по гимнастической лестнице (высотой 2,5 м) с изменением угла наклона до вертикального;

• прыгать в обозначенное место с высоты 25—30 см;

• прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в длину с места не менее (70—75 см), с разбега (не менее 80—90 см), в высоту с разбега (не менее 25—30 см); прыгать через короткую и длинную скакалки;

• метать предметы правой и левой рукой на расстояние 4—8 м, в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 2—3 м; бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками, отбивать мяч одной рукой на месте не менее 5—8 раз каждой рукой, в ходьбе на расстояние 5 м;

• сохранять устойчивое положение тела при выполнении упражнений на ограниченной площади опоры;

• перестраиваться в колонну по три, четыре, равняться, размыкаться в колонне, шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом;

• ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние 1—2 км;

• ухаживать за лыжами;

• участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей; держаться на воде с кругом.

4-й год обучения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разным положением рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед, гимнастическим шагом, ходьба в полуприседе. Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений.

Упражнения для пропедевтики. Ходьба на пятках, на наружной стороне стоп с использованием опоры; ходьба в колонне по одному, по два, по три, по четыре по зрительным и звуковым ориентирам; ходьба по кругу, по прямой с поворотами, с использованием звуковых сигналов.

Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено (бедро), мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по два из разных исходных положений, в разных направлениях (кроме встречного бега), с различными заданиями. Бег со скакалкой, с мячом, по доске и в чередовании с ходьбой, с изменением темпа. Непрерывный бег 2—3 мин. Бег со средней скоростью 80—120 м (1—2 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3—5 раз по 10 м. Бег на скорость 30 м примерно за 8—7 с к концу года.

Упражнения для пропедевтики. Бег в разных направлениях по размеченным дорожкам. Бег в колонне по одному, по два, ориентируясь на звуковой сигнал. Бег на месте в разном темпе.

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, по бревну, ползание на животе и на спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами; подлезание под гимнастическую скамейку, под несколькими гимнастическими палками, высота 40—50 см. Лазанье по гимнастической лестнице с изменением темпа, сохраняя координацию движений, используя перекрестное и одноименное движение рук и ног, перелезание с одного пролета на пролет по диагонали (при строгом контроле взрослого).

Упражнения по пропедевтике. Переступание вправо-влево по перекладине гимнастической лестницы. Лазанье по наклонной гимнастической лестнице с изменением угла наклона от 30 до 90°.

Переступание вправо-влево по перекладине гимнастической лестницы с переходом на другой пролет.

Лазанье по гимнастической лестнице с использованием зрительных ориентиров (метки на лестнице). Ползание на четвереньках по размеченному пути.

Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами) по 20 прыжков 2—3 раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом 8—10 прыжков подряд, с продвижением вперед на 5—6 см с зажатым между ног мешочком с песком в любом направлении. Прыжки через 5—6 набивных мячей, последовательно через каждый: на одной ноге через линию шириной 8—10 см, через веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением.

Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега (высотой до 30— 40 см). Прыжки с высоты 40 см, в длину с места (около 100 см), в длину с разбега 130—160 м, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка на 20—25 см, с разбега 40— 50 см. Прыжки через короткую скакалку разными способами (на двух ногах, с ноги на ногу, прыжки через длинную скакалку по одному и парами).

Упражнения для пропедевтики. Прыжки на месте, держась за спинку стула, с поворотом вокруг опоры несколько прыжков подряд. Прослеживание глазами за движениями короткой и длинной скакалки. Выполнение прыжков на месте в момент удара скакалки о пол. Прыжки вправо, влево, держась за опору.

Бросание, ловля, метание. Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы (расстояние до 3 м) из положения сидя, ноги скрестно, через сетку. Бросание мяча вверх, о землю (пол) и ловля его двумя руками (не менее 5 раз подряд), с хлопками; одной рукой (не менее 10 раз). Отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении. Ведение мяча в разных направлениях. Бросание набивных мячей (масса 1 кг) на дальность двумя руками из-за головы не менее 3—4 м. Метание на дальность одной рукой (5—10 м). Метание в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в движущуюся цель, находящуюся на уровне глаз детей.

Упражнения для пропедевтики. Перебрасывание мяча, фиксированного эластичным шнуром, друг другу с небольшого расстояния (1—1,5 м) снизу, из-за головы.

Бросание мяча вверх в обруч двумя руками и одной, прослеживая бросок глазами.

Отбивание мяча на месте и в движении (мяч фиксирован эластичным шнуром на кисти руки).

Прослеживание бросков различных по величине предметов на дальность, сосредоточивая взор на предмете в момент касания земли (пола).

Метание в горизонтальную и вертикальную цели (цели подбираются соответственно зрительным возможностям детей). Прослеживание взором движущейся цели.

Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, с мешочком на голове, приседая на двух ногах, руки в стороны, с остановкой у середины предмета (куб), перешагивая его.

Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, при необходимости держась за опору, продвигаясь вперед. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (6—8 см), по веревке (диаметр 4—5 см) прямо и боком. Сохранение равновесия, стоя на скамейке, кубе, на носках, на одной ноге, с открытыми и закрытыми глазами, пользуясь опорой, балансирование на большом набивном мяче (вес 3 кг), используя опору. Кружение парами и по одному с открытыми и закрытыми глазами (с остановкой и выполнением фигур).

Упражнения для пропедевтики. Переступание вправо—влево приставным шагом по гимнастической скамейке, с мешочком на голове.

Перешагивание чередующимся шагом с куба на куб (высота 50 см) прямо.

Перешагивание приставным шагом прямо и боком (высота куба 30 см).

Кружение по одному с закрытыми глазами, держась за опору.

Date: 2015-09-22; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию