Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коррекция нарушений речи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Поэтому в процессе дошкольного обучения и воспитания таких детей работа логопеда очень важна.
Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка. Таким образом, в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушением сенсорной сферы.
Группы для занятий комплектуются из детей, направленных психолого-медико-педагогической комиссией.
Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые две недели обучения. Эти результаты отражаются в специальной речевой карте обследования.
В ней также отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика и др.), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.
В период обследования логопед комплектует подгруппы из детей с однородными нарушениями речи и зрения не более 3—5 человек в каждой.
Дети с нарушением зрения и общим недоразвитием речи (ОНР) не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со всей группой. Наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Поэтому логопеду целесообразно объединять детей в подгруппы с учетом уровня речевого развития и дефекта зрения. Предусматриваются две направленности занятий — формирование связной речи и формирование произношения.
На 1 -м году обучения логопед занимается только индивидуально, занятия нужно проводить ежедневно, учитывая особенности логопедической работы с детьми, страдающими алалией, дизартрией, ринолалией и др.
На 2-м и 3-м годах обучения, помимо индивидуальных занятий, логопед проводит подгрупповые занятия три раза в неделю.
Логопед работает во взаимодействии с родителями. Ежедневно в индивидуальные тетради вносятся задания для работы в выходные дни с целью закрепления усвоенных навыков.
Специфика работы логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения специальных средств наглядности.
При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. На занятиях со слабовидящими детьми используются рельефные картинки, дидактическое пособие авторов В.Н. Гомберга, С.И. Брискина и A.M. Дудорова. Целесообразно подготавливать большое количество предметов и игрушек одного типа. Весь дидактический материал и наглядный материал, используемый логопедом на занятии, должен быть предметным, по возможности взятым из реального мира (свежие овощи, фрукты, ягоды и т. д., а также муляжи, макеты, чучела и др.).
Для детей с нарушением зрения характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует применение игр с речевым материалом и движениями, хороводов и др.
Логопед занимается с детьми не только в кабинете, но и на прогулке, где особенно удобно проводить различные подвижные игры.
Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней следует чередовать периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз.
Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа имела специфическую методическую направленность, проводилась дифференцированно и охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным фактором.
Комплексная коррекционно-логопедическая работа занимает существенное место во всей системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и зрения, в целях компенсации последствий зрительной патологии и подготовки их к обучению в школе.
1-и год обучения
| Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| 1/ Обследование детей. Составление индивидуальных планов ребенка с учетом зрительной и речевой патологии. Изучение условий развития ребенка, общения в семье со взрослыми и сверстниками. Выявление уровня общего психического развития ребенка. Определение вида ведущей деятельности (игра, конструирование, рисование и т д.).
| Беседы с родителями.
| 2. Развитие психических функций: а) формирование устойчивости, внимания;
б) расширение познавательной активности.
| Тестирование.
|
Содержание работы
3. Формирование навыков готовности к занятиям у логопеда: а) направленность внимания на логопеда; б) понимание и выполнение инструкций; в) осуществление контроля за своей деятельностью.
| Примерные приемы и методы работы
Учить играть с образными игрушками-персонажами совместно с логопедом: сначала по подражанию, потом по словесному указанию выполнять простейшие драматизированные действия (зайчик прыгает, цыпленок клюет).
| 4 Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия.
| Выполнение общеразвивающих физических упражнений; формирование навыков рисования, различение признаков по фактуре.
| 5. Развитие движений артикуляционного аппарата для формирования артикуляционной базы, для постановки нарушенных звуков
| Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Вкусное варенье», «Лошадка».
| 6. Постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам. Первоначальное закрепление звуков.
| В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
| 7. Развитие речевого дыхания.
| Развитие длительного речевого выдоха — вдоха.
| 8. Развитие слухового внимания: а) целенаправленное восприятие с помощью слуха; б) осознанное различение речевых звуков; в) различие на слух звуков в окружающей действительности; г) воспроизведение звуков.
| Узнавание и произнесение неречевых звуков (шум проезжающей машины, шуршание листьев, шум ветра и т. д.). Задания по звукоподражанию: «гав-гав», «га-га-га», «мяу». Игра «Кто как голос подает».
| 9. Развитие зрительно-пространственных представлений.
| Словесное обозначение пространственных свойств предметов.
| 10. Развитие сенсорного восприятия с помощью перцептивной деятельности.
| Усвоение сенсорных эталонов: а) геометрические формы; б) основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый); в) система величин (большой, маленький).
| 1 1. Развитие зрительного восприятия.
| Анализ частей предмета и опознание предметов по значимым признакам.
| 12. Восприятие умения говорить правильно, внятно, отчетливо.
| Проговаривание поговорок, загадок, четверостиший.
| 13. Развитие смысловой стороны речи.
| Задания на соотнесение предмета и об раза по словам.
|
2-й год обучения
Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Индивидуальные занятия
| 1. Развитие движений артикуляционного аппарата.
| Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Чашки», «Лошадки» и др.
| 2. Формирование правильного звукового произношения: а) постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам; б) первоначальное закрепление звуков.
| Постановка свистящих звуков (с,з,ц,с) использованием специальных зондов. Упражнения: «Загнать мяч в ворота», «Наказать непослушный язычок», «Сделать язык широким», «Кто дальше загонит мяч» и др.
| 3. Развитие речевого дыхания.
| В словах, слогах, словосочетаниях, предложениях. Упражнения с удлинением речевого выдоха: «Чей пароход лучше гудит?» и др.
| 4. Развитие слухового внимания и памяти: а) целенаправленное внимание с помощью слуха; б) осознанное различие звуков; в) узнавание на слух неречевых звуков и их воспроизведение.
| Дидактические игры: «Угадай-ка», «Кто кричит?», «Угадай, на чем я играю», «Угадай, что я делаю», «Как шуршат листья?», «Как шумит ветер?».
| 5, Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия.
| Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом (обводка по контуру). Формирование навыков рисования (раскрашивание). Различение признаков по фактуре.
| 6. Развитие зрительно-пространственных представлений.
| Работа с мозаикой. Словесное обозначение пространственных свойств предметов.
| 7. Развитие сенсорного восприятия.
| Работа над усвоением сенсорных эталонов (геометрическая форма, цвет, система величин, система времени) с помощью перцептивной деятельности.
| 8 Развитие зрительного восприятия.
| Задания на анализ частей предмета и его опознание по значимым признакам. Использование игр с натуральными объектами, объемными моделями, игрушками, элементами мозаики, конструктора.
|
Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Индивидуальные занятия
| 9. Пополнение словарного запаса новыми словами, развитие предметной соотнесенности слова и образа предмета.
| Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих признаки предметов и действия с ними.
| 10. Развитие внимания к звуковой стороне речи.
| Выделение и определение звуков в окружающей действительности.
| 11. Воспитание умения говорить внятно, отчетливо, умеренно, громко, в неторопливом темпе.
| На материале упражнений, загадок, поговорок, потешек, стихотворений. Их разучивание с голоса логопеда.
| Подгрупповые занятия
| 1. Развитие психических функций: а) формирование устойчивости внимания; б) расширение объема памяти; в) расширение познавательной активности.
| В процессе работы по всем разделам обучения.
| 2. Формирование навыков готовности к обучению: а) направленность внимания на логопеда; б) выполнение инструкций; в) осуществление контроля за своей деятельностью.
| Проведение физкультминуток, речевых игр с движениями хороводов, сюжетно-ролевых игр.
| 3. Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия.
| Формирование навыков рисования. Различение признаков по фактуре.
| 4. Развитие общих речевых навыков.
| Чтение, разучивание стихотворений, потешек, поговорок с голоса логопеда.
| 5. Развитие фонематического восприятия и представлений.
| Преобразование одного слова в другое путем замены, добавления, усечения звуков (мир — тир, пир — пар).
| 6. Развитие лексической стороны речи: а) знакомство с основными словами; б) конкретизация знакомых и новых слов; в) формирование обобщающих функций слова.
| Использование тем по развитию речи: «Семья», «Игрушка», «Части тела», «Осень», «Фрукты», «Ягоды», «Овощи», «Мебель», «Посуда», «Групповая комната и логопедический кабинет».
| 7. Развитие связной, грамматически правильной речи.
| Проведение несложных диалогов. Формирование вопросов и ответы на вопросы друг друга. Составление рассказов по картинке, описание предметов, муляжей игрушек.
|
Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| 2-й период (декабрь, январь, февраль)
Индивидуальные занятия
| 1. Формирование правильного звукопроизношения: а) постановка звуков; б) автоматизация звуков;
в) активное исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи; г) дифференциация звуков.
| Использование слогов, слов, словосочетаний, предложений, стихотворений.
| 2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
|
| Подгрупповые занятия
| 1. Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления, слухового внимания, слуховой памяти.
| Заучивание стихотворений, маленьких текстов с голоса логопеда.
| 2. Развитие лексической стороны речи: а) знакомство с новыми словами; б) конкретизация новых и имеющихся слов; в) формирование обобщающих функций слова.
| Использование тем по развитию речи: «Продукты питания», «Зима», «Одежда», «Обувь», «Праздник елки», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние птицы и их детеныши», «Животные жарких стран», «Почта», «Насекомые» и др.
| 3. Формирование пространственных представлений и отношений.
| Употребление предлогов: в, на, за, под, над и др.
| 4. Сравнение и сопоставление существительных единственного и множественного числа.
| Яблоко — яблоки — яблок, стул — стулья, книга — книги и др.
| 5. Практическое усвоение некоторых форм словообразования и словоизменения.
| Преобразование одного слова в другое путем замены, вставки, перестановки, добавления, усечения букв и слогов в слове.
| 6. Развитие связной, грамматически правильной речи.
| Ответы на вопрос полным предложением
| 7. Развитие эмоциональной сферы, общих речевых навыков.
| Проведение кукольных спектаклей, игр-драматизаций.
|
Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| 3-й период (март, апрель, май)
Индивидуальные занятия
| 1. Развитие общих речевых навыков и речевого слуха (развитие интонационного анализа и синтеза).
| Соблюдение интонаций, знакомство с ударениями.
| 2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
| Артикуляционная гимнастика.
| 3. Формирование правильного звукопроизношения согласно индивидуальным планам: а) постановка звуков; б) их коррекция; в) автоматизация; г) дифференциация звуков.
| В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связных текстах. Соблюдение интонаций Знакомство с ударениями.
| Подгрупповые занятия
| 1. Формирование психических функций устойчивости и переключаемо-сти внимания, памяти, познавательной активности.
| На всех занятиях.
| 2. Развитие лексической стороны речи.
| Использование тем: «Профессии наших мам», «8 Марта», «Деревья», «Грибы», «Цветы», «Лес», «Весна», «Магазин», «Город и улица», «Инструменты», «Транспорты» и др.
| 3. Подготовка детей к анализу и синтезу звукового состава слова.
| Знакомство с терминами: звук, слог, слово, предложение. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые звуки. Звонкие и глухие звуки.
| 4. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных отношений.
| Практическое употребление предлогов: из-за, из-под, между, около, возле и др.
| 5. Совершенствование грамматического оформления речи путем овладения связью слов в словосочетании, в предложении.
| Употребление: существительные в единственном и множественном числе, родительный падеж (дом — дома, колесо — колеса), существительные в уменьшительной форме (домики, колесики); согласование глаголов с существительными в числе и лице. Образование глаголов совершенного и несовершенного вида. Согласование существительных с прилагательными. Согласование существительных с числительными.
|
Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| 6. Развитие грамматически правильного оформления речи.
| Установление связи между словами в предложении
| 7. Формирование навыков связной речи.
| Ответы на вопросы по содержанию. Использование кукольных спектаклей, игр-драматизаций.
| 3-й год обучения
Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Индивидуальные занятия
| 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
| Артикуляционная гимнастика.
| 2. Формирование правильного зву-копроизношения: а) постановка звуков; б) автоматизация поставленных звуков; в) исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи.
|
| 3. Формирование учебных навыков: направленность внимания на логопеда; понимание и выполнение инструкций; осуществление самоконтроля; коррекция поведения и игровой деятельности.
|
| 4. Развитие моторики: общей; мелкой.
| Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом, фломастером. Различение признаков по фактуре.
| 5. Развитие слухового восприятия.
| Выделение и определение звуков в окружающей действительности. Различение на слух звуков речи окружающих.
| 6. Развитие речевого дыхания.
| Развитие правильного речевого вдоха и выдоха.
| 7. Развитие слуховой памяти и внимания, направленное на осознанное восприятие речи.
|
| 8. Развитие зрительного восприятия.
| Использование пигментных изображений: черно-белых и цветных, контурных, силуэтных.
|
Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| Подгрупповые занятия
| 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Индивидуальные занятия
| 1. Развитие лексической стороны речи: а) предметная соотнесенность слов; б) пополнение словарного запаса новыми словами; в) формирование обобщающей функции слова.
| Закрепление знаний о временах года, их названиях, характерных признаках, о домашних животных, названиях различных частей тела животных, об овощах, о фруктах, ягодах, грибах, цветах, деревьях.
| 2. Формирование и развитие звукового анализа и синтеза: а) звук на фоне слова; б) звук в начале, в конце слова; в) последовательность звуков; г) количество звуков; д) место звуков по отношению к другим звукам; е) анализ и синтез прямых и обратных слогов; з) звуковой анализ и синтез односложных слов.
| Гласные звуки: у, а, я, э, о, ы.
| 3. Развитие фонематического восприятия и представлений.
| Согласные звуки: п, п', т, к, м, м'
|
л, х, х', с.
| 4. Совершенствование грамматического оформления речи.
| Усвоение слов двух-, трехсложной слоговой структуры. Сравнение и сопоставление существительных единственного и множественного числа с окончаниями: и, ы, я (игры, игрушки, платья). Правильное употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа (идет — идут, сидишь — сидят). Подбор существительных к притяжательным местоимениям (мой, моя, мое).
| 5. Развитие навыков связной, грамматически правильной речи.
| Умение отвечать на вопросы, составлять простые предложения по картинке, с опорой на демонстрируемые действия.
|
Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| 2-й период (декабрь, январь, февраль) Индивидуальные занятия
| 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
| Артикуляционная гимнастика.
| 2. Формирование правильного зву-копроизношения согласно индивидуальным планам.
|
| 3. Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия.
| Общеразвивающие физические упражнения, физкультминутки, хороводы, сюжетно-ролевые игры Работа с мозаикой, карандашом. Различение признаков предметов по их фактуре.
| 4. Развитие общих речевых навыков _
|
| 5. Развитие связной, грамматически правильной речи.
| Заучивание загадок, скороговорок, потешек, стихотворений. Проведение игр-драматизаций.
| Подгрупповые занятия
| 1. Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления.
| Умение отвечать и задавать вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам.
| 2. Развитие общих речевых навыков и речевого слуха.
|
| 3. Развитие лексико-семантической стороны речи: а) конкретизация имеющихся слов; б) пополнение словарного запаса новыми словами.
| Соблюдение ударений. Соблюдение интонаций в предложениях. Работа над модуляцией голоса.
| 4. Формирование и развитие звукового анализа и синтеза: а) различение звуков на слух; б) дифференциация звуков на слух; в) деление слов на слоги.
| Усвоение и употребление терминов (гласный звук, согласный звук, слово, предложение и др.) Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих действия и признаки предметов, с, с' з, з' б, б’, м, д, д', г, г Q к, к Q ш, л, с, с 5 з-з, б-б, ж-з-с, г-к. Для слуховой опоры используются отхлопывания. Для зрительной опоры используются схемы, в которых длинной полоской обозначают слова, короткой — слоги. Звуки обозначаются разноцветными фишками: гласные звуки — красными, твердые согласные — синими, мягкие согласные — зелеными.
|
Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| 2-й период (декабрь, январь, февраль)
Индивидуальные занятия
| 5. Развитие моторики: а) общей;
б) мелкой.
| Проведение физкультминуток, включающих общеразвивающие физические упражнения.. Игра «Пойми и назови» и др.
Формирование графических навыков (обводка, написание элементов печатных букв).
| 6. Развитие навыков связной речи.
| Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок. Распространение предложений. Составление простых распространенных предложений. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Умение вести несложный диалог, правильно и быстро поставить вопрос, подобрать для ответа нужное слово.
| 3-й период (март, апрель, май)
Индивидуальные занятия
| 1. Продолжение работы по исправлению недостатков звукопроизношения в соответствии с индивидуальными планами: а) развитие артикуляционного аппарата; б) постановка звуков; в) автоматизация звуков; г) дифференциация звуков; д) введение поставленных звуков в речь.
| На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, связных текстов.
| 2. Развитие фонематического восприятия и представлений.
| Соблюдение интонаций, ударений.
| 3. Развитие общеречевых навыков и речевого слуха.
|
|
Содержание работы
| Примерные приемы и методы работы
| 4 Развитие грамматически правильного оформления речи.
| Установление связи между словами в предложениях при помощи вопросов.
| Подгрупповые занятия
| 1. Развитие фонематического анализа и синтеза: а) различение на слух звуков; б) дифференциация звуков на слух; в) анализ и синтез предложений; г) слоговой анализ и синтез.
| Повторение звуков: с, з, ш, ж, л, л',
Р.Р' Знакомство со звуками: ч, ш, ц, щ,
ч — ш — щ, щ — ч, ц — с Выделение предложений из прочитанного текста. Расчленение предложений на слова, слова — на слоги и звуки. Соединение звуков в слоги и слова.
| 2. Знакомство с азбукой (алфавитом).
| Общие сведения об алфавите русского языка. Что означает буква. Количество букв в алфавите.
| 3. Развитие моторики: а) общей; б) мелкой.
| Совместные речеигровые действия (зайчик, цыпленок, воробышек), простейшие игровые движения с проговариванием короткого текста (курочка зовет цыплят: «Ко-ко-ко»; воробышек прыгает: «Чик-чирик!»). Формирование графических навыков. Знакомство со специальными тетрадями для детей с нарушением зрения.
| 4. Развитие основных типов монологической речи.
| Учить детей сознательно воспринимать тексты, находить связь между описываемыми фактами и явлениями, выражать свое отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам, драматизировать тексты, сказки.
| 5. Развитие связной, грамматически правильной речи путем практического употребления словосочетаний, связи слов в предложении.
| Уметь отвечать на вопросы, давать простейшую оценку прочитанного, рассказывать связно, не отступая от основного смысла; излагать мысли, события в логической последовательности. Уметь делать пересказ небольшого текста (с помощью логопеда).
|
Date: 2015-09-22; view: 499; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|