Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекция нарушений речи





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Поэтому в процессе дошкольного обучения и воспитания таких детей работа логопеда очень важна.

Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка. Таким образом, в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушением сенсорной сферы.

Группы для занятий комплектуются из детей, направленных психолого-медико-педагогической комиссией.

Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые две недели обучения. Эти результаты отражаются в специальной речевой карте обследования.

В ней также отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика и др.), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.

В период обследования логопед комплектует подгруппы из детей с однородными нарушениями речи и зрения не более 3—5 человек в каждой.

Дети с нарушением зрения и общим недоразвитием речи (ОНР) не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со всей группой. Наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Поэтому логопеду целесообразно объединять детей в подгруппы с учетом уровня речевого развития и дефекта зрения. Предусматриваются две направленности занятий — формирование связной речи и формирование произношения.

На 1 -м году обучения логопед занимается только индивидуально, занятия нужно проводить ежедневно, учитывая особенности логопедической работы с детьми, страдающими алалией, дизартрией, ринолалией и др.

На 2-м и 3-м годах обучения, помимо индивидуальных занятий, логопед проводит подгрупповые занятия три раза в неделю.

Логопед работает во взаимодействии с родителями. Ежедневно в индивидуальные тетради вносятся задания для работы в выходные дни с целью закрепления усвоенных навыков.

Специфика работы логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения специальных средств наглядности.

При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. На занятиях со слабовидящими детьми используются рельефные картинки, дидактическое пособие авторов В.Н. Гомберга, С.И. Брискина и A.M. Дудорова. Целесообразно подготавливать большое количество предметов и игрушек одного типа. Весь дидактический материал и наглядный материал, используемый логопедом на занятии, должен быть предметным, по возможности взятым из реального мира (свежие овощи, фрукты, ягоды и т. д., а также муляжи, макеты, чучела и др.).

Для детей с нарушением зрения характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует применение игр с речевым материалом и движениями, хороводов и др.

Логопед занимается с детьми не только в кабинете, но и на прогулке, где особенно удобно проводить различные подвижные игры.

Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней следует чередовать периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз.

Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа имела специфическую методическую направленность, проводилась дифференцированно и охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным фактором.

Комплексная коррекционно-логопедическая работа занимает существенное место во всей системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и зрения, в целях компенсации последствий зрительной патологии и подготовки их к обучению в школе.

1-и год обучения
Содержание работы Примерные приемы и методы работы
1/ Обследование детей. Составление индивидуальных планов ребенка с учетом зрительной и речевой патологии. Изучение условий развития ребенка, общения в семье со взрослыми и сверстниками. Выявление уровня общего психического развития ребенка. Определение вида ведущей деятельности (игра, конструирование, рисование и т д.). Беседы с родителями.
2. Развитие психических функций: а) формирование устойчивости, внимания; б) расширение познавательной активности. Тестирование.

 

 

Содержание работы   3. Формирование навыков готовности к занятиям у логопеда: а) направленность внимания на логопеда; б) понимание и выполнение инструкций; в) осуществление контроля за своей деятельностью. Примерные приемы и методы работы   Учить играть с образными игрушками-персонажами совместно с логопедом: сначала по подражанию, потом по словесному указанию выполнять простейшие драматизированные действия (зайчик прыгает, цыпленок клюет).
4 Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. Выполнение общеразвивающих физических упражнений; формирование навыков рисования, различение признаков по фактуре.
5. Развитие движений артикуляционного аппарата для формирования артикуляционной базы, для постановки нарушенных звуков Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Вкусное варенье», «Лошадка».
6. Постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам. Первоначальное закрепление звуков. В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
7. Развитие речевого дыхания. Развитие длительного речевого выдоха — вдоха.
8. Развитие слухового внимания: а) целенаправленное восприятие с помощью слуха; б) осознанное различение речевых звуков; в) различие на слух звуков в окружающей действительности; г) воспроизведение звуков. Узнавание и произнесение неречевых звуков (шум проезжающей машины, шуршание листьев, шум ветра и т. д.). Задания по звукоподражанию: «гав-гав», «га-га-га», «мяу». Игра «Кто как голос подает».
9. Развитие зрительно-пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных свойств предметов.
10. Развитие сенсорного восприятия с помощью перцептивной деятельности. Усвоение сенсорных эталонов: а) геометрические формы; б) основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый); в) система величин (большой, маленький).
1 1. Развитие зрительного восприятия. Анализ частей предмета и опознание предметов по значимым признакам.
12. Восприятие умения говорить правильно, внятно, отчетливо. Проговаривание поговорок, загадок, четверостиший.
13. Развитие смысловой стороны речи. Задания на соотнесение предмета и об раза по словам.

2-й год обучения

 

Содержание работы Примерные приемы и методы работы
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Индивидуальные занятия
1. Развитие движений артикуляционного аппарата. Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Чашки», «Лошадки» и др.
2. Формирование правильного звукового произношения: а) постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам; б) первоначальное закрепление звуков. Постановка свистящих звуков (с,з,ц,с) использованием специальных зондов. Упражнения: «Загнать мяч в ворота», «Наказать непослушный язычок», «Сделать язык широким», «Кто дальше загонит мяч» и др.
3. Развитие речевого дыхания. В словах, слогах, словосочетаниях, предложениях. Упражнения с удлинением речевого выдоха: «Чей пароход лучше гудит?» и др.
4. Развитие слухового внимания и памяти: а) целенаправленное внимание с помощью слуха; б) осознанное различие звуков; в) узнавание на слух неречевых звуков и их воспроизведение. Дидактические игры: «Угадай-ка», «Кто кричит?», «Угадай, на чем я играю», «Угадай, что я делаю», «Как шуршат листья?», «Как шумит ветер?».
5, Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом (обводка по контуру). Формирование навыков рисования (раскрашивание). Различение признаков по фактуре.
6. Развитие зрительно-пространственных представлений. Работа с мозаикой. Словесное обозначение пространственных свойств предметов.
7. Развитие сенсорного восприятия. Работа над усвоением сенсорных эталонов (геометрическая форма, цвет, система величин, система времени) с помощью перцептивной деятельности.
8 Развитие зрительного восприятия. Задания на анализ частей предмета и его опознание по значимым признакам. Использование игр с натуральными объектами, объемными моделями, игрушками, элементами мозаики, конструктора.
Содержание работы Примерные приемы и методы работы
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Индивидуальные занятия
9. Пополнение словарного запаса новыми словами, развитие предметной соотнесенности слова и образа предмета. Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих признаки предметов и действия с ними.
10. Развитие внимания к звуковой стороне речи. Выделение и определение звуков в окружающей действительности.
11. Воспитание умения говорить внятно, отчетливо, умеренно, громко, в неторопливом темпе. На материале упражнений, загадок, поговорок, потешек, стихотворений. Их разучивание с голоса логопеда.
Подгрупповые занятия
1. Развитие психических функций: а) формирование устойчивости внимания; б) расширение объема памяти; в) расширение познавательной активности. В процессе работы по всем разделам обучения.
2. Формирование навыков готовности к обучению: а) направленность внимания на логопеда; б) выполнение инструкций; в) осуществление контроля за своей деятельностью. Проведение физкультминуток, речевых игр с движениями хороводов, сюжетно-ролевых игр.
3. Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. Формирование навыков рисования. Различение признаков по фактуре.
4. Развитие общих речевых навыков. Чтение, разучивание стихотворений, потешек, поговорок с голоса логопеда.
5. Развитие фонематического восприятия и представлений. Преобразование одного слова в другое путем замены, добавления, усечения звуков (мир — тир, пир — пар).
6. Развитие лексической стороны речи: а) знакомство с основными словами; б) конкретизация знакомых и новых слов; в) формирование обобщающих функций слова. Использование тем по развитию речи: «Семья», «Игрушка», «Части тела», «Осень», «Фрукты», «Ягоды», «Овощи», «Мебель», «Посуда», «Групповая комната и логопедический кабинет».
7. Развитие связной, грамматически правильной речи. Проведение несложных диалогов. Формирование вопросов и ответы на вопросы друг друга. Составление рассказов по картинке, описание предметов, муляжей игрушек.
Содержание работы Примерные приемы и методы работы
2-й период (декабрь, январь, февраль) Индивидуальные занятия
1. Формирование правильного звукопроизношения: а) постановка звуков; б) автоматизация звуков; в) активное исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи; г) дифференциация звуков. Использование слогов, слов, словосочетаний, предложений, стихотворений.
2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.  
Подгрупповые занятия
1. Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления, слухового внимания, слуховой памяти. Заучивание стихотворений, маленьких текстов с голоса логопеда.
2. Развитие лексической стороны речи: а) знакомство с новыми словами; б) конкретизация новых и имеющихся слов; в) формирование обобщающих функций слова. Использование тем по развитию речи: «Продукты питания», «Зима», «Одежда», «Обувь», «Праздник елки», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние птицы и их детеныши», «Животные жарких стран», «Почта», «Насекомые» и др.
3. Формирование пространственных представлений и отношений. Употребление предлогов: в, на, за, под, над и др.
4. Сравнение и сопоставление существительных единственного и множественного числа. Яблоко — яблоки — яблок, стул — стулья, книга — книги и др.
5. Практическое усвоение некоторых форм словообразования и словоизменения. Преобразование одного слова в другое путем замены, вставки, перестановки, добавления, усечения букв и слогов в слове.
6. Развитие связной, грамматически правильной речи. Ответы на вопрос полным предложением
7. Развитие эмоциональной сферы, общих речевых навыков. Проведение кукольных спектаклей, игр-драматизаций.
Содержание работы Примерные приемы и методы работы
3-й период (март, апрель, май) Индивидуальные занятия
1. Развитие общих речевых навыков и речевого слуха (развитие интонационного анализа и синтеза). Соблюдение интонаций, знакомство с ударениями.
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.
3. Формирование правильного звукопроизношения согласно индивидуальным планам: а) постановка звуков; б) их коррекция; в) автоматизация; г) дифференциация звуков. В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связных текстах. Соблюдение интонаций Знакомство с ударениями.
Подгрупповые занятия
1. Формирование психических функций устойчивости и переключаемо-сти внимания, памяти, познавательной активности. На всех занятиях.
2. Развитие лексической стороны речи. Использование тем: «Профессии наших мам», «8 Марта», «Деревья», «Грибы», «Цветы», «Лес», «Весна», «Магазин», «Город и улица», «Инструменты», «Транспорты» и др.
3. Подготовка детей к анализу и синтезу звукового состава слова. Знакомство с терминами: звук, слог, слово, предложение. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые звуки. Звонкие и глухие звуки.
4. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных отношений. Практическое употребление предлогов: из-за, из-под, между, около, возле и др.
5. Совершенствование грамматического оформления речи путем овладения связью слов в словосочетании, в предложении. Употребление: существительные в единственном и множественном числе, родительный падеж (дом — дома, колесо — колеса), существительные в уменьшительной форме (домики, колесики); согласование глаголов с существительными в числе и лице. Образование глаголов совершенного и несовершенного вида. Согласование существительных с прилагательными. Согласование существительных с числительными.
Содержание работы Примерные приемы и методы работы
6. Развитие грамматически правильного оформления речи. Установление связи между словами в предложении
7. Формирование навыков связной речи. Ответы на вопросы по содержанию. Использование кукольных спектаклей, игр-драматизаций.

3-й год обучения

 

Содержание работы Примерные приемы и методы работы
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Индивидуальные занятия
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.
2. Формирование правильного зву-копроизношения: а) постановка звуков; б) автоматизация поставленных звуков; в) исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи.  
3. Формирование учебных навыков: направленность внимания на логопеда; понимание и выполнение инструкций; осуществление самоконтроля; коррекция поведения и игровой деятельности.  
4. Развитие моторики: общей; мелкой. Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом, фломастером. Различение признаков по фактуре.
5. Развитие слухового восприятия. Выделение и определение звуков в окружающей действительности. Различение на слух звуков речи окружающих.
6. Развитие речевого дыхания. Развитие правильного речевого вдоха и выдоха.
7. Развитие слуховой памяти и внимания, направленное на осознанное восприятие речи.  
8. Развитие зрительного восприятия. Использование пигментных изображений: черно-белых и цветных, контурных, силуэтных.

 

Содержание работы Примерные приемы и методы работы
Подгрупповые занятия
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Индивидуальные занятия
1. Развитие лексической стороны речи: а) предметная соотнесенность слов; б) пополнение словарного запаса новыми словами; в) формирование обобщающей функции слова. Закрепление знаний о временах года, их названиях, характерных признаках, о домашних животных, названиях различных частей тела животных, об овощах, о фруктах, ягодах, грибах, цветах, деревьях.
2. Формирование и развитие звукового анализа и синтеза: а) звук на фоне слова; б) звук в начале, в конце слова; в) последовательность звуков; г) количество звуков; д) место звуков по отношению к другим звукам; е) анализ и синтез прямых и обратных слогов; з) звуковой анализ и синтез односложных слов. Гласные звуки: у, а, я, э, о, ы.
3. Развитие фонематического восприятия и представлений. Согласные звуки: п, п', т, к, м, м'
л, х, х', с.
4. Совершенствование грамматического оформления речи. Усвоение слов двух-, трехсложной слоговой структуры. Сравнение и сопоставление существительных единственного и множественного числа с окончаниями: и, ы, я (игры, игрушки, платья). Правильное употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа (идет — идут, сидишь — сидят). Подбор существительных к притяжательным местоимениям (мой, моя, мое).
5. Развитие навыков связной, грамматически правильной речи. Умение отвечать на вопросы, составлять простые предложения по картинке, с опорой на демонстрируемые действия.
Содержание работы Примерные приемы и методы работы
2-й период (декабрь, январь, февраль) Индивидуальные занятия
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.
2. Формирование правильного зву-копроизношения согласно индивидуальным планам.  
3. Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. Общеразвивающие физические упражнения, физкультминутки, хороводы, сюжетно-ролевые игры Работа с мозаикой, карандашом. Различение признаков предметов по их фактуре.
4. Развитие общих речевых навыков _  
5. Развитие связной, грамматически правильной речи. Заучивание загадок, скороговорок, потешек, стихотворений. Проведение игр-драматизаций.
Подгрупповые занятия
1. Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления. Умение отвечать и задавать вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам.
2. Развитие общих речевых навыков и речевого слуха.  
3. Развитие лексико-семантической стороны речи: а) конкретизация имеющихся слов; б) пополнение словарного запаса новыми словами. Соблюдение ударений. Соблюдение интонаций в предложениях. Работа над модуляцией голоса.
4. Формирование и развитие звукового анализа и синтеза: а) различение звуков на слух; б) дифференциация звуков на слух; в) деление слов на слоги. Усвоение и употребление терминов (гласный звук, согласный звук, слово, предложение и др.) Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих действия и признаки предметов, с, с' з, з' б, б, м, д, д', г, г Q к, к Q ш, л, с, с 5 з-з, б-б, ж-з-с, г-к. Для слуховой опоры используются отхлопывания. Для зрительной опоры используются схемы, в которых длинной полоской обозначают слова, короткой — слоги. Звуки обозначаются разноцветными фишками: гласные звуки — красными, твердые согласные — синими, мягкие согласные — зелеными.
Содержание работы Примерные приемы и методы работы
2-й период (декабрь, январь, февраль) Индивидуальные занятия
5. Развитие моторики: а) общей; б) мелкой. Проведение физкультминуток, включающих общеразвивающие физические упражнения.. Игра «Пойми и назови» и др. Формирование графических навыков (обводка, написание элементов печатных букв).
6. Развитие навыков связной речи. Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок. Распространение предложений. Составление простых распространенных предложений. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Умение вести несложный диалог, правильно и быстро поставить вопрос, подобрать для ответа нужное слово.
3-й период (март, апрель, май) Индивидуальные занятия
1. Продолжение работы по исправлению недостатков звукопроизношения в соответствии с индивидуальными планами: а) развитие артикуляционного аппарата; б) постановка звуков; в) автоматизация звуков; г) дифференциация звуков; д) введение поставленных звуков в речь. На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, связных текстов.
2. Развитие фонематического восприятия и представлений. Соблюдение интонаций, ударений.
3. Развитие общеречевых навыков и речевого слуха.  
Содержание работы Примерные приемы и методы работы
4 Развитие грамматически правильного оформления речи. Установление связи между словами в предложениях при помощи вопросов.
Подгрупповые занятия
1. Развитие фонематического анализа и синтеза: а) различение на слух звуков; б) дифференциация звуков на слух; в) анализ и синтез предложений; г) слоговой анализ и синтез. Повторение звуков: с, з, ш, ж, л, л', Р.Р' Знакомство со звуками: ч, ш, ц, щ, ч — ш — щ, щ — ч, ц — с Выделение предложений из прочитанного текста. Расчленение предложений на слова, слова — на слоги и звуки. Соединение звуков в слоги и слова.
2. Знакомство с азбукой (алфавитом). Общие сведения об алфавите русского языка. Что означает буква. Количество букв в алфавите.
3. Развитие моторики: а) общей; б) мелкой. Совместные речеигровые действия (зайчик, цыпленок, воробышек), простейшие игровые движения с проговариванием короткого текста (курочка зовет цыплят: «Ко-ко-ко»; воробышек прыгает: «Чик-чирик!»). Формирование графических навыков. Знакомство со специальными тетрадями для детей с нарушением зрения.
4. Развитие основных типов монологической речи. Учить детей сознательно воспринимать тексты, находить связь между описываемыми фактами и явлениями, выражать свое отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам, драматизировать тексты, сказки.
5. Развитие связной, грамматически правильной речи путем практического употребления словосочетаний, связи слов в предложении. Уметь отвечать на вопросы, давать простейшую оценку прочитанного, рассказывать связно, не отступая от основного смысла; излагать мысли, события в логической последовательности. Уметь делать пересказ небольшого текста (с помощью логопеда).

 

Date: 2015-09-22; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию