Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ознакомление с окружающим миром
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Программа «Ознакомление с окружающим миром» способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека. Дети должны представлять и конкретно действовать с различными предметами, знать назначение, способы действия и применения их, понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Там, где невозможно получить зрительную информацию, необходимо активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительная информация получается за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и др.) и обеспечивает детям с нарушением зрения более полную и точную информацию. На 1-ми 2-м годах обучения занятия по ознакомлению с окружающим миром более тесно связаны с развитием речи, так как наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира. На 3-м и 4-м годах обучения наряду с этой задачей осуществляется работа по расширению и систематизации представлений в определенных связях общественноведческих, природоведческих, математических и эстетических знаний. Основными методами и средствами являются наблюдения, обследование, экскурсии, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами или их изображениями, просмотр диафильмов, рассматривание различных видов наглядности (картинки, игрушки, муляжи, чучела животных и др.), слушание грамзаписей, применение магнитофонных записей и т.п. На более поздних периодах обучения начинают применяться беседы об увиденном, но ведущим остается использование конкретного материала, активно воспринимаемого детьми. Значительная часть программного материала по развитию зрительного восприятия ведется учителем-дефектологом (тифлопедагогом), так как он формирует у детей способы чувственного познания, учит их правильно обследовать предметы с помощью зрения и сохранных анализаторов. При этом он решает данные задачи с учетом индивидуальных особенностей состояния зрения каждого слабовидящего ребенка. Воспитатель проводит только те занятия, на которых идет закрепление пройденного материала. На начальных этапах формирования способов зрительного обследования у детей с нарушением зрения тифлопедагог, кроме фронтально-групповых занятий, проводит индивидуальные занятия с детьми, где учит их не только способам обследования предметов, но и ведет работу по социальной адаптации детей. Важное место в программе отводится развитию зрительно-пространственной адаптации детей с нарушением зрения в окружающей обстановке. Дети с нарушением зрения испытывают определенные сложности при ориентировке в пространстве, поэтому им необходим определенный уровень пространственных представлений, навыков и умений, при наличии которых они смогут свободно передвигаться в пространстве и общаться с окружающим миром. В программе в зависимости от возраста и уровня психического развития детей определены требования к формированию пространственных представлений на уровне зрительного и других видов восприятия. При этом важно сочетать ориентировку на зрение с опорой на слуховую, тактильно-двигательную и другие виды ориентировок. При формировании пространственной ориентировки важно научить слабовидящих детей опираться на сенсорные эталоны пространственных признаков: формы, цвета, величины и места положения предметов. Важная роль отводится речи как регулятору практических действий детей. В помещениях детского сада, особенно в групповых комнатах, следует соблюдать заведенный порядок хранения игрушек, одежды, посуды и других предметов быта, с тем чтобы дети с нарушением зрения ориентировались по памяти, что облегчает им процесс пространственной ориентировки. Важным условием работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь коррекционной работы с лечебно-восстановительным процессом. Педагоги учитывают рекомендации врача-окулиста по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей, проводят специальные упражнения по активизации и тренировке зрения детей. В программе заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков по ознакомлению с окружающим миром и природоведения с уроками чтения, трудового обучения, физического воспитания и других предметов. Реализация этих возможностей поможет учителю добиться более осознанного и прочного усвоения учащимися изучаемого материала. В программе определены минимальные требования к знаниям и умениям учащихся с нарушенным зрением, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественнонаучных дисциплин. Кроме общих умений, учащиеся должны овладеть и специальными приемами констатации и определения природоведческого материала, активно участвовать в коррекционной работе. Педагогическим коллективам предоставляется право интегрировать данный курс с коррекционными занятиями по социально-бытовой ориентировке или ориентировке в пространстве, что фиксируется в учебном плане, в распределении учебного времени и отражается в оригинальной программе по интегрированному курсу. Нулевой (подготовительный) класс (30 занятий)[1] ВВЕДЕНИЕ (2 ЗАНЯТИЯ) Природа вокруг нас. Объекты, созданные руками человека. Объекты природы. Эти объекты вокруг детского сада, УВК, вокруг дома. Наблюдения в природе. ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ (10 ЗАНЯТИЙ) Представители живой и неживой природы ближайшего окружения, их названия. Признаки жизни живых организмов (растений, животных): передвижение, питание, дыхание. Нахождение объектов живой и неживой природы, доступных для восприятия с помощью неполноценного зрения и сохранных у детей органов чувств. Небо днем и ночью: Солнце, облака. Луна, звезды. Наблюдение за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь. Поведение животных днем и ночью. Земля: песок, камни, глина, почва. Простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы и выделение признаков жизни последних. Правила пользования фоновыми контрастными экранами и рекомендованными средствами оптической коррекции зрения при проведении наблюдений в природе. Последовательность и поэтапность наблюдения в природе (начало работы, фиксация признаков, простейший вывод). СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (16 ЗАНЯТИЙ) Влияние Солнца на изменения в природе. Солнце весной, летом, осенью, зимой. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года: тепло, жарко, холодно, облачно; ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды (вчера, сегодня). Растения в разные времена года. Окраска растений в разные времена года. Появление проростков у растений, почек и листьев, цветов, плодов, семян. Основные сезонные признаки у тополя, клена, мать-и-мачехи. Наблюдения в природе. Практические работы: проращивание семян фасоли (гороха); луковиц лука репчатого (в горшочках, ящиках, баночках); наблюдение появления листьев из почек на веточках, срезанных весной и помещенных в сосуд с водой. Экскурсия в лес, сад, огород или парк и знакомство с сезонными изменениями растений. Поведение животных зимой и летом (медведь, заяц, ворона, грач). Практические работы: изготовление простейших кормушек для птиц, условия их подкармливания в разные времена года. Экскурсия в зимний лес, парк, знакомство с некоторыми условиями жизни животных в зимний период. Труд людей в различные времена года: посев семян, посадка растений, уборка урожая, полив, внесение удобрений под культуры, снегозадержание. Одежда людей в различные времена года. Игры детей в различные времена года. Деятельность человека в течение суток. Экскурсия на производство, знакомство с условиями труда людей, продукцией, выпускаемой на отдельном (доступном для детей) участке производства (фабрика, мастерская, ферма, тепличное хозяйство и др.). ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ЗАНЯТИЕ) Обобщение знаний о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в окружающей среде. Требования к знаниям, умениям и навыкам детей (минимальные). К концу подготовительного класса дети должны знать: • представителей живой и неживой природы, их названия; • основные признаки жизни животных и растений; • название времен года; • основные показатели времен года (1—2 для каждого на примерах объектов неживой природы и на конкретных растениях и животных); • особенности труда людей в различные времена года (по одному примеру для каждого сезона); • виды деятельности человека в течение суток (утро, день, вечер, ночь). К концу подготовительного класса дети должны уметь: • различать объекты природы и созданные руками человека (в ближайшем окружении); • пользоваться фоновым контрастным экраном для элементарных исследований признаков объектов живой и неживой природы; • ( использовать рекомендованные средства оптической коррекции для простейших наблюдений в природе; • различать объекты живой и неживой природы по признакам, доступным для восприятия с помощью ослабленного зрения и сохранных органов чувств; • элементарно обследовать объекты живой и неживой природы с помощью ослабленного зрения и осязания; • выделять части растений: корень, стебель, листья, цветы (плоды), узнавать их в природе и на специально подготовленных рисунках (рельефных, адаптированных плоских); • отличать деревья, кустарники, травы; • выделять части строения животных: голова, туловище, конечности, узнавать их на специально подготовленных рисунках (рельефных, адаптированных плоских); • называть наиболее распространенные виды диких и домашних животных (10—12 видов); • называть наиболее распространенные и доступные признаки сезонных изменений в мире растений и животных; • элементарно ориентироваться в природе с помощью ослабленного зрения и сохранных органов чувств. Date: 2015-09-22; view: 508; Нарушение авторских прав |