Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеративное устройство России: понятие, признаки, специфика





Специфика федеративного устройства России заключается в том, что она является федерацией национально- территориального типа, то есть включает в себя как национально-государственные, так и государственно-территориальные образования. Форма государственного устройства России закреплена в гл. 3 Кон­ституции. В ней же сформулированы признаки федерации. РФ является суверенным государством, обла­дающим всей полнотой государственной власти на своей террито­рии; имеет Конституцию и фе­деральное законодательство; территория государства включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Субъектами российского государства являются: национальные государ­ства - республики; государственно-территориальные образова­ния (края, области, города федерального значения); нацио­нально-государственные образования (автономная область, автоном­ные округа); верховная власть распространяется на всю территорию, Конституция и федеральные законы имеют верховенство. Одновременно действуют органы власти субъектов, обладающие всей полнотой государственной власти в пределах собственной компетен­ции и правом издания нормативно-правовых актов, не противореча­щих Конституции РФ и федеральным законам. Наряду с гражданством РФ имеется гражданство республик в составе РФ; существует разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; наличие двухпалатного парламента - Федерального Собрания - одна из палат которого (Совет Федерации) представляет интересы субъектов; во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративный характер государства выражается в разделении предме­тов ведения и полномочий на три группы: 1)полномочия и предметы ис­ключительного ведения Российской Федерации; 2) полномочия и пред­меты совместного ведения; 3) полномочия и предметы исключительного ведения субъектов. К предметам исключительного ведения и полномочий РФ относятся: 1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; 2) федеративное устройство и территория РФ; 3) регулирование и зашита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулиро­вание и защита прав национальных меньшинств; 4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной вла­сти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; 5) федеральная государственная собст­венность и управление ею; 6) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; 7) установление пра­вовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможен­ное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; феде­ральные экономические службы, включая федеральные банки; 8) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, междуна­родные договоры РФ; вопросы войны и мира; 9) оборона и безопасность; оборонное производство и т. п.

В совместном ведении РФ и субъектов нахо­дятся: 1) обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Кон­ституции РФ и федеральным законам; 2) зашита прав и свобод человека и гражданина; зашита прав национальных меньшинств; обеспечение закон­ности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; 3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; 4) разграничение государст­венной собственности; 5) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; 6) установление общих принци­пов налогообложения и сборов в РФ; 7) кадры судеб­ных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат и т. п.

К предметам исключительного ведения субъектов РФ относятся вопросы, находящиеся вне пределов ведения РФ и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Конституция Российской Федерации закрепила принцип равноправия субъектов Федерации. Он выражается в равенстве прав и обязанностей субъектов, в равенстве их компетенции и полномочий, в равном пред­ставительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собра­ния - по 2 представителя. Система органов власти и управления, их права и обязанности опре­делены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. Систему органов власти в Российской Федерации возглавляет Прези­дент. В переводе с латинского "president" означает "сидящий впереди, стоящий во главе, председательствующий". В России был введен референдумом 17 марта 1991 года. Первым президентом Рос­сии на основе всеобщих выборов 12 июня 1991 года стал В.Н. Ельцин, переизбиравшийся на второй срок в 1996 г. По Конституции РФ Президент является главой государства. Осуществляет следующие функции: является гарантом Кон­ституции, прав и свобод человека и гражданина; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государст­венной власти; представляет Россию внутри страны и на международной арене. Чтобы стать Президентом, необходимо: быть гражданином России, иметь возраст не моложе 35 лет, посто­янно проживать в России не менее 10 лет. Для сравнения. Президентом Италии может быть лицо, достигшее 50 лет, КНР – 45 лет, а Президентом США - человек, родившийся на территории США, а не просто - гражданин США в возрасте 35 лет. Избирается Президент России на четыре года на основе всеобщих выборов. Одно и то же лицо может занимать пост Президента не более двух сроков подряд, то есть восемь лет. Президент обладает широкими полномо­чиями: правом законо­дательной инициативы; издает указы, имеющие обязательную силу на территории страны; подписывает и обнародует федеральные законы; имеет право откло­нять принятые Государственной Думой законы (право отлагательного вето); обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посла­ниями о положении в стране. Президент участвует в формировании институтов государственной власти: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению последнего - его заместителей, федеральных министров; б) представляет кандидатуры судей Конституцион­ного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Гене­рального прокурора, которые утверждаются с согласия Совета Федера­ции; в) как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, ут­верждает военную доктрину Российской Федерации; г) назначает выборы Государственной Думы, может распустить ее в случаях, предусмотренных ст. 41 и 117 Конституции РФ; д) осуществляет руководство внешней по­литикой государства, назначает и отзывает послов. Для выполнения столь широких полномочий существует значитель­ный аппарат (более 2 тыс. сотрудников) - Администрация Президента. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации толь­ко на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государ­ственной измене или совершении иного тяжелого преступления. Срок пол­номочий Президента может прекратиться в случае его добровольной отстав­ки или стойкой неспособности выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Не позднее 3 месяцев после прекращения полномочий Президента должны состояться новые выборы, а в течение этого времени обязанности Президента исполняет Председатель Правительства.


Федеральное Собрание - парламент России - является представитель­ным и законодательным органом, оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания, отражающая фе­деративное устройство российского государства и призванная выражать интересы субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от субъекта РФ. Причем эти пред­ставители избираются населением субъектов на свободных выборах. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельностью. Заседания палат проходят раздельно, ведают они различными вопро­сами. Так, федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет их или отклоняет. К исключительным предметам ведения Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федера­ции; утверждение указа Президента о введении военного положения, а также о введении чрезвычайного положения; назначение выборов Пре­зидента Российской Федерации. Среди полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти. Так, Совет Федерации по представлению Президента назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др. Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с помощью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создают по различным направлениям парламент­ской деятельности. Так, в Государственной Думе существуют комитеты по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной поддержке; по экологии; по экономической политике; по обороне; по безопасности; по собственности; по бюджету, налогам, банкам и финан­сам; по образованию, науке и культуре.


Правительство осуществляет исполнительную власть. Оно представляет собой самостоятельный федеральный орган власти, возглавляющий сис­тему органов исполнительной власти. Правительство состоит из председателя, его заместителей и федераль­ных министров. Председатель правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы. Его кандидатура вносится новым пре­зидентом не позднее двухнедельного срока после избрания. Остальные члены правительства назначаются по предложению председателя. Основные направления деятельности правительства: разработка и представление на утверждение Государственной Думе федерального бюджета, а также его исполнение; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граж­дан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; управление федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государст­венной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Правительство слагает с себя полномочия в следующих случаях: 1) перед вновь избранным президентом; 2) от­ставки, которая может быть осуществлена по инициативе прави­тельства или президента; 3) выражения недоверия прави­тельству со стороны Государственной Думы.


ФКЗ от12.07.2006 № 2 в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Камчатской области и Корякского автономного округа с 1.07 2007 образуется новый субъект – Камчатский край. ФКЗ от 14.10.2005 № 6 в результате объединения трех граничащих между собой субъектов РФ – Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 образуется новый субъект РФ – Красноярский край. ФКЗ от 25.03 2004 № 1 в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1.12 2005 образуется новый субъект РФ – Пермский край.

Виды субъектов РФ Их количество
Республика  
Автономная область  
Автономный округ  
Край  
Область  
Город федерального значения  
Всего  

В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов, охваты­вающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибир­ский, Дальневосточный.

 







Date: 2015-09-22; view: 645; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию