Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конфликты в связи с использованием собственности: проблема экстерналии
При использовании собственности одними индивидами для других в результате могут возникать как ущербы, так и выгоды. В общем случае с общественной точки зрения желательно, чтобы подобные пользователи предпринимали больше усилий, чем это обусловлено их собственными интересами, как в направлении сокращения негативных последствий, так и в направлении увеличения положительных внешних эффектов. Как подчеркивал Р. Коуз в статье «Проблема социальных издержек», социально оптимальное разрешение проблемы негативных экстерналии часто предполагает адекватное поведение как жертвы, так и виновника, подобно тому, как увеличение масштабов позитивных экстерналии требует соответствующих действий как со стороны их производителя, так и со стороны получателя (бенефициара). Когда устранение вреда более дешево для жертвы (например, установить дома кондиционер), чем для виновника (например, прекратить использовать технологию, загрязняющую воздух), оптимальными являются именно соответствующие действия жертвы, а не запрет неэкологичного производства. Данный пример демонстрирует возможность частного способа разрешения конфликтов в связи с экстерналиями от использования собственности. Однако в силу ненулевого характера трансакционных издержек подобный порядок улаживания проблем возможен далеко не всегда. Например, если от загрязнения страдает большое число жителей, для каждого из них установка кондиционера, конечно, дешевле, чем реконструкция фабрики, но для всей совокупности страдающих от загрязнения соотношение издержек может оказаться совсем иным. Чтобы определить, так ли это, необходимо произвести соответствующие расчеты, вступить в переговоры с владельцем фабрики, доказать, что суммарные издержки жителей на устранение последствий работы фабрики выше, чем затраты на ее реконструкцию, и прочее, т.е. понести некоторые трансакционные издержки. Поскольку такие расчеты и последующие действия представляют собой (локальное) общественное благо, при их осуществлении (производстве) неизбежно возникает эффект безбилетника. Поэтому типичным случаем является не частный, а общественный способ разрешения подобных конфликтов, где от лица общества выступает государство, осуществляющее то или иное вмешательство в экономические процессы15. Для определенности предположим, что речь идет только о случае негативных экстерналий, а также, что затрагиваемые ими стороны не могут заключить частные сделки с их производителем. В подобных условиях возможны различные подходы к разрешению конфликта, в той или иной форме предполагающие участие государства. В случае прямого регулирования государство устанавливает рамки допустимого поведения производителя. Для этого оно может как установить непосредственные количественные ограничения на масштабы вредоносной деятельности, так и ввести для нее другие ограничители. Например, может быть определена общая квота на выброс вредных веществ в течение периода времени либо принято правило, принуждающее к установке очистного оборудования. С такого рода мерами в странах общего права тесно связано и инициированное гражданами вынесение судебных предписаний по отношению к потенциальным виновникам, обязывающих их либо снижать уровень производственной активности, либо принимать должные меры предосторожности. В этом случае, как в ситуации прямого регулирования, граждане используют силу государства (государственного принуждения) путем обращения к судебной власти. Кроме того, общество может использовать финансовые стимулы, побуждающие виновника снизить масштабы негативных экстерналий. В случае введения налогообложения по Пигу виновник выплачивает государству сумму, равную денежной оценке вызванного им вреда, которая, например, может использоваться для субсидий гражданам на осуществление мер по компенсации этого вреда. Субсидии подобного назначения могут, разумеется, иметь и другие финансовые источники. Важной формой снижения негативных экстерналий является применение категории ответственности, которое было обсуждено выше. В соответствии с правилом строгой ответственности
В последующем изложении мы следуем работе [Shavell, 1993]. виновник должен полностью выплатить жертве причиненный ей ущерб, а при применении правила небрежности он должен платить лишь в том случае, если не предпринял необходимые меры предосторожности. Прямое регулирование, с одной стороны, и использование ответственности, с другой стороны, являются наиболее широко применяемыми на практике способами борьбы общества с негативными экстерналиями, в то время как корректирующие налоги и субсидии встречаются достаточно редко. Вместе с тем в условиях действия различных факторов каждое из названных средств имеет свои относительные преимущества. Первым из таких факторов является характер и качество информации, доступной государству. Если такая информация полна, т.е. известны как выгоды виновника, так и издержки на принятие должных мер предосторожности, то все перечисленные подходы способны обеспечить оптимальный результат, т.е. разрешение конфликта социально желательным образом. Однако если информация, доступная государству, несовершенна, то вычислить, какие именно действия являются желательными, невозможно. Вместе с тем, если государству известен ожидаемый вред (точнее, его денежная оценка), оно может вынудить виновника действовать оптимально либо путем введения корректирующего налога, либо посредством применения правила строгой ответственности, поскольку виновник, знающий, по предположению, издержки предосторожности, сможет найти приемлемый баланс между затратами на соответствующие меры и выплачиваемыми компенсациями (или налогами). Этот базовый «информационный аргумент» обосновывает преимущества корректирующего налогообложения и правила строгой ответственности. Он может быть расширен на случай, когда у государства имеется неопределенность относительно масштабов наносимого вреда. Основания для этого заключаются в том, что для правил первой группы государству достаточно оценить лишь ожидаемый вред (относительно виновника при этом предполагается, что он владеет полной информацией об издержках предосторожности). Напротив, для правил второй группы государство должно располагать информацией как об ожидаемом ущербе, так и об издержках предосторожности. Следовательно, исходя из того, что информация об ущербе более доступна государству, можно сделать вывод о предпочтительности мер именно первой группы. Частным следствием из этого будет вывод о предпочтительности налогообложения вредных выбро- сов перед использованием механизма продажи квот на эти выбросы: ведь в последнем случае государство устанавливает общий объем «продаваемых» выбросов, исходя из собственных оценок затрат на их ослабление, а не из более точных данных, которыми располагают фирмы. Вторым фактором выступает информация, доступная жертвам негативных экстерналий. Во многих случаях у них, а не у государства, есть более качественная информация как относительно того, кто причинил вред, так и относительно масштабов вреда, поскольку именно они страдают от нанесенного ущерба. Это означает, что жертвы могут выступать наиболее адекватным агентом, принуждающим виновников к «исправлению» их поведения. Иными словами, в этих случаях социально желательными являются правила ответственности либо же судебные предписания. Вместе с тем в других ситуациях жертвы могут не знать о нанесенном им ущербе или его виновнике, что делает более желательным агентом «исправления» государство. Типичный случай — радиационное загрязнение, которое непосредственно неощутимо без специальных технических средств и часто скрывается по соображениям военной безопасности. Тем самым вопросы информирования общественности относительно риска именно такого ущерба должны быть весьма важными в рамках информационной политики государства (если оно, разумеется, заботится о здоровье своих граждан). Третьим фактором в рассматриваемой совокупности выступает масштаб деятельности виновника как некоторая противоположность мерам предосторожности, которые он предпринимает. Например, объем продукции, выпускаемой фирмой, или расстояние, которое проезжает водитель автомобиля, в этом аспекте противоположны установке дымоуловителя или осторожности, с какой шофер ведет машину. Как государственное регулирование, так и применение судами правила небрежности чаще всего связаны с предпринимаемыми мерами предосторожности, но не с масштабами деятельности: так, закон может предписать фабрике установить устройства, поглощающие вредные выбросы, но не сократить объем производства. Поэтому у потенциальных виновников ущерба обычно нет стимулов сократить масштабы своей деятельности, хотя это могло бы быть желательно с социальной точки зрения, поскольку некоторые виды деятельности будут продолжать оставаться вредными, несмотря на принимаемые оптимальные меры предосторожности (скажем, очистка Дыма фабрики вряд ли может быть осуществлена полностью,
какие-то выбросы все равно остаются). Напротив, при применении корректирующих налогов или правила строгой ответственности, когда виновник оплачивает нанесенный ущерб, у него возникает выбор: предпринимать меры предосторожности либо оптимизировать масштабы своей деятельности, косвенно порождающей налогооблагаемый (или полностью возмещаемый пострадавшему) ущерб. Четвертый относящийся к делу фактор — это улучшение поведения жертвы. При применении прямого регулирования, корректирующего налогообложение, и других подходов, не предполагающих непосредственных компенсаций жертвам понесенных ими убытков, у индивидов появляются естественные стимулы к тому, чтобы принимать необходимые (оптимальные) предосторожности, поскольку они оказываются «получателями» остаточных потерь. Любые меры предосторожности, издержки которых меньше, чем обусловливаемое ими снижение ущерба, оказываются вполне приемлемыми. Вместе с тем при использовании правила строгой ответственности такие стимулы у потенциальных жертв не возникают (из-за полной компенсации им понесенного ущерба). Однако в рамках правила небрежности, когда жертва не получает компенсации, если виновник вел себя правильно, возникают стимулы к улучшению поведения. В качестве пятого, релевантного, фактора могут быть названы издержки администрирования — те затраты, которые несет государство, применяя те или иные нормативные механизмы, а также затраты, связанные с осуществлением юридических действий, которые несут затрагиваемые частные стороны, помимо прямых издержек типа издержек на принятие мер предосторожности. В этом аспекте правила ответственности обладают некоторыми общими (априорными) преимуществами перед регулированием, поскольку административные издержки возникают только тогда, когда ущерб действительно нанесен, в то время как процессы регулирования требуют непрерывных издержек администрирования (прежде всего мониторинга). Это априорное преимущество может быть достаточно велико, если мала вероятность нанесения соответствующего вида ущерба. Тем не менее в некоторых случаях административные издержки могут оказаться меньшими при применении альтернативных подходов. Например, легче обнаружить факт значительного выброса дыма в атмосферу, чем ущерб, нанесенный этим какому-либо индивиду; мониторинг исполнения законодательной нормы может осуществляться не постоянно, а по случайной выборке, что экономит ресурсы16, и т.п. Аналогично низкими издержками может сопровождаться введение корректирующих налогов, если, скажем, они будут взиматься в момент совершения покупки. Напротив, использование правил ответственности может оказаться весьма дорогостоящим, например, вследствие трудностей идентификации конкретного источника ущерба от загрязнения, если в данной местности аналогичные выбросы осуществляет несколько предприятий, имеющих разных владельцев. Кроме того, в подобной ситуации неизбежно возникнет непрерывный поток судебных исков, что повлечет за собой неизбежный рост административных издержек государства. Наконец, шестым фактором выступает способность виновника оплатить нанесенный ущерб. Для того чтобы обеспечить адекватные компенсации посредством правил ответственности, виновники должны располагать имуществом, достаточным для того, чтобы делать соответствующие выплаты, в противном же случае у них будут отсутствовать стимулы к снижению наносимого ущерба. Когда имеет место неплатежеспособность виновника, законодательное регулирование становится более привлекательным, поскольку может угрожать потенциальным виновникам неденежными (например, уголовными) наказаниями. В названной ситуации полезными могут оказаться и корректирующие налоги, особенно если вред наносится лишь с некоторой вероятностью: например, если ущерб в 1 млн ед. может быть нанесен с вероятностью 1%, то налоговые выплаты составят только 10 тыс. денежных ед. Такой налог в состоянии платить многие фирмы, одновременно получая правильные стимулы к снижению своей вредоносной деятельности, в то время как выплаты 1 млн ед. при применении правила строгой ответственности могли бы многим оказаться не под силу, приведя к банкротству и ликвидации фирмы. Date: 2015-09-22; view: 499; Нарушение авторских прав |