Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблематика экономической теории права
В этой главе мы рассмотрим те базовые положения, которые выработаны в экономической теории права в течение 40 лет, прошедших с момента появления первых исследований, обусловивших ее возникновение. Прежде всего остановимся на сопоставлении экономического и юридического подходов к анализу права, поскольку их различия обусловливают достаточно широкую критику экономического анализа права со стороны многих юристов. В чем же заключаются основные принципы применения экономической теории к анализу права и каковы главные выводы, сделанные на основе такого применения; каковы заблуждения, распространенные в юридической среде, относительно экономического подхода к праву? Базовой предпосылкой для использования экономического подхода к исследованию правовых феноменов служит допущение того, что люди, действующие в рамках правовой системы, совершают действия, максимизирующие их функции полезности, т.е. ведут себя как рациональные максимизаторы. Тем самым предполагается, что стороны договоров, включая нарушителей их условий, судьи и адвокаты, воры и другие преступники, действуют по отношению к правовой системе как разумные индивиды, стремящиеся максимизировать уровень удовлетворения своих потребностей. Как любые потребители (покупатели), они приобретают меньше товаров, когда цены на них растут, и покупают больше, когда цены снижаются. Единственное, что при таком подходе оказывается необычным, — это характер (содержание) благ и цен. Так, в качестве блага для правонарушителя может выступать преступление, а цена может выражаться в длительности срока тюремного заключения (который, в частности, может быть уменьшен по решению суда, т.е. в результате проведения судебного процесса). Эмпирический анализ показал, что, несмотря на необычность таких благ и их цен, упомянутая выше стандартная зависимость вполне сохраняется и на подобных, формально неэкономических рынках внутри правовой системы. Так, увеличение ожидаемых издержек наказания за совершение преступления, обусловленное ростом сроков наказания, его строгости или вероятности наложения наказания, приводит, в полном соответствии с экономической теорией, к сокращению числа преступлений [Tullock, 1974]. При этом экономический анализ практически не интересуется отдельным конкретным индивидом, формулируя свои положения для экономического агента вообще. Он выводит их из обезличенных категорий рынка, цены, рыночного равновесия и т.п. Мотивы и стимулы, занимающие центральное место в поведенческом экономическом анализе, также обезличены, относятся к типичному, любому экономическому агенту. В этом заключается его разительное отличие от юридического подхода, свойственного общему праву, где норма «вырастает», как отмечалось, из разбора конкретных действий конкретных индивидов, обратившихся за правосудием к конкретному судье. Соответственно, юристы привыкли заниматься именно отдельными индивидами, их специфическими стимулами, мотивами и обстоятельствами. Экономический агент (ограниченно) рационален, в то время как субъект судебного спора подвержен эмоциям, часто действует аффективно, необдуманно, что может существенно сказаться на исходе судебного разбирательства. В рамках экономического подхода широко распространен методологический индивидуализм, ставящий во главу угла действия отдельного индивида, именно к ним сводящий (или, точнее, стремящийся свести) все разнообразие наблюдаемых экономических феноменов. При этом, разумеется, экономический подход широко анализирует взаимодействия индивидов и формы координации этого взаимодействия, привлекая внимание к тому, что результаты и последствия чаще всего оказываются неожиданными для индивидов, несмотря на рациональный выбор сторонами способов взаимодействия. Учет такого рода последствий - неотъемлемый элемент экономического анализа, отражающийся в категориях экстерналий, социальной стоимости и социальных издержек. Как отмечает Д. Робертсон, «способность экономистов видеть дальше очевидного для того, чтобы объяс- нять непосредственно не связанные между собой феномены, представляет собой один из наиболее значимых навыков, которые они внесли в социальный анализ» [Robertson, 2001]. Соответственно, при анализе юридических феноменов экономический подход концентрируется прежде всего на последствиях существования и применения юридических правил. Напротив, для привычного юридического подхода свойственно «замыкание» на непосредственном деле (казусе), разбираемом в судебном заседании. Известная максима «пусть мир рухнет, но правосудие восторжествует» хорошо выражает суть такого подхода. Эта максима также ясно выражает ориентацию юридического анализа законов на реализацию ценности справедливости. При этом в юридической теории отнюдь не отождествляются феномены неукоснительного исполнения писаных законов и достижения справедливости: для последнего в ней существует категория Права (с большой буквы), по отношению к которому действующие законы вполне могут оказаться неправовыми. В рамках экономического анализа права функцию подобной основополагающей ценности выполняет стоимость — общественное богатство или благосостояние. Особая роль стоимости в экономическом анализе связана с известными теоремами экономики благосостояния, связывающими общее экономическое равновесие с понятием Парето-оптимальности и максимальной эффективностью использования ресурсов. Однако известно также, что Парето-оптимальные состояния, обеспечивающие равный уровень (объем) производства стоимости, могут существенно различаться по уровню равномерности распределения богатства между экономическими агентами, т.е., согласно широко распространенному подходу, по уровню справедливости распределения богатства. При этом в экономической теории в настоящее время нет общепризнанного эндогенного критерия сравнения таких Парето-оптимальных состояний по их «справедливости». Тем самым, можно предположить, что отмеченное расхождение юридического и экономического подходов в значительной мере обусловлено «техническими» причинами: если бы в рамках экономической теории существовала убедительная и работоспособная концепция справедливости, то данное расхождение подходов было бы практически преодолено. Наряду с приведенными объективными различиями правовед-ческого и экономического подходов к изучению юридического процесса нельзя не отметить и бытование среди юристов некоторого числа некорректных трактовок экономической теории, мешающих более широкому и плодотворному развитию экономической теории права. Среди таких концепций можно выделить следующие: • Экономическая теория способна изучать только количествен • Экономисты считают, что только свободные рынки способ • Экономическая теория рассматривает человека как простой феноменов позволяет в общем виде сформулировать и основные выводы из практики его применения. Первый важный вывод из экономического анализа права заключается в том, что не только индивиды, так или иначе соприкасающиеся с правовой системой, ведут себя на ее «рынках» 2 Данное заблуждение, к сожалению, распространено не только среди неэкономистов. Некоторые из экономистов также отождествляют общее понятие полезности с утилитаризмом бентамовского толка, не подозревая о современной теории полезности, в рамках которой функция полезности — лишь удобная форма описания предпочтений, которые вполне могут определяться любыми ценностями, разделяемыми индивидом. экономически рационально, но и сама система общего права3 действует так, как действовал бы в аналогичных ситуациях рациональный максимизатор. Судебные решения, обусловливающие распределение спорных правомочий собственности и определение ответственности, процедуры пересмотра принятых решений правовых споров, методы подсчета убытков и целесообразности освобождения от судебных запретов — эти и другие элементы правовой системы легко могут быть поняты как попытки обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов [Posner, 1977]. Рациональные объяснения с точки зрения экономического подхода находят и некоторые общие принципы, регулирующие функционирование правовых систем и сформулированные еще в античные времена. Таков, например, известный принцип «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение». С точки зрения экономической теории, в основе его рационального объяснения лежит невозможность (запретительно высокие издержки) проверки правильности утверждения обвиняемого о том, что ему было неизвестно о существовании того или иного правила или запрета, когда он принимал свое решение, приведшее его на скамью подсудимых. Если бы рассматриваемый принцип (правило) не был бы выработан в системе права и незнание закона освобождало бы от применения санкций, последние оказались бы вообще никогда не применимыми, поскольку достоверно проверить и убедительно доказать факт знания каким-либо индивидом чего-либо в ситуации, когда ему выгодно скрывать такое знание, очевидно, невозможно. Поэтому в рамках правовой системы, претендующей на то, чтобы быть действующей и действенной, вместо расходования ресурсов государства на надежное доведение до каждого индивида знаний обо всей совокупности принимаемых правовых норм, такая система стремится довести («за свой счет») лишь знание об одном-единственном правиле — том самом, которое заключается в неосвобождении индивида от ответственности за нарушение неизвестного ему закона. Здесь и далее в этой главе, если не оговаривается иного, речь идет об общем праве (common law), в рамках которого формирование правовых норм и правил — законов — является функцией судов (отдельных судей и жюри присяжных), исходящих из анализа конкретных случаев нарушений тех или иных частных договоренностей, с просьбой о разборе которых к ним обратились те или иные частные лица. Тем самым несение издержек на изучение правил переносится на рационально ведущего себя индивида, действующего в рамках данной правовой системы, в то время как последняя берет на себя издержки по обеспечению возможности соответствующего изучения. Отсюда возникает требование (конституционное правило) обязательной публикации нормативного акта для того, чтобы он считался действующим (по крайней мере, в демократических обществах), но отнюдь не обязательного доведения содержания публикации до каждого отдельного гражданина. Вторым принципиально важным выводом из исследований, осуществляемых в рамках экономического подхода к праву, является доказанная полезность экономического анализа для осуществления правовых реформ, улучшения как отдельных нормативных актов, так и всей системы, обеспечивающей их проведение в жизнь, т.е. продуктивность нормативного экономического анализа права. Этот вывод представляется особенно важным для переходных экономик, таких, как российская, где правовое поле функционирования экономики находится в стадии становления и не опирается непосредственно на долголетнюю практику функционирования рыночных отношений. Дело в том, что если бы правовая система была нацелена исключительно на обеспечение максимальной экономической эффективности индивидов, фирм и национальной экономики в целом, то для ее нормативного экономического анализа не было бы достаточных оснований и возможностей. Однако в реальности мы наблюдаем в рамках правовых систем подчас причудливую смесь правил и процедур, часть из которых расширяет границы экономического (рационального, эффективного) действия, снимает барьеры для обмена и максимизирующего стоимость распределения ресурсов, в то время как другая часть препятствует подобной оптимизации, сужает возможности экономических агентов, обусловливает непроизводительное расходование частных и общественных (государственных) ресурсов. Другими словами, некоторые из элементов права продвигают национальную экономику к «идеалу» экономической эффективности — равновесному состоянию системы рынков совершенной конкуренции и возможностям осуществления Парето-улучшений при выявлении новых ресурсных возможностей, тогда как другие такому равновесию не только не соответствуют, но и не дают возможности ощутимо продвинуться к нему. Экономический подход к анализу процессов формирования правовых норм позволяет, как минимум, объяснить подобное положение дел. С его точки зрения причина такой «разноголосицы» норм заключается в особенностях функционирования политического рынка, на котором и осуществляется выбор (принятие) формальных правил общехозяйственного значения, т.е. юридических норм и правил. Основная из этих особенностей, «ответственных» за принятие государством экономически «вредных» (с точки зрения всей экономической системы, т.е. процесса максимизации богатства и благосостояния общества в целом) норм и правил, — существенное отличие от нуля трансакционных издержек при осуществлении институциональных сделок. Рассмотрим сформулированные утверждения в силу их важности для анализа последующих положений и выводов более подробно. Принятие того или иного нового закона или подзаконного акта — юридического правила, нормы — представляет собой отправной пункт процесса введения в действие нового формального s^-~ института. Институты, в соответствии с современным понима-S4S нием этого термина, — это «формальные правила, неформальные аУ ограничения и способы обеспечения действенности ограничений» [Норт, 1993а, с. 307]. Соответственно, формальный институт — ^) это такое правило и механизм обеспечения его выполнения, которое признано и реализуется через деятельность государства. Именно признание государством отличает — в соответствии с социологической традицией — формальные феномены в обществе от неформальных. Почему принятие законодателем или иным субъектом некоторого нормативного акта представляет собой лишь начало процесса создания нового института, а не тождественно такому созданию? Дело в том, что институт — это функционирующее правило: для того, чтобы закон стал институтом, он должен исполняться. Граждане, чье поведение в определенных ситуациях призван регулировать принятый нормативный акт, должны знать содержание закона, признавать его требования и следовать им в своих поступках. Введение государством в действие нового формального института, независимо от того, является ли он формализацией некоторого неформального правила, уже бытующего в общественной практике, либо же сознательно спроектирован или заимствован законодателем для достижения вполне определенной цели, представляет собой институциональное изменение, или институциональную инновацию. Л ГЧ • . р.' ' '.' Очевидно, нормотворческие действия государства представляют собой разновидность политических действий. Как отмечает Б. Вира, «выбор институциональных альтернатив осуществляется на политической арене и является конечным результатом идеологических дискуссий, балансируя политические силы» [Vim, 1997, р. 765]. Анализ таких возможностей и механизмов их реализации составляет предмет теорий институциональных изменений. Поскольку соответствующий курс читается в рамках данной магистерской программы, не останавливаясь на содержании этих теорий, приведем только общий вывод из рассмотрения деятельности законодателя (парламента, думы и т.п.) под углом зрения теорий: они ограничивают возможности государства реально изменить действующие формальные институты — принять тот или иной закон — двумя вопросами: 1) о распределении сил в обществе и на политической арене 2) о величине издержек (не только денежных) на осуществле Теории институциональных изменений также убедительно объясняют и экономическую неэффективность (с точки зрения развития экономики, максимизации богатства и благосостояния общества) значительной части принимаемых государством (точнее, законодателем как одной из частей государства) законов и других нормативных актов. Причиной и источником принятия таких формальных институтов часто выступает интерес участия в непроизводительном перераспределении создаваемого богатства в пользу определенной группы (группы специальных интересов, см. [Олсон, 1996]), причем ожидаемые частные выгоды от перераспределения или сила будущих бенефициариев на политическом рынке оказываются столь велики, что позволяют устранить или компенсировать противодействие других участников политического рынка. Достаточно детальное описание действий политиков и чиновников, осуществляемых ими в соответствии с указанными мо- тивами, представлено в теории рентоориентированного поведения, или поиска ренты (см. [Buchanan, 1980]; применительно к современной российской экономике см. также [Заостровцев, 1996, 1999], [Ослунд, 1996], [Полищук, 1996], [Притцль, 1997], [Хил-лман, 1996]). В ней политики выступают как распределители различных льгот и преимуществ, которые пассивно воспринимают предложения некоторых благ со стороны лоббистов, представляющих группы специальных интересов, готовых передать им эти блага в обмен на распределение упомянутых льгот в пользу таких групп. Иными словами, политики, законодатели и чиновники представляются как бы «жертвами» групп экономических агентов, заинтересованных в максимизации своей прибыли и готовых ради этого на подкуп политиков. Существенное развитие этой теории, приблизившее ее к наблюдаемой реальности, дано в работах Ф. МакЧисни, заложивших основу теории вымогательства ренты [McChesney, 1988, 1997]. Формулируя свои построения, МакЧисни задается вопросом: почему частные фирмы нередко делают разного рода «вложения» в политиков, не получая в обмен на это никаких благ? Причем такое поведение, как замечено, распространено гораздо шире, чем прямой обмен «взносов» на привилегии. С точки зрения развиваемой теории ответ оказывается достаточно простым: фирмы платят политикам не за получение тех или иных привилегий и льгот, т.е. улучшение своего положения, а для того, чтобы избежать ухудшения последнего. «Поскольку государство — это единственный субъект с легитимным правом на насилие и изъятие чужого богатства, то политики вполне могут легально злоупотреблять этим правом. Схема их действий такова: угроза введения невыгодного фирмам законодательства, чреватого потерей частных рент, а затем отказ от его введения в обмен на получаемые от фирм блага. Причем этими благами могут быть и часто являются не только непосредственные платежи политикам в денежной форме, но, например, различного рода услуги в процессе избирательных кампаний, высокооплачиваемые должности в фирмах после ухода в отставку, карьерное продвижение родственников и т.п. Итак, концепция извлечения ренты в центр своего внимания ставит рациональное, эгоистичное поведение политиков. Здесь политики не "создают" ренты для одних частных лиц (фирм) за счет других (фирм или потребителей), а извлекают (вымогают) существующие частные ренты для себя» [Заостровцев, 1999, с. 3]. Очевидно, что сформулированные выводы чрезвычайно важны для понимания реальной динамики экономических реформ. Так, в современной России «законодательные органы в большинстве случаев принимают не законы, обобщающие опыт реальной жизни, потребности общества (или локальной общности), а административные распоряжения, отражающие интересы тех или иных влиятельных групп, имеющих возможности лоббирования и "продавливания" нужных им решений (применяя иногда и прямой подкуп законодателей). Люди относятся к таким законам не как к нормам, выработанным обществом в лице своих представителей, которым нужно следовать, а как внешним бюрократическим запретам, принимаемым "начальством" для своей пользы, чтобы "выкачивать" из населения побольше денег. Отсюда и восприятие многих законодательных актов как результата "сговора начальства". Такие нормы люди без всяких угрызений совести обходят, когда им это выгодно, и экономическая деятельность уходит "в тень"» [Косалс, 1998, с. 69]. Таким образом, использование экономического подхода к проблемам правовых реформ, совершенствования законодательства и вообще нормотворчества, включая принятие различных подзаконных актов и решений различными государственными агентствами, предполагает прежде всего анализ соответствующих документов с точки зрения их влияния на изменение возможностей ведения хозяйственной деятельности. Если тот или иной нормативный акт расширяет эти возможности, он должен оцениваться как экономически эффективный, способствующий оптимизации использования ресурсов в обществе. Напротив, нормативные акты, ухудшающие возможности оптимизации использования ресурсов, создающие потенциал для непроизводительной перераспределительной активности каких-то групп специальных интересов, следует оценивать как экономически неэффективные, отражающие не всеобъемлющий интерес развития национальной экономики, а частный интерес будущего потребителя ренты от своего положения в системе государственной власти (распределения потенциала насилия). Логическая схема и некоторые методы такого анализа нормативных актов будут более подробно рассмотрены в последующем тексте данного учебного пособия. Здесь же остановимся на еще двух общих выводах из практики применения экономического подхода к праву. Прежде всего нужно указать на существенные изменения самого характера теоретических рассуждений о праве, вызван- ные проникновением экономического стиля мышления в данную область. Для «старой» юриспруденции в значительной мере был характерен так называемый «юридический позитивизм», суть которого заключается в том, что любое решение законодателя воспринимается как данность, фактически не подлежащая обсуждению с точки зрения его социальных или экономических функций: закон таков, каков он есть, и обсуждения и анализа достойны только проблемы его применения, включая соответствие ранее принятым законам. Экономическому стилю мышления, напротив, свойственна альтернативность, стремление к сопоставлению различных вариантов достижения целей, сравнению результатов и издержек и т.п. Тем самым закон не воспринимается как «объективная реальность», он есть не более чем один из возможных альтернативных путей достижения определенной цели, о нем можно и нужно рассуждать с токи зрения эффективности реализации соответствующей цели. Легко видеть, что такой подход к законам и законодательной деятельности — прямое следствие концепции функционирования политического рынка, сформированной в рамках программы «экономического империализма», — расширения сферы применения экономического подхода за пределы традиционного предмета экономической теории. Важность отмеченного изменения трудно переоценить прежде всего для трансформирующихся, в том числе переходных, экономических систем: именно в них вопросы «искусственного» — сознательного, целенаправленного — формирования юридических правил являются одним из центральных моментов всего преобразовательного процесса. Закон тем самым в явном виде выступает в них инструментом достижения тех или иных целей и интересов, поэтому так важно ex ante понять, что это за цели и интересы, какая общественная группа является их носителем, будет ли реализация этих целей и интересов способствовать или препятствовать экономическому росту, максимизации создаваемого богатства. Кроме приведенного, важно упомянуть и еще один вывод из практики экономического подхода к анализу права, имеющий более технический характер, но также достаточно важный с точки зрения методологии и методики исследований. Речь идет об ином качественном уровне применения математико-статистических методов в анализе количественных правовых данных. Безусловно, статистическая обработка информации, характеризующей процессы правоприменения, осуществлялась задолго до возник- новения экономического подхода к изучению права. Однако только экономический подход дал возможность проводить такую обработку как часть процесса выдвижения и проверки научных гипотез: ведь именно в рамках экономической теории были созданы и создаются поведенческие модели, позволяющие выдвигать соответствующие гипотезы, объясняющие те или иные массовые действия, предпринимаемые участниками правового процесса. Следовательно, возникает возможность корректной интерпретации выявляемых зависимостей — интерпретация не ad hoc (для данного случая), а систематическая, увязывающая отдельные поведенческие акты в единую совокупность, трактующая их с единых позиций рационального поведения. Соответственно, можно говорить о повышении уровня культуры применения мате-матико-статистических методов в рамках собственно юридических статистических исследований: их случайное использование замещается последовательной и целенаправленной проверкой гипотез, логически вытекающих из формулируемых теоретических моделей. Развитие экономического анализа права не могло, разумеется, не вызывать критических оценок в его адрес не только со стороны юристов, но и со стороны части экономистов. Одно из направлений этой критики связано с подчеркиванием того обстоятельства, что действующие лица нормотворческого и правоприменительного процессов на уровне их индивидуальных мотиваций пользуются отнюдь не только экономическими критериями. Как пишет Г. Ховенкамп, «более широкий подход к экономическому анализу права открывает предпосылка о том, что область законодательной политики обширнее, чем та область, которую определяет для себя неоклассическая экономическая теория. Следовательно, экономический анализ права сосредоточивается не только на экономическом изучении законов как таковых, но и на соответствующих пределах экономического анализа в осуществлении законодательной политики. Вот очевидный пример: неоклассическая экономическая теория принимает узкий и причудливый измеритель "благосостояния", который даже не претендует на то, чтобы показать, насколько счастливы или вообще хорошо себя чувствуют люди; вместо этого он отождествляет благосостояние с готовностью платить. Напротив, законодатель может использовать нравственные характеристики для определения экономического благосостояния. Такие альтернативные измерители могут быть привнесены из психологии или других социальных наук, принимая во внимание и "неполезно- стную" информацию... Если экономический анализ права предполагает, что единственная концепция благосостояния имеет узкий экономический смысл, он либо ничего не может сказать об использовании неполезностной информации в законотворческом процессе, либо, в крайнем случае, может заключить, что такие измерители представляют собой нечто второстепенное для оценки благосостояния. Однако для того, чтобы быть полезным для законодателя, экономический анализ права должен осознать как правомерность, так и необходимость альтернативных измерений благосостояния в анализе политики» [Hovenkamp, 1995, р. 332]. В связи с этими положениями полезно вспомнить не только приведенные выше замечания в связи с некорректными трактовками экономического подхода к праву, но и известное высказывание Г. Беккера о «неэкономическом» поведении: «Когда явно выгодные возможности упускаются фирмой, рабочим или домашним хозяйством, экономический подход не ищет убежища в предположениях об их иррациональности, довольстве уже имеющимся богатством или удобных сдвигах ad hoc в системе ценностей (то есть в предпочтениях). Напротив, он постулирует существование издержек, денежных или психологических, возникающих при попытках воспользоваться этими благоприятными возможностями, — издержек, которые сводят на нет предполагаемые выгоды и которые не так-то легко "увидеть" сторонним наблюдателям» [Беккер, 1993, с. 27]. Иными словами, если в трактовке обсуждаемых вопросов не переходить на интроспективные позиции австрийской школы, для экономиста, анализирующего то или иное поведение, вопрос об осознаваемых индивидом внутренних мотивах его действий не представляет интереса, в отличие от вопроса о составе и величине издержек, учитываемых индивидом при выборе его решения. При этом в расчет принимаются (в идеале) все издержки, без деления их на «полезностные» и «неполезностные». В связи с последним делением, проводимым Г. Ховенкампом, нужно заметить, что оно порождено, очевидно, представлениями о существовании некой «субстанции полезности», в то время как в неоклассической теории полезность рассматривается как чисто «техническая» категория, вводимая для удобства описания наблюдаемых предпочтений (см. подробнее [Тамбовцев, 1998]). Таким образом, данная «методологическая» критика экономического анализа права представляется явно необоснованной. Приведенный краткий очерк основных идей экономического подхода к праву дает, как представляется, возможность сфор- мулировать и некоторые положения, относящиеся к особенностям направлений его реализации в нашей стране. Эти особенности обусловлены характером правовой системы, традиционно присущей России. Как известно, наиболее распространенными в настоящее время являются две основные правовые системы: общее и кодифицированное право. С точки зрения особенностей применения экономического подхода, их основное различие сводится к следующему. В рамках первой системы право имеет прецедентный характер, т.е. оно служит задаче разрешения возникшего конфликта, прецедента и отнюдь не склонно вмешиваться в действия людей, если они сами не прибегают к его помощи; кодифицированное право, напротив, имеет позитивный характер, т.е. говорит о том, как правильно, «положительно» себя вести индивидам. Также в рамках первой системы правовая норма создается судом и законодателем (как специфическим институтом государства), в то время как в рамках второй — только законодателем. В рамках первой системы конкретное судебное решение по проблеме, ранее не рассматривавшейся судом, или прецедент, создает новую юридическую норму; в рамках второй системы суд лишь применяет нормы, созданные вне судебной системы. Отсутствие закона, под который подпадает разбираемый конфликт, в рамках первой системы отнюдь не препятствует принятию судебного решения', в рамках второй системы отсутствие регулирующей нормы воспринимается как основа для уклонения суда от анализа конфликта и его разрешения через принятие судебного решения. Разумеется, различия названных правовых систем не исчерпываются отмеченными, однако именно они важны для того, чтобы понять несовпадение исследовательских интересов при изучении западной (прежде всего США) и отечественной экономики права. Анализ, проводимый в рамках первой из этих систем, концентрируется на судебных решениях, как наиболее массовых правосоздающих актах, тогда как объектом внимания второй должны стать решения законодателя (и создателей подзаконных актов). Сказанное не означает, конечно, что в рамках западной традиции не исследуются юридические правила как таковые. Напротив, материалы данного учебного пособия ясно покажут читателю, что это не так. Поэтому речь идет лишь об акцентах в анализе, определяемых объективно более весомой ролью судов. Сказанное не означает также, что множество принимаемых судебных решений, прежде всего арбитражными судами, не могут быть предметом экономических исследований в России. Однако такое изучение в наших условиях охватит лишь малую часть проблематики экономического подхода к праву, в то время как в странах с прецедентной правовой системой изучение судебных решений по охвату оказывается достаточно близким ко всему объему экономико-правовой теории. Отмеченное отличие относится не только к России, но и ко всем странам, где действуют альтернативные формы организации правовых систем [Mattel and Pardolesi, 1991], [Cooler and Gordley, 1991]. Тем самым, как легко видеть, может быть достигнута определенная взаимодополняемость преобладающих направлений исследований, обеспечена полнота изучения юридических феноменов с точки зрения экономического подхода. Вместе с тем, различия в конкретных объектах анализа в рамках общего предмета предопределяют и наличие специфики в исследовательском инструментарии. Прежде всего это касается анализа и обсуждения проблемы эффективности закона (нормативного акта), т.е. выявления преследования им общего (максимизация стоимости или благосостояния либо устранение препятствий для такой максимизации) или частного (перераспределение созданного богатства в пользу отдельного индивида или группы) интереса. Ведь концепция независимости суда как компонента государства означает, что принятие судебного решения в пользу какой-либо группы специальных интересов есть повод для судебного же преследования соответствующего суда как нарушителя конституционного принципа. Однако закон, принятый законодателем (парламентом) по той же причине, будет представлять собой нормальное проявление функционирования политического рынка и может получить лишь негативную моральную оценку (и, разумеется, оценку электоральную, которая проявится или не проявится при последующих голосованиях за кандидата или кандидатов, ранее способствовавших принятию подобного закона). Другой важный момент связан с исследованием осуществимости, или действенности, нормативного акта. Осуществимость судебного решения непосредственно оценивается судом до принятия такого решения, и «идеальное» постановление, которое физически или экономически не может быть реализовано, отбрасывается в пользу того варианта, который пусть и не более близок к идеалу, но осуществим. Для законов, принимаемых парламентом (или иным законодателем, не являющимся одновременно судебным органом), проблема осуществимости прини- маемого нормативного акта как бы отходит на второй план, поскольку исполнение закона «по определению» является прерогативой другой ветви государственной власти. Во всяком случае опыт законодательства в современной России предоставляет множество примеров законов, которые не исполняются просто потому, что исполнены быть не могут. Тем самым анализ осуществимости нормативного акта становится вторым важнейшим направлением экономического анализа права в странах с кодифицированной юридической системой, где судебная власть не рассматривается как правосоздающая. Выделение указанных двух моментов, специфичных для методологии экономического анализа «континентального» (т.е. кодифицированного, в отличие от «островного», или прецедентного; под «островом» при таком наименовании юридических систем имеется в виду Великобритания, а под «континентом» — континентальная Европа) права, определяет содержание двух последующих частей данного учебного пособия. В заключение этой главы остановимся вкратце на истории возникновения экономического анализа права. Первыми исследованиями, заложившими современную экономическую теорию права, считаются подготовленные независимо друг от друга статьи Г. Калабрези [Calabresi, 1961] и Р. Коуза [Coase, 1960]. Первая из них была посвящена экономическому анализу ответственности за несчастные случаи, вторая — общей схеме исследования отношений собственности и ответственности в терминах и категориях экономической теории. В исследовании Г. Калабрези доказывалось, что в долгосрочном периоде следствием изменения правила ответственности — судебного прецедента или правовой нормы иного происхождения, определяющего, кто именно, работник или работодатель, при каких условиях и в каких сферах деятельности несет ответственность за несчастный случай, произошедший с работником, — должно быть продолжение инвестиций в те области деятельности, которые освобождаются от ответственности работодателя, и прекращение инвестиций (или даже дезинвестиции) в те сферы, где ответственность работодателя, напротив, вводится. Эти положения стали объектом продолжительной дискуссии, включавшей как чисто логический анализ (см., например, [Demsetz, 1972], [Freeh, 1979]), так и попытки эмпирической проверки приведенного утверждения [Veljanovski, 1984], которая показала как минимум их спорность. Однако значимость данной пионерной работы от этого отнюдь не уменьшилась: проблема- тика, традиционно анализировавшаяся либо с чисто юридических позиций, либо с позиций социальной справедливости или классовой борьбы, оказалась вполне открытой для экономического анализа с позиций эффективности и оптимального распределения ресурсов. Иными словами, в публикации Г. Калабрези впервые в явном виде к изучению конкретных юридических вопросов были применены аналитические подходы неоклассической экономической теории. Знаменитая работа Р. Коуза на первый взгляд практически не затрагивала юридических проблем: действительно, в ней не рассматриваются какие-либо конкретные правовые нормы. Однако значимость ее для понимания экономического подхода к праву неоспорима, ибо в ней сформулирован общий подход к интерпретации любой юридической системы. По мнению Р. Коуза, причина существования правовой системы — неравенство нулю трансакционных издержек: «Если мы переходим от режима с нулевыми трансакционными издержками к режиму с положительными трансакционными издержками, немедленно становится ясной решающая важность правовой системы... Я объяснил в статье "Проблема социальных издержек": то, что продается на рынке, вовсе не есть, как часто полагают экономисты, физические объекты, а представляет собой права осуществления определенных действий, и права, которыми располагают индивиды, установлены посредством правовой системы. Хотя мы можем представить в гипотетическом мире нулевых трансакционных издержек, что стороны обмена могут договориться об изменении любых положений закона, которые мешают им предпринимать какие-то шаги, которые требуются для увеличения стоимости, в реальном мире положительных трансакционных издержек такая процедура была бы крайне дорогостоящей и оказалась бы невыгодной, даже если бы такие сделки относительно закона были разрешены. Вследствие этого те права, которыми владеют индивиды, вместе с их обязанностями и привилегиями, будут в значительной мере такими, как их определяет закон. В результате, правовая система будет оказывать глубокое воздействие на работу экономической системы и в некотором смысле управлять ею» [Coase, 1991]. Неоклассическая интерпретация теоремы Коуза, составляющая одно из оснований экономического анализа права, трактует ее как модель спора между двумя индивидами или фирмами по поводу установления некоторой правовой нормы, т.е. в точности так, как трактуется спор (диспут), который формирует подобные установления в ходе вынесения судебных решений в системе общего права. Такие параллели имеют весьма глубокие основания: исследователи, работающие в рамках экономического анализа права, часто полагают, что институты общего права, направленные на выработку согласованных частных решений через судебное состязание, представляют собой не что иное, как разновидность рынка. Действительно, спор между сторонами по поводу использования тех или иных прав собственности создает переговорную ситуацию, или ситуацию рыночной сделки, в которой в принципе согласованное решение может быть найдено самими сторонами без обращения к третьей стороне — суду, арбитру, государству и т.п. Однако дороговизна заключения соответствующей прямой сделки при некоторых условиях приводит к обращению сторон к правовым институтам, которые и выполняют функцию рынка — приводят к совершению обмена. Заслуга Р. Коуза состоит здесь в том, что он показал: при отсутствии трансакционных издержек результатом переговоров сторон будет такое перераспределение прав, которое окажется эффективным (т.е. будет максимизировать стоимость) и одновременно не зависящим от лежащих в их основе юридических правил. Напротив, положительные трансакционные издержки, препятствующие ведению переговоров и заключению обоюдовыгодной сделки, приводят к тому, что эти правила становятся значимыми. Роль суда, таким образом, с экономической точки зрения, сводится к тому, чтобы заменить собой отсутствующий рынок с нулевыми трансакционными издержками. В целом теорема Коуза является одним из оснований тезиса, детально развитого Д. Нортом: институты имеют значение для анализа и объяснения экономики. Исходя из нее любое правило, начиная с детально проработанных систем нормативных актов (кодексов) и кончая простейшими правилами обычного права, необходимо рассматривать как. механизм, призванный решать проблему минимизации трансакционных издержек, т.е. общеэкономическую проблему повышения эффективности использования ограниченных ресурсов. Разумеется, экономический подход и ранее, в 1920— 1930-е годы, применялся в рамках правовых исследований, однако только в отдельных специальных областях, прежде всего в рамках антимонопольного законодательства, и отнюдь не в качестве методологического подхода. До появления указанных пионерных работ взаимодействие права и экономической теории ограничи- валось изучением тех законов, которые явно регулировали экономические отношения: речь идет о налоговом законодательстве, регулировании деятельности корпораций и рынка ценных бумаг. Некоторые исследователи, изучающие вопросы развития экономического анализа права, отмечают, что первые попытки в этой области предпринимались еще в XIX в. (см., например, [Hovenkamp, 1995]. Однако разработки, выполненные в те годы, существенно отличались от работ, которые в настоящее время относятся к данному направлению неоинституциональной экономической теории. Эти отличия практически полностью обусловлены произошедшими за столетие изменениями в самой экономической науке. Дело в том, что «старый» экономический анализ права исходил из того варианта маржинализма, который допускал возможность межличностного сравнения полезностей. Соответственно, в центре внимания ученых, занимавшихся этой проблематикой, находились вопросы справедливости, понимаемой как та или иная форма выравнивания доходов, богатства и т.п. В первую очередь их интересовали вопросы законодательного обустройства политики перераспределения богатства, обоснования содержания законов и государственной политики, которые позволили бы создать справедливое государство благосостояния. Формирование основ неоклассической экономической теории «перевело» подобные исследования в состав предмета истории экономической мысли. Значение работ Коуза и Калабрези заключалось, таким образом, в том, что в них экономический подход был применен к правовым институтам в целом, т.е. к праву как социальному институту. Иными словами, экономические представления и модели начали применяться за пределами собственно экономики как сферы рациональных действий людей по распределению и использованию ограниченных ресурсов (см. примечание в конце этой главы). В этой связи важно назвать еще одного исследователя, существенно расширившего сферу использования экономического подхода к изучению общественных явлений — Г. Беккера. Возглавляемое им направление получило, как известно, наименование «экономического империализма», поскольку его последователи активно «захватывали» такие традиционно неэкономические области анализа, как преступность, расовая дискриминация, демографическое «производство» домохозяйств и т.д. [Becker, 1968, 1971, 1976, 1991]. Именно исходя из упомянутых представлений и обобщая ряд конкретных аналитических исследований, Р. Познер показал, что многие доктрины и институты правовой системы могут быть объяснены как формы и способы минимизации трансак-ционных издержек при осуществлении различных, не только экономических, видов человеческой деятельности [Posner, 1977], о чем говорилось в начале этой главы. Утверждение о том, что применение экономического подхода к анализу права представляет собой выход за пределы исследования человеческого поведения в связи с использованием ограниченных ресурсов, является достаточно широко распространенным. Оно основывается на убежденности в том, что правила не являются экономическими ресурсами. Однако это утверждение вызывает большие сомнения. Дело в том, что для выполнения значительного числа правил необходимо наличие внешних гарантов, мощности которых по обслуживанию сторон, обращающихся к гарантам в связи с возникающими нарушениями, являются, безусловно, ограниченными. Фактически только самоосуществляющиеся контракты в своем функционировании не зависят от ограниченных мощностей внешних гарантов. Поэтому более точной характеристикой экономического анализа права будет не оценка этого направления как «выхода» за пределы стандартного предмета экономической науки, а определение его как результата углубления понимания самого этого предмета. Вопросы для самопроверки О В чем состоит смысл интерпретации правовых систем на базе теоремы Коуза? О Что представляют собой институты общего права с точки зрения экономической теории? Q Какова роль правовых норм в мире нулевых трансакцион-ных издержек? О Аналогом чего является суд в мире ненулевых трансакци-онных издержек? О Как соотносятся экономическая теория права и «экономический империализм»? О Каковы базовые предпосылки экономического анализа права? О Всегда ли юридические нормы способствуют максимизации или созданию стоимости (в том числе путем устранения препятствий для максимизации стоимости экономическими агентами)? О При каких условиях принятие законодателем юридической нормы означает возникновение нового (или изменение существовавшего) института? О От каких основных факторов зависит возможность государства изменить действующие экономические институты? О В чем заключается различие между концепцией поиска ренты и концепцией вымогательства ренты? О Каковы два базовых направления анализа юридических норм? О Какие нормативные акты можно считать экономически эффективными? О Какие нормативные акты можно считать осуществимыми? О В чем заключается сравнительное преимущество юридических норм системы общего права с точки зрения осуществимости этих норм? Основные понятия главы • Теорема Коуза • Экономический анализ права • Экономическая эффективность юридической нормы • Осуществимость юридической нормы I лава Date: 2015-09-22; view: 906; Нарушение авторских прав |