Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории изучения связи языка и общества





Отдельные наблюдения над фактами, указывающими на связь языка и общественных явлений, мы находим в трудах В. Гумбольдта, младограмматиков, Г. Вундта, Г. Штейнталя, А. А. Потебни. Изучение истории языка в тесной связи с исто­рией народа было начато в России трудами Ф. Ф. Фортунатова в 70-х гг. XIX в. Основатель Московской лингвистической школы Фортунатов направил внимание исследователей на факты истории народа, без которых нельзя понять факты дробления и схождения разных языков, существования диа­лектов и языковых контактов.

В 1894 г. вышла книга французского ученого Поля Лафар-га «Язык и революция», в которой он анализировал факты влияния Великой французской революции на язык нации. В конце XIX — первой половине XX в. ученик Фортунатова ака­демик А. А. Шахматов, французский лингвист Антуан Мейе и его ученики, немецкий диалектолог Т. Фрингс исследовали связи между изменениями в семантике языков и социальными сдвигами в истории народов. А. Соммерфельт в работе «Язык и общество» (1938) указал на связь между типом человеческо­го мышления, общественным укладом и типом языка.


 


Язык и общество 357

Проблемы функционального стилистического дробления языка, соотношения литературного языка и диалектов, устной и письменной форм речи разработал чешский лингвист Богу-слав Гавранек и другие языковеды Пражского лингвистическо­го кружка.

В 20-30-х гг. XX в. бурное развитие получила социолин­гвистика в СССР. Неотложные задачи создания письменности для бесписьменных народностей, организация образования и издательского дела на их языках, выбор языка обучения для ор­ганизации среднего и высшего образования, ликвидация негра­мотности и малограмотности потребовали решения многих со­циолингвистических вопросов. К этому времени относятся со­циолингвистические работы Е. Д. Поливанова, Р. О. Шор, Б. А. Ларина, Л. Я. Якубинского, В. М. Жирмунского, А. М. Се-лищева и других.

В теории Соссюра, как известно, на первый план была вы­двинута «внутренняя лингвистика». Это обстоятельство надол­го отвлекло внимание зарубежных лингвистов от проблем «внешней лингвистики». Только в 60-х гг. XX века к пробле­мам социолингвистики обратились американские ученые (В. Лабов, Д. Хаймс и др.). Они изучают проблемы взаимодей­ствия языков в многоязычных странах, проблемы выбора язы­ка массовой коммуникации в развивающихся странах, соци­альную дифференциацию языка, проблемы формирования гибридных языков и др.

В последние десятилетия XX века, после распада СССР в бывших союзных республиках появились выступления против русского языка как государственного или хотя бы одного из государственных. Началось наступление на право русскоязыч­ного населения пользоваться родным языком в общественных и образовательных учреждениях. Стали как никогда актуаль­ными поиски путей сбалансированного функционирования родного и русского языков в молодых государствах СНГ. Под­нялась новая волна интереса к проблемам билингвизма.

В современную социолингвистику вошел очень широкий круг проблем: от социальных аспектов истории и диалектоло­гии языка, этнографии речи, социальной диалектологии, дву­язычия и многоязычия до проблем государственной политики


358___________________________________________ Тема 14

в выборе языка массовой коммуникации и проблем создания единого языка общечеловеческого общения. Намечается тен­денция к выделению в социолингвистике самостоятельных от­делов. Предлагается, например, разграничивать социолингви­стику, изучающую отражение в языке социальных явлений и процессов; лингвосоциологию, изучающую влияние языка на общественные процессы; этнолингвистику, изучающую на­циональные, народные, племенные особенности этносов, от­раженные в языке, лингвокультурологию и некоторые другие.







Date: 2015-09-22; view: 471; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию