Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из истории изучения связи языка и общества
Отдельные наблюдения над фактами, указывающими на связь языка и общественных явлений, мы находим в трудах В. Гумбольдта, младограмматиков, Г. Вундта, Г. Штейнталя, А. А. Потебни. Изучение истории языка в тесной связи с историей народа было начато в России трудами Ф. Ф. Фортунатова в 70-х гг. XIX в. Основатель Московской лингвистической школы Фортунатов направил внимание исследователей на факты истории народа, без которых нельзя понять факты дробления и схождения разных языков, существования диалектов и языковых контактов. В 1894 г. вышла книга французского ученого Поля Лафар-га «Язык и революция», в которой он анализировал факты влияния Великой французской революции на язык нации. В конце XIX — первой половине XX в. ученик Фортунатова академик А. А. Шахматов, французский лингвист Антуан Мейе и его ученики, немецкий диалектолог Т. Фрингс исследовали связи между изменениями в семантике языков и социальными сдвигами в истории народов. А. Соммерфельт в работе «Язык и общество» (1938) указал на связь между типом человеческого мышления, общественным укладом и типом языка.
Язык и общество 357 Проблемы функционального стилистического дробления языка, соотношения литературного языка и диалектов, устной и письменной форм речи разработал чешский лингвист Богу-слав Гавранек и другие языковеды Пражского лингвистического кружка. В 20-30-х гг. XX в. бурное развитие получила социолингвистика в СССР. Неотложные задачи создания письменности для бесписьменных народностей, организация образования и издательского дела на их языках, выбор языка обучения для организации среднего и высшего образования, ликвидация неграмотности и малограмотности потребовали решения многих социолингвистических вопросов. К этому времени относятся социолингвистические работы Е. Д. Поливанова, Р. О. Шор, Б. А. Ларина, Л. Я. Якубинского, В. М. Жирмунского, А. М. Се-лищева и других. В теории Соссюра, как известно, на первый план была выдвинута «внутренняя лингвистика». Это обстоятельство надолго отвлекло внимание зарубежных лингвистов от проблем «внешней лингвистики». Только в 60-х гг. XX века к проблемам социолингвистики обратились американские ученые (В. Лабов, Д. Хаймс и др.). Они изучают проблемы взаимодействия языков в многоязычных странах, проблемы выбора языка массовой коммуникации в развивающихся странах, социальную дифференциацию языка, проблемы формирования гибридных языков и др. В последние десятилетия XX века, после распада СССР в бывших союзных республиках появились выступления против русского языка как государственного или хотя бы одного из государственных. Началось наступление на право русскоязычного населения пользоваться родным языком в общественных и образовательных учреждениях. Стали как никогда актуальными поиски путей сбалансированного функционирования родного и русского языков в молодых государствах СНГ. Поднялась новая волна интереса к проблемам билингвизма. В современную социолингвистику вошел очень широкий круг проблем: от социальных аспектов истории и диалектологии языка, этнографии речи, социальной диалектологии, двуязычия и многоязычия до проблем государственной политики 358___________________________________________ Тема 14 в выборе языка массовой коммуникации и проблем создания единого языка общечеловеческого общения. Намечается тенденция к выделению в социолингвистике самостоятельных отделов. Предлагается, например, разграничивать социолингвистику, изучающую отражение в языке социальных явлений и процессов; лингвосоциологию, изучающую влияние языка на общественные процессы; этнолингвистику, изучающую национальные, народные, племенные особенности этносов, отраженные в языке, лингвокультурологию и некоторые другие. Date: 2015-09-22; view: 471; Нарушение авторских прав |