Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурные группировки слов и словоформ в системе частей речи
В рамках одной части речи слова группируются в более мелкие ряды и объединения разного рода на основе лексических значений более низкого ранга, чем значение части речи, и синтаксических значений словоформ, которые способна иметь данная часть речи (если для всех этих значений имеются специальные морфемы). Изучение таких рядов и объединений показывает их большую пестроту и разнородность. Таковы, например, разряды одушевленных и неодушевленных существительных, фа-зисных и модальных глаголов, относительных и качественных прилагательных, определенных и неопределенных артиклей, а также ряды словоформ, выражающих синтаксические падежные значения объекта или инструмента действия, ряды глагольных словоформ со значениями 1, 2, 3-го лица и т. д. Такие ряды и объединения получили название грамматических категорий и лексико-грамматических разрядов. Каждая такая группировка устроена системно, выявляется в противопоставлениях из двух, трех и более составляющих. Например, русская категория падежа имеет шесть членов. Александр Моделирование морфемных подсистем языка___________ 277 Владимирович Бондарко отличает грамматическую категорию от лексико-грамматического разряда по следующим признакам. У грамматической категории обязательно имеется система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм (аффиксальных морфем) с однородным значением. У лексико-грамматического разряда такая система форм не прослеживается, хотя могут быть некоторые грамматические средства выражения. Например, в европейских языках есть грамматическая категория определенности / неопределенности, которая представлена системой употребления определенного и неопределенного артиклей. В русском языке такой грамматической категории нет, хотя можно найти лексико-грамматический разряд слов с семантикой определенности (имена людей, названия конкретных предметов, уникальных объектов типа: солнце, луна и некоторых др.), которые в отличие от неопределенных объектов предпочтительно имеют винительный, а не родительный падеж при отрицании (не вижу солнце, не вижу Олю, но не вижу света, не вижу деревьев и т. п.). Грамматической категорией является залог глагола, а возвратные глаголы на -ся представляют собой лексико-граммати-ческий разряд русского языка, поскольку морфемные оппозиции у них не обязательны. Переходные и непереходные глаголы — это лексико-грамматические разряды, а не грамматические категории. Глубокое взаимодействие грамматических категорий между собой показал американский лингвист Уорф, который в 1937 г. разработал оригинальную типологию грамматических категорий. Он различает открытые и скрытые грамматические категории. Открытая категория имеет формальное выражение в каждом предложении, содержащем член этой категории. Нельзя, например, употребить существительное русского языка без категории рода, причем эта категория будет представлена и в прилагательном, а иногда и в глаголе, которые согласуются с данным существительным: Эта фарфоровая чашка неизменно привлекала внимание посетителей музея. Скрытая категория выражается особым показателем только в некоторых случаях, в специальных контекстах. Например, 278__________________________________________ Тема 10 в английском языке существительное не имеет морфемных показателей рода. При необходимости указать самца или самку животного перед его наименованием ставятся местоимения he /she (он / она): he-cat или she-cat (букв, он-кот, она-кот), he-goat или she-goat (букв, он-коза, она-коза). Обнаружение скрытых категорий значительно углубляет понимание внутренней организации системы частей речи. Становятся понятными принципы группировки тех слов, которые не имеют всего набора возможных у данной части речи словоформ. Категории таких слов Уорф назвал изосемантиче-скими. Сравним склонение двух русских существительных женского рода: весна ночь весны ночи весне ночи весну ночь весной ночью о весне о ночи. Слово весна при склонении имеет шесть разных словоформ, а слово ночь — только четыре. Однако для слова ночь так же, как и для слова весна, русская грамматика устанавливает шесть падежных форм, что вытекает из принципа изосе-мантичности словоформ, т. е. из способности того и другого слова выражать одни и те же значения в однотипных синтаксических позициях: нет весны / ночи, дело идет к весне / к ночи, люблю весну / ночь, песня о весне / о ночи. Четыре формы слова ночь обслуживают тот же круг значений, что и шесть форм слова весна. Уорф выявил особенности модулирующих категорий. Эти категории могут быть прибавлены или устранены произвольно в отношении любого слова данного класса. Например, падежи — модули категории существительных, а виды и времена — модули категории глагола. Открытый формант конкретной модулирующей категории является ключом модуля. Уорф наметил основные ступени иерархии грамматических категорий: специфические — родовые — таксономические категории. Например, специфические: именительный, ро- Моделирование морфемных подсистем языка дительный, дательный и другие падежи; родовые — прямой и косвенные падежи; таксономическая — категория падежа (в отличие, например, от категории числа). Грамматические категории и лексико-грамматические разряды слов структурно организуют не только каждую из частей речи, отдельно взятую. Некоторые из них объединяют в один ряд слова разных частей речи (например, категории рода, числа, лица для существительных, местоимений и глаголов; категории рода, числа и падежа для существительных и прилагательных и мн. др.). Это обеспечивает структурную организацию всей системы частей речи данного языка. Группировки слов по общим морфемам складывались в языках позднее всех других. Выражаемые ими значения наиболее абстрактны и удалены от объективных отношений вещей в мире. Какие именно значения получили морфемное оформление, зависело от фантазии народа и особенностей языковых средств, которыми располагал народ. Поэтому системы группировок слов по морфемным показателям в разных языках очень мало соотносятся, а овладение этими группировками представляет большие трудности. Это обстоятельство делает изучение системы частей речи с ее грамматическими категориями особенно важным в практических целях. Распределение словоформ по частям речи является наиболее глобальной классификацией лексем, охватывающей их все без исключения. Внутри частей речи просматриваются более мелкие лексико-грамматические разряды, которые охватывают только ограниченные группы слов. Уже без опоры на морфемные показатели лексикологи выделяют лексико-семантические поля, внутри них лексико-семантические разряды и группы, в составе которых находятся самые мелкие объединения слов — родо-видовые, синонимические ряды, антонимические пары. Выясняя количество и качество оппозиций внутри каждой лексико-семантической группы и их взаимные пересечения, исследователи предполагают в конечном счете получить модель всей лексической подсистемы языка. В заключение скажем, что в нашей модели лексико-семантические, деривационные поля и части речи описаны как раздельные подсистемы. В языковом сознании они тесно пере- Тема 10 плетаются и пересекаются, так что одна и та же словоформа одновременно входит во все три подсистемы. Модель лексикона должна быть объемной, голографической. Пока такая модель еще не построена. Литература Аликаева Е. В. Словообразовательное гнездо и словообразовательный ряд в терминах теории систем // Филологические науки. 1995, № 1, с.55-63. Кубрякова Е. С. Основы морфологического анализа. М.,1974. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. М., 1997. Шведова Н. Ю. Местоимение и смысл. М., 1998. Date: 2015-09-22; view: 599; Нарушение авторских прав |