Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос об элементе подсистемы частей речи





По словоизменительным морфемам (флексиям) в языках, имеющих морфемы, все слова четко разделяются на большие классы, объединенные одинаковыми парадигмами словоизме­нения. Эти классы слов были замечены еще в античной грам­матике и названы частями речи.

дождливый дождливого дождливому дождливым
дождь дождя дождю дождем

Дождьдождливыйдождить отличаются друг от друга по аффиксальной части, но еще существеннее их разли­чие по парадигмам:

дождить

дождил

дождит

будет дождить

и т. д.

Части речи охватывают все слова языка, имеющего мор­фемы, и образуют наиболее четко выраженную подсистему объединений слов, хотя в состав одной части речи могут вхо­дить тысячи лексем.

Элементом подсистемы частей речи является ЧАСТЬ РЕ­ЧИ — класс слов, выделяемый по общности парадигм слово­изменения. Однако такая общность не всегда бывает отчетли­вой, и потому принципы выделения части речи и установления ее границ и места в соотношении с другими частями речи были предметом дискуссий с античных времен.

Части речи выделялись то по наиболее общему лексиче­скому значению, то по соответствию логической категории субстанции, признака, действия. Этот подход оставляет вне классификации служебные части речи, возникают затруднения с классификацией нетипичных слов. Например, отглагольные существительные (прыжок, движение и т. п.) по логическому значению — действия, а по категориальному — предметы.

Существует прямо противоположный подход: выделение частей речи исключительно по грамматическим показателям,


274__________________________________________ Тема 10

по набору словоизменительных морфем. Такой подход натал­кивается на трудности в трактовке слов, которые, принадлежа по семантике к той или иной части речи, не обладают прису­щей этой части речи парадигмой. Таковы, например, нескло­няемые существительные в русском языке (какаду, пони, ко­либри и т. п.). Этот подход пытались откорректировать обра­щением к синтаксической функции, выполняемой словами. Например, способность слова пони выступать в роли подле­жащего или дополнения обеспечивает ему принадлежность к существительным.

Традиционное учение о частях речи и, в частности, учеб­ная классификация частей речи складывались с опорой на оба подхода: логико-семантический и формально-грамматический. Часть речи определяется на основе общего для всех входящих в нее слов значения, на основе ее парадигматики и с учетом ее синтаксических возможностей.

Ведущий признак для выделения частей речи четко опре­деляется при сопоставлении классов слов в языках флективно­го строя с классами слов в языках изолирующего строя типа китайского, в котором нет словоизменительных аффиксов. Слова китайского языка, взятые вне предложения, не выявля­ют никакой отнесенности к категориям предметности, призна­ка, действия. Эта отнесенность определяется только в предло­жении по позиции слова. Геннадий Прокопьевич Мельников иллюстрирует это положение такими китайскими примерами.

Жень ды шу (букв, человек, сущность, книга) — книга че­ловека.

Шу ды жень (букв, книга, сущность, человек) — книжник.

Ты ды шу (букв, ты, сущность, книга) — твоя книга.

Май ды шу (букв, покупать, сущность, книга) — куплен­ная книга.

Не случайно в китайском языкознании не существовало учения о частях речи. Китайская лингвистика пользуется кате­горией цзы (значимый однослог).

Различия логико-семантических классов слов в языках аналитического строя выражаются корневыми морфемами и синтаксическими позициями в предложении. В языках же, имеющих аффиксы, некоторые наиболее обобщенные лексиче-


Моделирование морфемных подсистем языка 275

ские значения оказались помеченными словоизменительными аффиксами. Именно этот морфемный показатель помог офор­мить и закрепить деление слов на классы частей речи, провел между ними глубокие формальные разграничения. Учение о частях речи имеет смысл только для языков со словоизмени­тельными аффиксами. Если в языке нет таких аффиксов, то де­ление слов на классы неминуемо сольется с лексико-семанти-ческими классификациями.

Но и в морфемных языках деление слов на части речи не бывает последовательным и логически безупречным, потому что морфемное оформление не охватывает абсолютно все сло­ва одной и той же части речи, одной и той же обобщенной се­мантики.

Как заметил замечательный отечественный филолог Вик­тор Максимович Жирмунский, классификация объектов науки, существующих в природе или в обществе, на самом деле вовсе не требует той формально-логической последовательности принципа деления, которая необходима для классификации отвлеченных понятий. Она требует только правильного описа­ния системы признаков, определяющих в своей взаимосвязи данный реально существующий тип явлений. Безупречная с точки зрения формальной логики классификация в примене­нии к подсистемам языка разъединяет то, что реально связано, объединяет то, что реально различается.


В системе частей речи наиболее четко с помощью пара­дигматических классов оформлены существительные и глаго­лы. Эти два класса слов резко противопоставлены. Другие классы слов (прилагательные, числительные, наречия, служеб­ные слова и проч.) формировались на их основе. Глубоким своеобразием отличаются местоимения. Наталья Юльевна Шведова характеризует их как слова, противопоставленные всем другим словам — именующим, связующим и квалифици­рующим. Местоимения означают смыслы, восходящие к гло­бальным понятиям материального и духовного мира — поня­тиям о пространстве, о живом существе, предмете, явлении, признаке, количестве, способе осуществления чего-либо, а также об элементарных связях и отношениях между данностя­ми реального мира и его познания.


276______ Тема 10

Элемент системы частей речи — отдельная часть речи — оказывается очень сложным образованием. Это класс слов, объединенных общим лексическим значением высокого уров­ня абстракции и целой системой словоизменительных пара­дигматических рядов, в той или иной мере охватывающих сло­ва данного класса. Организация части речи вполне отвечает полевой модели системы языка. Ядро образуют группы слов, которые обладают всей системой словоформ этой части речи. Слова с неполной парадигмой оказываются на периферии.

В системе частей речи могут быть классы, еще не полу­чившие достаточно четкого морфемного оформления, но вы­деляющиеся на фоне хорошо оформленных классов слов. Формирование части речи начинается с возникновения нового обобщенного лексического значения, стимулированного син­таксической позицией, обычно предикатной.







Date: 2015-09-22; view: 469; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию