Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лексико-семантические группировки слов в лексической подсистеме языка





Слова, связанные между собой описанными выше типами оппозиций, составляют лексико-семантические группировки разного объема и структуры. Выявить все системные связи в лексике какого-либо языка — чрезвычайно трудоемкая задача. По подсчетам Петра Никитича Денисова, индивидуальный за­пас личности в среднем составляет примерно 30000 слов, об­щеупотребительная лексика в рамках литературного языка достигает 300 000 единиц. Если учесть специальные термины разных сфер человеческой деятельности, то число единиц ока­жется больше миллиона.

Внимательно рассмотреть все оппозиции между миллио­ном элементов — задача на многие годы. Исследователи идут к ее решению с разных сторон: как от глобальных классифика-


256___________________________________________ Тема 9

ций, рассчитанных на охват всего лексикона языка, так и от микрогрупп — синонимических, родовидовых и т. п.

Отечественный лингвист-теоретик Юрий Николаевич Ка­раулов приводит одну из возможных классификаций по клас­сам понятий. В ней различаются такие крупные группировки лексики:

вселенная: небо и небесные тела, земля, растения, животные;

человек: человек как живое существо, душа и разум, чело­век как общественное существо, социальная организация и ин­ституты;

человек и вселенная: бытие и разрушение, качества и со­стояния, пространство, время, движение, изменение, наука и техника.

Наиболее богата словами и хорошо структурирована об­ласть человек, за ней область вселенная. Третья область наиме­нее разработана, некоторые ее отделы представлены немноги­ми словами, не образующими друг с другом оппозиций по се­мам. Тезаурус, по мнению Караулова, дает приближение к целостному представлению лексической подсистемы языка, хотя и является ее усредненной моделью.

Противоположный путь начинается от самых мелких группировок слов, ближайших друг к другу по смыслу, кото­рые образуют синонимы, антонимы, родовидовые группиров­ки, лексико-семантические группы и разряды, наконец, лекси­ко-семантические поля. Поскольку слово по разным семемам входит в разные лексико-семантические группировки и в то же время единая лексема связывает все свои семемы в одну мик­роструктуру, отношения внутри лексико-семантических разря­дов и полей оказываются пересекающимися и разнонаправ­ленными. В лексиконе человека группы слов и слова перепле­таются как причудливо запутанные нити, и потому выделить из их переплетений отдельные участки можно только условно в целях их исследования.

Обычно выделяют такие лексические группировки как синонимические ряды, лексико-семантические группы и поля, лексико-фразеологические поля, тематические группы, ассо­циативные группировки. Не всегда между разными типами группировок можно провести четкую грань.


Моделирование лексико-семантической подсистемы языка 257

Синонимический ряд — группа синонимов, объединенных вокруг одного главного члена — доминанты. Доминанта имеет наиболее общее значение, обычно может заменять другие си­нонимы в определенных контекстах, в стилистическом отно­шении является обычно межстилевой единицей. Ср.: популяр­ный, знаменитый, известный, прославленный; вежливый, так­тичный, учтивый, корректный; спорить, возражать, перечить, противоречить и др.

Лексико-семантическая группа (ЛСГ) — большая группа слов одной части речи, объединенных одним словом — иден­тификатором или устойчивым словосочетанием, значение ко­торого полностью входит в значение остальных слов группы и которое может заменять остальные слова в некоторых контек­стах. Например: молоток, лопата, грабли, клещи, пила, плоско­губцы, отвертка — «инструменты»; врач, медсестра, фельд­шер, ординатор, акушерка, главврач и др. — «медицинские ра­ботники».

Лексико-семантическое поле (ЛСП) — совокупность большого числа слов одной или нескольких частей речи, объ­единяемых общим понятием (семой). Именем поля является, как правило, словосочетание, называющее понятие, объеди­няющее слова в поле. Например: машина, троллейбус, вело­сипед, пароход, корабль, такси, трамвай, поезд и др. — «средства транспорта»; год, час, минута, секунда, месяц, не­деля, миг, лето, зима, век и др. — «наименования периодов времени».

Лексико-фразеологическое поле (ЛФП) — лексико-семан­тическое поле, в которое входят и фразеологические единицы.

Лексико-семантические группы и поля имеют свое ядро и периферию. Ядро образуют варианты, синонимы, антонимы, родовидовые группы, объединенные нулевыми и привативны-ми оппозициями. На периферии поля находятся слова, связан­ные эквиполентными оппозициями с ядерными лексемами. Так, в поле житьумирать через связь житьдышать можно перейти и к более отдаленным лексемам: устать, от­дыхать, спать, бодрствовать и т. д.


Разные лексико-семантические поля отличаются и по чис­лу своих компонентов и по количеству и качеству оппозиций

9- ОБщее языкознание


258___________________________________________ Тема 9

между ними. Важнее всего для человека он сам и его ближай­шее окружение, поэтому наиболее детально разработаны лек-сико-семантические поля родственных отношений, профессий, занятий, пищи, бытовых действий и т. п. Менее важные и ме­нее знакомые сферы, не составляющие предмета широкого по­вседневного обсуждения (вселенная, микромир и т. п.), не имеют больших и хорошо структурированных лексико-семантических полей.

Слова, входящие в одно лексико-семантическое поле, пе­реживают общие семантические процессы: денотативные се­мемы развивают однотипные коннотации, переживают тожде­ственные метонимические и метафорические сдвиги. Напри­мер, названия наук обычно используются и как названия учебников по данной науке (купи «Физику», куда завалилась моя «Грамматика»?). Названия растений используются и как названия плодов этого растения (ср. груша, вишня, слива, ряби­на и некоторые другие); название части тела употребляется и для обозначения заболевания этой части тела {дайте таблетки от головы, мучается от живота, температура от горла и т. п.); название животного обозначает и мясо этого животно­го (ешьте курицу, суп из кролика и т. д.).

Лексико-семантические поля разных языков имеют на­циональную специфику. Она проявляется в количестве слов, наполняющих поле, в количестве и типах оппозиций между семемами и лексемами данного поля. Классический пример Ельмслева, в котором сравниваются обозначения детей одних родителей, хорошо это иллюстрирует.


Моделирование лексико-семантической подсистемы языка 259

Семантические признаки, организующие эту микрогруп­пу— пол ребенка и последовательность рождения, универ­сальны, но по-разному распределены между лексемами. В ма­лайском языке они лексемами не разграничены, в русском при помощи лексем разграничен пол ребенка, а в венгерском — и пол, и последовательность рождения детей в семье.

Условия жизни и быта народа способствуют более или менее детальному структурированию того или иного лексико-семантического поля. Названия снега у народов тундры разра­ботаны детальнее, чем у других народов; лексика рыболовства богаче у рыболовецких народов и т. д. У оленеводов сущест­вуют специальные названия для оленя, новорожденного оле­ненка, оленя до двух лет, оленя самца и оленя самки от двух до трех лет, для старых оленей и т. д.

Тематическая группа (поле) — совокупность большого числа слов, устойчивых словосочетаний и фразеологизмов, единиц разных частей речи, относящихся к одной сфере дейст­вительности. Например, тематические группы (поля) — спорт, сельское хозяйство, промышленность, быт, искусство и др.

Ассоциативная группа (поле) — совокупность слов, свя­занных в сознании человека с каким-либо словом-стимулом. В ассоциативную группу могут входить слова разных частей речи. Например: пустыня — песок, жара, верблюд, колючки, пить, желтая, барханы; молоко — белое, корова, доярка, доить, сено, пастись, пакет, бутылка; цветок — ромашка, роза, букет, тюльпан, запах, красивые. Ассоциации делятся на синтагма­тические (образующие со стимулом словосочетание) и пара­дигматические (имеющие какую-либо общность со стимулом, но не образующие с ним словосочетаний). К примеру, идти — пешком (синтагматическая ассоциация), идти — бежать (пара­дигматическая ассоциация).

Ассоциативные группы не входят в иерархическую орга­низацию лексических группировок (тематическая группаЛСПЛСГсинонимический ряд), они пронизывают во всех направлениях всю лексическую систему языка. Ассоциации иг­рают большую роль в запоминании лексики, в организации её



Тема 9


упорядоченного хранения в памяти, а также в художественном тексте, где во многом обусловливают подтекст произведения.

 







Date: 2015-09-22; view: 2571; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию