Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолингвистические модели структуры словаря человека
Многомерность оппозиций, в которые входит слово, их разнонаправленноеть подтверждаются и экспериментами психолингвистов. Известный психолог Татьяна Васильевна Аху-тина, рассматривая существующие гипотезы организации лексической памяти человека и проверяя их данными наблюдений за больными людьми, страдающими расстройствами речи, приходит к заключению, что для лексических единиц наиболее характерны связи по типу каталога с детальными перекрестными отсылками, участки словаря могут быть организованы как иерархическое дерево с ветвями для каждого слова. Например: Небольшие участки словаря (порядковый счет, названия месяцев, дней недели, фразеологические сочетания слов) хранятся блоками, в порядке следования друг за другом во времени, в текстах или в счете. В детском возрасте, когда словарь ребенка еще невелик, обнаруживаются группировки слов по их отнесенности к одному денотату: собака — колли — Лэсси -- животное (об одной собаке). Такие группировки создаются в результате установления предикативных отношений типа: Лэсси — это собака, собака — это животное и т. д. Конкретная лексика в некоторых разрядах может группироваться на основе мысленных картинок-образов, в тесной ассоциации с ними. По данным психолингвистики, слово предстает как сложный комплекс моторных, акустических, зрительных работ мозга. Рас- А. Моделирование лексико-семантической подсистемы языка 261 пад слова создает множество афазий, расстройств языковой деятельности: моторных, сенсорных, акустических и др. Александра Александровна Залевская в итоге изучения психолингвистических механизмов хранения лексической подсистемы в мозгу человека пришла к выводу о необходимости создания объемной многомерной голографической модели этой подсистемы. Линейные модели принципиально не способны представить разнонаправленность десятков и сотен связей каждого слова с другими словами в лексической подсистеме языка. Литература Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. М., 1974. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологичёской семантике языка. Воронеж, 1996. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М., 1977. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека. Воронеж, 1990. Копыленко M. M., Попова 3. Д Очерки по общей фразеологии. Воронеж, 1978. Попова 3. Д., Стернин И. Л. Лексическая система языка. Воронеж, 1984. Date: 2015-09-22; view: 696; Нарушение авторских прав |